Сын Божий в сопровождении преданных учеников отправился из своего селения в столицу Иудеи. Христос, взойдя на ближайший холм, устремлял взгляд на Иерусалим, которому суждено было стать местом Его Страданий. Множество народа встречали Его пришествие с ветвями пальмы и криками «Осанна!» (слава, спасение).
Праздник Вход Господень в Иерусалим аллегорически означает Второй Приход. Первое прибытие на иудейскую землю характеризовалось стремлением Всевышнего предстать в образе Спасителя, искупающего греховные дела человечества.
Суть праздника
Событие оказало главенствующее влияние на жизнь Сына Божьего. Оно описывается четырьмя апостолами-евангелистами. Торжественный приход Искупителя в иудейскую столицу накануне Пасхи предшествует Мучениям Христе Боже на Голгофе и был описан в ветхозаветных пророчествах.
Событие имеет и другое наименование: Неделя пальмовых ветвей (ваий). Эти атрибуты занимают главное место в символике торжества и литургического расписания. Святитель Амвросий объясняет это положение и дает трактовку.
- Он говорит, что дела милосердия аллегорически обозначаются через исходящий из масличного дерева специфический елей, заживляющий раны и избавляющий от различных недугов.
- Белые кончики финикового дерева символизируют то, что после жизни, преисполненной скорбями и страданиями, верующих ожидает чистый свет отеческого блаженного дома.
Православное Празднование Входа Господня в Иерусалим отдает почтение Живому Богу, идущему на смерть. Народ, принявший Его с восхвалениями и любовью, вскоре вынужден сопроводить Христа на Голгофу. Символическое посещение Святого Града отныне празднуется во всем православном мире.
Торжество призвано склонить людей к пониманию деяний Господа и переосмыслению собственной жизни.
Краткая история праздника входа Господа в Иерусалим
В 30-е г. нашей эры вокруг Святого Града стали появляться слухи о неком путешественнике, который творит чудеса, исцеляя смертельно больных и воскрешая мертвецов. Народ твердил, что слепые прозревают, а прокаженные получают здоровую кожу. Эти чудесные метаморфозы совершал Иисус Христос, названный Спасителем людского рода.
У Сына Божьего в короткие сроки появляется колоссальное количество последователей, разносивших добрую молву о своем учителе. Простой народ видит в Христе счастливое будущее и избавление от римского ига.
Правительство Святого Града не разделяло торжественного настроения людей, потому что Мессия являлся тем аргументом, который мог пошатнуть или вовсе уничтожить существующий порядок.
И вот настал день Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Христос вознамерился посетить столицу иудейского царства. Божий Сын попросил своих учеников найти для входа в град молодого осла и отправился на животном к главным вратам. В те времена въезд в город на коне расценивался как объявление войны, поэтому Спаситель выбрал существо, которое показало его чистые намерения.
Встречающий люд ликовал и устилал путь Христа листьями пальмы и собственными одеждами, демонстрируя уважение и бесконечную любовь к Сыну Бога. За осликом бежали дети, матери, отцы и старики, размахивавшие ветвями. Православный праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует веру иудейского народа в Спасителя, Отца-Бога, пришедшего для несения добра и гармонии. Однако через четыре дня эта же масса народа будет требовать распятия Мессии.
Особенности проведения торжества в православии
В литургической процессии этот праздник знаменует начало Страстной недели. Для Церкви важна связь между Входом Христа, чудесным воскрешением мертвого Лазаря и Страстями Сына Бога.
- В древней традиции священнодействия в праздник Вербного воскресенья проходило шествие с ветвями пальмы. Ход возглавлял архиепископ верхом на вьючном осле, как это сделал Спаситель.
- В Константинополе IX–XII веков литургия начиналась внутри храма, построенном в честь 40 христианских мучеников, куда святой патриарх направлялся на символичном животном.
- Современную форму празднование Входа Господня в Иерусалим получило после событий иконоборства.
- Торжество официально включено в группу Постной триоди. Главная особенность Вербного воскресенья — отсутствие предпразднеческих приготовлений и отдаяний. Однако в православной традиции существуют литургические аналоги — Лазарева суббота и вечерня перед самим торжеством.
- В русском богослужении ХVI—XVII в. Огромная роль отводилась именно процессу шествия в Неделю ваий. Он основывался на усложненной версии праздничного хода, где архиерей, с крестом и Священным Писанием, ехал по городу на торжественно наряженной лошади.
Согласно Уставу Церкви общий формуляр Вербного воскресенья имеет следующее описание:
- Перед праздником обязательно всенощное бдение, которое состоит из великой вечерни, чтения священного текста и утрени.
- Далее, в определенный час осуществляется исход из монастыря, являющийся символом возврата в божественную обитель.
- В литургической программе обязательны торжественные песнопения (антифоны).
- По рукописям известно, что на событии использовалось четыре вида молитв для благословения прихожан и освящения веток. В настоящее время только одна из них используется ежегодно. Перед чтением настоятель храма проводит обряд освящения вербы, а после молитвы она окропляется святой водой.
Правила поведения мирян
Православные верующие в дни Вербного воскресенья должны придерживаться особых уставов и знать, какое поведение не одобряется Церковью.
В этот день нужно освящать ветви растения в самом монастыре или на территории. Вербы можно приобрести на рынке, в церковной лавке или срезать самостоятельно. Чтобы избавиться от прошлогодней вербы, следует ее сжечь.
Православное Вербное воскресенье, проведенное по святым канонам Церкви, помогает забыть о жизненных проблемах и обрести некоторую долю благословения.
- В день торжества обязательно посещение храма, чтобы окрепнуть духовно и отстраниться от греховных помыслов.
- Посещающие храм в день праздника должны строго придерживаться поста.
- Родным и друзьям следует собраться вместе и поздравить друг друга от чистого сердца.
- В традиции Вербного воскресенья стоит запрет на распитие вина, поэтому проводится только чаепитие.
- Накануне торжества избавляются от прошлогодних веток, а новые освящают в условиях храма.
- В этот день необходимо проявлять великодушие и милосердие по отношению к окружению.
- В древние времена для православного Вербного воскресенья на Руси существовал обычай печь блины из гречневой муки, варить брагу и готовить пироги из рыбы. К тому же хозяева пекли праздничные хлебцы по количеству членов семьи.
Корни символа на Руси
На Руси христианские праздники и традиции плотно переплетаются с язычеством. Для того, чтобы правильно понимать, где именно начинается противоположное православию вероучение, будет не лишним знать и языческие корни. Но следует помнить, что христианская церковь всегда строго осуждала участие в подобных культах и суеверные языческие вероучения.
По одной из версий, происхождение торжества Входа Господа в Иерусалим берет начало в языческом празднике под названием Вербохлёст, знаменующий оплодотворение. В славянской традиции отношениям между полами никогда не придавали греховный оттенок, а воспринимали как демонстрацию божественного процесса, направленного на рождение благочестивых детей. Такое потомство вырастало и становилось могучими защитниками отечества, трудолюбивыми крестьянами, целомудренными матерями, опытными целителями и мудрыми учителями.
Славянские племена уделяли колоссальное внимание акту рождения детей и возлагали на него большие надежды. В этот праздник юноши хлестали ветками вербы по ногам девушек, а также прикладывались к рогатому скоту. Все эти увеселения направлялись на повышение качества рождаемых людей и скота.
Верба олицетворяет быстрый прогресс, мощь, волю к счастливой жизни, потому что распускает почки одной из первых среди других растений. С приходом христианства языческие традиции забываются, но история праздника на Руси возвращает в давние времена.
Многими отмечается невероятная сила вербы.
- Она оберегает жилище от ударов грозы и пожаров, а почки имеют свойство исцелять различные хвори. Ветвь, освященная в церкви, ставится в изголовье ложа больного человека.
- Побегами несильно хлестают детвору, чтобы придать их росту крепости и силы.
- В отваре из веток купают новорожденных, укрепляя их иммунную систему.
- Верба помогает избавиться от бесплодия, поэтому многие отчаявшиеся женщины принимают почки в пищу и молятся изображению Святой Девы Марии.
Иконографическое изображение торжества
Неоднозначные трактовки праздника православного Входа Господня в Иерусалим обрели отражение в искусстве создания списков. В IV в. Торжество, в двух вариациях, изображалось на саркофагах. На первом образце Христос восседает на вьючном животном, а на втором — Сын Божий также верхом, но рядом стоит ослица.
За Иисусом находятся апостолы, а впереди него — дети, возлагающие перед животным одежды. Некоторые из них забираются на пальмы и срывают ветви. Простой люд Святого Града встречает Спасителя, ликуют, размахивая побегами священного дерева. За стенами столицы Иудеи показан купол, увенчанный большим крестом.
Иногда вместо всех апостолов изображают Петра и Иоанна, находящимися по сторонам от Верховного Учителя.
После середины XIII Месиия на иконографиях изменил положение. Теперь он, верхом на осле, оборачивался к своим ученикам. Этот список, отличающийся малым количеством сюжета и изобразительного мастерства, широко распространился в русской живописи XV века. Эти образы смело опровергали устоявшиеся каноны вековой неизменности изображения этого торжества.