Люди издревле ищут смысл жизни и задаются вопросом: в чём смысл жизни. Для верующих людей ответ на этот сложный вопрос был сформулирован ещё в апостольские времена. Смысл жизни человека заключается в стремлении к единению с Господом, которое в православной традиции называется обожение.
Почему возможно обожение человека
Чтобы понять, почему люди могут прийти к единению с Создателем, необходимо вспомнить, что человек изначально создавался по образу и подобию Его. Люди — идеальные творения Бога, которые Он надел свойствами, присущими Его божественной сути. Но, совершив первородный грех, прародители утратили дарованные им божественные черты.
При этом образ Господа, заложенный при создании в человека, сохранился и стремился к единству со своим прообразом. Исказивший первоначальный Божественный Замысел первородный грех препятствовал росту в душе людей любви и смирения, без которых не может осуществиться обожение.
Появление Богочеловека — Иисуса Христа сделало возможным обожение всего человечества. Воплощение Сына Господа в тварном теле сделало человеческую сущность частью божественной жизни. Соединение духовного и телесного мира в Христе, с любовью и смирением выполняющего Замысел Божий, показывает пример обретения возможности покаяния, которое приближает христиан в Благодати Царства Небесного.
При этом путь этот должен начинаться с приходом человека в земной, заражённый грехом мир и продолжаться всю жизнь.
Смысл и цель жизни человека
Большинство современных верующих людей считают смыслом жизни христианина спасение от греховных дел и помыслов, ведущих к вечным мукам в адском пламени. Но основоположники православного вероучения говорят, что спасение следует понимать не только как отречение от первородного греха, а как стремление к воплощению первоначального божественного замысла, который заключается в единении творения с Создателем в благодати Царства Небесного.
В православной традиции путь спасения состоит из нескольких составляющих.
- Главным условием обожения является любовь к Господу, которая делает человека частью Тела Господня в земной жизни и божеством в благодатной небесной жизни.
- Единение с Богом и уподобление Ему по благодати начинается с совершения добрых деяний в земной жизни. Отцы Церкви говорят, что недостаточно для спасения просто очистить сердце и разум от скверны и предаться духовному совершенствованию. Кроме интеллектуального труда необходимо праведными и добрыми делами приближаться к образу Господа. Мысленное возвышение может привести человека к духовной гибели, тогда как благотворительность приближает христианина к прообразу.
- Неотъемлемыми частями пути обожения являются аскеза и молитва. Они открывают разум и сердце человека Божественному Свету, способствующему Его познанию. Апостол Павел в Первом послании коринфянам говорит, что нельзя уподобиться непостижимому образу. Познав через молитвенное созерцание Господа, люди становятся богоподобными предстоятелями.
Применительно к настоящему времени, основной целью на пути обожения является очеловечение людей. В одной из своих проповедей святитель Иоанн Златоуст отмечал, что люди утратили не только божественное подобие, но и признаки человеческой природы, так как уподобляется в своей жизни зверям и бесам.
Возвращение к нравственным и моральным устоям, свойственным изначальной сути высшего творения Господа, одна из главных целей жизни современного человечества, без которого невозможно достижение благодати Царства Небесного.
Обожение возможно только в церкви
Христианская традиция называет Церковь Телом Христовым. Православные богословы отмечают, что истинное обожение человек обретает только в лоне истинной Церкви. Все церковные обряды, таинства и традиции направлены на обожение человека.
Путь к единению с Господом начинается во время Таинства Крещения, во время которого происходит духовное возрождение человека вследствие сошествия на телесную оболочку благодати Святого Духа. С этого момента христианин становится частью Тела Христа. Но крещение — начальная точка на пути к спасению. Крещеный человек, не посещающий церковных служб и не приобщившийся к таинству исповеди и причастия, считается духовно мёртвым. При этом он имеет возможность обрести единение с Создателем, покаявшись и посещая церковь.
Степени обожения
Важным условием обожения является очищение сердца и души от греховной скверны. Покаяние и освобождение от грехов приближают человека к Господу.
- Первой ступенью на пути к обожению является слёзное покаяние в грехах. Слёзы, сопровождающие покаянную молитву, очищают духовную составляющую человеческой природы, открывая ему путь к Господу. Благодать Его опускается на человека в виде божественного света, делающего этот путь ясным, радости и любви, помогающих преодолевать испытания, которые возникают на этой сложной дороге.
- Следующей ступенью обожения является божественное просвещение. Оно приносит людям истинный свет понимания природы явлений, вещей и людей. Человек обретает любовь к Всепрощающему Создателю, которая наполняет его спокойствием и смирением.
- Умиротворенный человек, смирившийся с Замыслом Бога, легко противостоит неизменным страстям и греховным искушениям. Его сердце и разум освобождаются от гордости, злобы, желаний плоти, то есть происходит полное духовное очищение тварного существа.
- Последним этапом на пути единения с Господом является созерцание. На полностью очищенного от всей мирской суеты человека нисходит Дух Божий, несущий благодать Его. Она возвращает высшему божественному творения свойства, вложенные в него изначально. Через неё проявляется божественная сущность в творении, и отражается каждое создание в Теле Его.
Человек, достигший единения с Богом, является носителем божественной энергии, которая проявляется в следующих божественных дарах:
- прозорливости;
- исцелении;
- чудотворении;
- способности подчинять одушевленный и неодушевленный тварный мир.
Количество людей, которые несут в себе Истинный Свет Господа в каждом поколении очень мало.
Обожение затрагивает и духовную, и тварную стороны человеческой природы. В единении с Господом совершенствуются следующие личностные составляющие:
- Душа, опекаемая Христом, постепенно очищается от греховной скверны и возвышается над мирской суетой. Затем, обретя непорочную чистоту, она соединяется с первообразом в благодати Небесного Царства.
- Ум озаряется Божественным Светом, который приобщает христианина к божественной природе и сущности Иисуса Христа. Таким просветленным умом обладают святые люди, приблизившиеся к Небесному престолу ещё в земной жизни.
- Воля, неразрывно связанная с душой, под влиянием божественной благодати, возвышается и освобождается от давления низменных страстей и дьявольских желаний. Человеческая воля соединяется с Божественной волей и воспринимает её как свою.
- Сердце — средоточие человеческих добродетелей и храм Господа. Человек в стремлении к обретению божественной благодати очищает своё сердце через молитву и благие деяния.
Обожение затрагивает все стороны человеческой личности, соединяя его Господом, но не лишая индивидуальных качеств.
Священное Писание об обожении
Термин обожение появился в богословских трудах II-III вв. Однако идея благодатного единения с Господом появляется в текстах Нового Завета.
Основой учения об обожении являются слова пророка Давида, звучащие в 6 стихе 81 Псалтыри:
«Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Указание на спасение в обожении находится в текстах Иоанна Богослова: «… будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». (1Ин 3,2) «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1 12).
Наибольшее количество оснований на стремление к единению с Богом находится в сочинениях апостола Павла:
«Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1, 4).
«Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16).
«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим, 8 29).
Апостол Павел в своих трудах обосновывает стремление людей к единению с Господом, упоминая о дарах, которые нисходит на верующих христиан (Гал, 5, 22-24).
Обожение человека — истинный путь к исполнению Замысла Божьего, по которому человек создавался богоподобными. Божественные свойства по мере обретения опыта единения с Господом пронизывают телесную оболочку и духовное тело личности, вывод её на уровень неслиянной общности с Всевышним прообразом.