Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Православный праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение) — 1 апреля 2018 года

Сын Божий в сопровождении преданных учеников отправился из своего селения в столицу Иудеи. Христос, взойдя на ближайший холм, устремлял взгляд на Иерусалим, которому суждено было стать местом Его Страданий. Множество народа встречали Его пришествие с ветвями пальмы и криками «Осанна!» (слава, спасение).

Праздник Вход Господень в Иерусалим аллегорически означает Второй Приход. Первое прибытие на иудейскую землю характеризовалось стремлением Всевышнего предстать в образе Спасителя, искупающего греховные дела человечества.

Суть праздника

Событие оказало главенствующее влияние на жизнь Сына Божьего. Оно описывается четырьмя апостолами-евангелистами. Торжественный приход Искупителя в иудейскую столицу накануне Пасхи предшествует Мучениям Христе Боже на Голгофе и был описан в ветхозаветных пророчествах.

Важно! Православная Церковь ежегодно проводит праздник, где прихожане и служители вспоминают это грандиозное событие. Его отмечают в воскресенье, которое идет перед Пасхой. Соответственно, праздник входит в ранг переходящих торжеств. В 2018 году Вербное воскресенье намечено на 1 апреля.

Событие имеет и другое наименование: Неделя пальмовых ветвей (ваий). Эти атрибуты занимают главное место в символике торжества и литургического расписания. Святитель Амвросий объясняет это положение и дает трактовку.

  • Он говорит, что дела милосердия аллегорически обозначаются через исходящий из масличного дерева специфический елей, заживляющий раны и избавляющий от различных недугов.
  • Белые кончики финикового дерева символизируют то, что после жизни, преисполненной скорбями и страданиями, верующих ожидает чистый свет отеческого блаженного дома.
На заметку! На Руси пальму заменили на ветви вербы, поэтому торжество обрело название Вербного воскресенья. Впрочем, для традиции славян известно наименование Недели цветоносной.

Православное Празднование Входа Господня в Иерусалим отдает почтение Живому Богу, идущему на смерть. Народ, принявший Его с восхвалениями и любовью, вскоре вынужден сопроводить Христа на Голгофу. Символическое посещение Святого Града отныне празднуется во всем православном мире.

Торжество призвано склонить людей к пониманию деяний Господа и переосмыслению собственной жизни.

Икона «Вход Господень в Иерусалим»

Краткая история праздника входа Господа в Иерусалим

В 30-е г. нашей эры вокруг Святого Града стали появляться слухи о неком путешественнике, который творит чудеса, исцеляя смертельно больных и воскрешая мертвецов. Народ твердил, что слепые прозревают, а прокаженные получают здоровую кожу. Эти чудесные метаморфозы совершал Иисус Христос, названный Спасителем людского рода.

У Сына Божьего в короткие сроки появляется колоссальное количество последователей, разносивших добрую молву о своем учителе. Простой народ видит в Христе счастливое будущее и избавление от римского ига.

Правительство Святого Града не разделяло торжественного настроения людей, потому что Мессия являлся тем аргументом, который мог пошатнуть или вовсе уничтожить существующий порядок.

И вот настал день Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Христос вознамерился посетить столицу иудейского царства. Божий Сын попросил своих учеников найти для входа в град молодого осла и отправился на животном к главным вратам. В те времена въезд в город на коне расценивался как объявление войны, поэтому Спаситель выбрал существо, которое показало его чистые намерения.

Встречающий люд ликовал и устилал путь Христа листьями пальмы и собственными одеждами, демонстрируя уважение и бесконечную любовь к Сыну Бога. За осликом бежали дети, матери, отцы и старики, размахивавшие ветвями. Православный праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует веру иудейского народа в Спасителя, Отца-Бога, пришедшего для несения добра и гармонии. Однако через четыре дня эта же масса народа будет требовать распятия Мессии.

На заметку! В послании от Матфея говорится о паре животных — матери-ослице и молодом осле. Возникает противоречие в текстах, когда говорится, что он сел на них одномоментно. Для разрешения вопроса предлагают несколько версий. Самая рациональная: животных было два, чтобы молодая особь не ощущала страха и волнения перед шумным народом во время въезда.

Особенности проведения торжества в православии

В литургической процессии этот праздник знаменует начало Страстной недели. Для Церкви важна связь между Входом Христа, чудесным воскрешением мертвого Лазаря и Страстями Сына Бога.

  • В древней традиции священнодействия в праздник Вербного воскресенья проходило шествие с ветвями пальмы. Ход возглавлял архиепископ верхом на вьючном осле, как это сделал Спаситель.
  • В Константинополе IX–XII веков литургия начиналась внутри храма, построенном в честь 40 христианских мучеников, куда святой патриарх направлялся на символичном животном.
  • Современную форму празднование Входа Господня в Иерусалим получило после событий иконоборства.
  • Торжество официально включено в группу Постной триоди. Главная особенность Вербного воскресенья — отсутствие предпразднеческих приготовлений и отдаяний. Однако в православной традиции существуют литургические аналоги — Лазарева суббота и вечерня перед самим торжеством.
  • В русском богослужении ХVI—XVII в. Огромная роль отводилась именно процессу шествия в Неделю ваий. Он основывался на усложненной версии праздничного хода, где архиерей, с крестом и Священным Писанием, ехал по городу на торжественно наряженной лошади.

Согласно Уставу Церкви общий формуляр Вербного воскресенья имеет следующее описание:

  • Перед праздником обязательно всенощное бдение, которое состоит из великой вечерни, чтения священного текста и утрени.
  • Далее, в определенный час осуществляется исход из монастыря, являющийся символом возврата в божественную обитель.
  • В литургической программе обязательны торжественные песнопения (антифоны).
  • По рукописям известно, что на событии использовалось четыре вида молитв для благословения прихожан и освящения веток. В настоящее время только одна из них используется ежегодно. Перед чтением настоятель храма проводит обряд освящения вербы, а после молитвы она окропляется святой водой.
Вход Господень в Иерусалим. Жан-Леон Жером, 1897 г.

Правила поведения мирян

Православные верующие в дни Вербного воскресенья должны придерживаться особых уставов и знать, какое поведение не одобряется Церковью.

В этот день нужно освящать ветви растения в самом монастыре или на территории. Вербы можно приобрести на рынке, в церковной лавке или срезать самостоятельно. Служители церкви рекомендуют закопать пару освященных веток в саду, а оставшиеся пронести по дому и закрепить за иконою. Чтобы избавиться от прошлогодней вербы, следует «обить» ею углы жилища и сжечь. С началом периода цветения все положительные качества растения исчезают.

Православное Вербное воскресенье, проведенное по святым канонам Церкви, помогает забыть о жизненных проблемах и обрести некоторую долю благословения.

  • В день торжества обязательно посещение храма, чтобы окрепнуть духовно и отстраниться от греховных помыслов.
  • Посещающие храм в день праздника должны строго придерживаться поста.
  • Родным и друзьям следует собраться вместе и поздравить друг друга от чистого сердца.
  • В традиции Вербного воскресенья стоит запрет на распитие вина, поэтому проводится только чаепитие.
  • Накануне торжества избавляются от прошлогодних веток, а новые освящают в условиях храма.
  • В этот день необходимо проявлять великодушие и милосердие по отношению к окружению.
  • В древние времена для православного Вербного воскресенья на Руси существовал обычай печь блины из гречневой муки, варить брагу и готовить пироги из рыбы. К тому же хозяева пекли праздничные хлебцы по количеству членов семьи.
На заметку! На Руси вообще никогда не росли пальмовые деревья, являющиеся священным атрибутом в теплых христианских странах. Поэтому православие авторитетно заявила, что на празднике в России можно использовать ветви вербы, которая не приживется в Палестине.

Корни символа на Руси

По одной из версий, происхождение торжества Входа Господа в Иерусалим берет начало в языческом празднике под названием Вербохлёст, знаменующий оплодотворение. В славянской традиции отношениям между полами никогда не придавали греховный оттенок, а воспринимали как демонстрацию божественного процесса, направленного на рождение благочестивых детей. Такое потомство вырастало и становилось могучими защитниками отечества, трудолюбивыми крестьянами, целомудренными матерями, опытными целителями и мудрыми учителями.

Славянские племена уделяли колоссальное внимание акту рождения детей и возлагали на него большие надежды. В этот праздник юноши хлестали ветками вербы по ногам девушек, а также прикладывались к рогатому скоту. Все эти увеселения направлялись на повышение качества рождаемых людей и скота.

Верба олицетворяет быстрый прогресс, мощь, волю к счастливой жизни, потому что распускает почки одной из первых среди других растений. С приходом христианства языческие традиции забываются, но история праздника на Руси возвращает в давние времена.

Многими отмечается невероятная сила вербы.

  • Она оберегает жилище от ударов грозы и пожаров, а почки имеют свойство исцелять различные хвори. Ветвь, освященная в церкви, ставится в изголовье ложа больного человека.
  • Побегами несильно хлестают детвору, чтобы придать их росту крепости и силы.
  • В отваре из веток купают новорожденных, укрепляя их иммунную систему.
  • Верба помогает избавиться от бесплодия, поэтому многие отчаявшиеся женщины принимают почки в пищу и молятся изображению Святой Девы Марии.
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора Св. Марка в Венеции. Италия

Иконографическое изображение торжества

Неоднозначные трактовки праздника православного Входа Господня в Иерусалим обрели отражение в искусстве создания списков. В IV в. Торжество, в двух вариациях, изображалось на саркофагах. На первом образце Христос восседает на вьючном животном, а на втором — Сын Божий также верхом, но рядом стоит ослица.

За Иисусом находятся апостолы, а впереди него — дети, возлагающие перед животным одежды. Некоторые из них забираются на пальмы и срывают ветви. Простой люд Святого Града встречает Спасителя, ликуют, размахивая побегами священного дерева. За стенами столицы Иудеи показан купол, увенчанный большим крестом.

Иногда вместо всех апостолов изображают Петра и Иоанна, находящимися по сторонам от Верховного Учителя.

После середины XIII Месиия на иконографиях изменил положение. Теперь он, верхом на осле, оборачивался к своим ученикам. Этот список, отличающийся малым количеством сюжета и изобразительного мастерства, широко распространился в русской живописи XV века. Эти образы смело опровергали устоявшиеся каноны вековой неизменности изображения этого торжества.

Посмотрите видео о Вербном Воскресении