Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Православное благочестие

Православный христианин по мере своего духовного роста понимает, что должен обладать многими христианскими качествами. Это и смирение, и милосердие, и забота о ближнем, и незлобие. Конечно, воспитать в себе такие высокие качества, порой, бывает очень трудно, но без них невозможно жить полноценной духовной жизнью. И в списке характеристик православного человека, несомненно, всегда попадается такое слово, как благочестие. Что же это такое? Какой он благочестивый человек?

Понятие благочестия

Происходит данное понятие из греческого языка, и уже из самого названия становится понятно, что речь идет о благой чести. В общем понимании можно сказать, что это постоянное, уверенное следование Заповедям Божиим и Церковным канонам. Благочестивый человек хорошо знает свою веру и старается выполнять все ее предписания для своего же блага на земле и после смерти.

Благочестие – добродетель, к которой стремится каждый православный христианин

Упоминание об этой благодетели мы видим и в Священном Писании, у апостола Петра. Он выстраивает такую цепочку духовного роста, где каждая следующая добродетель рождается из предыдущей: вера — добродетель — разумение — терпение — благочестие. Отсюда мы видим, что благочестие не только стоит на одной линии с важнейшими характеристиками христианского мировоззрения, но даже венчает их.

Внутренняя суть и смысл этого качества заключается в желании и стремлении следовать за Господом, исполняя Его Промысел о каждом человеке. А для этого у нас есть инструменты — это, прежде всего, Заповеди. Для их лучшего понимания и внедрения в жизнь мы имеем наследие от святых отцов, опыт Церкви. Получается, что благочестивый человек тот, кто идет по пути воцерковления и познания Бога.

Интересно! Эта добродетель имеет и внешнее проявление через манеру общения, облик человека, его речь, мимику и жесты. Благочестивый человек приятен, спокоен, сосредоточен, выглядит не вызывающе. Такие люди часто располагают к себе.

Венцом благочестия можно назвать состояние святости. Святость — это то состояние, к которому призван каждый человек. Христос, придя на землю и отдав свою жизнь за каждого из нас, даровал любому человеку спастись и стать святым. Конечно, святыми все не становятся, но у нас есть этот ориентир перед глазами, как пример правильно прожитой жизни. И благочестие в этом аспекте — путь достижения святости.

Реальное и формальное благочестие

Любая добродетель может быть настоящей, а может быть мнимой. К сожалению, лжи, лицемерия, обмана и предательств в мире очень много. Это все негативные качества, которые часто присущи людям, внешне вполне благочестивым. Очень трудно было бы обманывать, если бы внешность или поведение обманщика сразу бы его выдавали. Но нет, чаще всего лжецы — внешне просто идеальные люди, про которых и подумать сложно что-либо плохое.

Точно так же и с благочестием: даже в Церкви многие понимают его как исполнение внешних, формальных правил и норм. Принято считать, что благочестивая христианка всегда ходит в длинной юбке и платке, не пользуется косметикой, не красит ногти, а только постится, молится, и стоит на богослужениях. Конечно же, такой образ очень далек от реальной картины мира и совершенно не учитывает процессов, происходящих у человека в душе.

Благочестие как истинное почитание Бога выражается в праведной жизни человека

Если мы вспомним Священное Писание, то поймем, что Господь очень резко осудил внешнее наносное благочестие. Им в совершенстве овладели книжники и фарисеи, и нет в Библии более осуждаемых Христом грешников, нежели они. Прекрасный пример внешнего благочестия мы видим в притче о мытаре и фарисее: фарисей гордился тем, что он и постится, и в храм ходит, и жертвует долю своего дохода — казалось бы, святой жизни человек! Но при этом он жестоко осудил несчастного мытаря, который боялся и глаза поднять в храме от осознания собственной греховности и ничтожности перед Богом.

Еще один библейский пример — жены Марфа и Мария, историю которых можно слышать в евангельском чтении на любом Богородичном богослужении в храме. Придя в их дом, Господь начал проповедовать, и реакция женщин была очень разная: Марфа хлопотала по хозяйству, желая устроить достойный прием почетному гостю, а Мария забросила все бытовые дела и только лишь внимала Господу. И Христос сказал Марфе — Зачем ты печешься о суетном? А Мария выбрала праведный путь.

На этом примере хорошо видно, что такое внутреннее и внешнее благочестие. Когда все наши мысли сосредоточены только лишь на форме, на том, чтобы мы выглядели как православные христиане или просто как хорошие, достойные люди — это пустой формализм, осуждаемый Христом. Истина же кроется всегда внутри, в сути. И все же взаимосвязь сути и формы существует, но в нормальной иерархии духовных ценностей она имеет последовательность от внутреннего к внешнему.

Важно! Наполняя свою душу Христом, человек постепенно и внешне меняется. Только тогда его поведение, облик и правильные слова имеют смысл, когда они идут от избытка любви в душе. Когда же мы видим одну только форму, не наполненную сутью — это только раздражает.

В повседневной жизни это может выражаться в таких странных перекосах поведения некоторых людей, когда, к примеру, придя из храма домой, человек начинает скандалить с ближними. Или когда внешне очень набожный человек ведет себя так, что с ним совершенно невозможно общаться и находиться рядом: такой человек постоянно поучает, уличает другого в грехах, при этом сам выглядит исключительным праведником.

Если бы мы могли заглянуть в души таких людей, мы бы не увидели там ничего, кроме злобы, зависти и ненависти к ближним. Поэтому перед тем, как надевать на себя маску христианского благочестия, надо хорошо подумать и задать себе вопрос: «А что при этом у меня внутри? А достоин ли я на самом деле такого облика?»

Почему форма заменяет суть

Почему же происходит так, что человек, который старается идти к Богу, ходит в храм, ставит свечи, выполняет молитвенное правило и совершает еще множество различных действий, превращается только лишь в пустую оболочку, не имеющую сути?

Дело в том, что внешнее и материальное намного проще понять и применять в жизни. Так, надеть длинную юбку и платок гораздо легче, чем не осуждать, не злословить, не завидовать. Вот и происходит подмена понятий там, где человек выбирает идти по более простому пути. Между тем в нашей Церкви нет строго догмата о внешности.

Внешнее благочестие в одежде должно ограничиваться вопросами приличия и вкуса

Очень часто можно встретить рассуждения о том, как неблагочестиво женщинам носить брюки. Действительно, в Библии сказано, что неприлично женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Но разве там идет речь о брюках? Да и мужская одежда тех времен — длинные широкополые туники. Так почему тогда от современных мужчин не требуется ходить в чем-либо подобном?

Конечно, православный христианин не должен выглядеть пошло, вызывающе, вульгарно. Одеваясь в храм, необходимо думать и о том, чтобы своим видом не отвлекать других людей, не соблазнять их. Соблюдения этих правил уже будет вполне достаточно, чтобы внешне выглядеть благочестиво.

Но выглядеть благочестивым человеком и быть таковым — все же, разные вещи. Чтобы, помимо формы, благодетель обретала еще и суть, нужно много работать над собственной душой. Необходимо бороться с завистью, ленью, осуждением ближних.

Благочестие и смирение: в чем разница?

Безусловно, эти важнейшие добродетели идут рука об руку. Невозможно быть благочестивым, не имея смирения, и наоборот. Можно сказать, что православное благочестие — это более общее понятие, включающее в себя многие добродетели.

Смирение очень важно для духовной жизни православного человека. На практике оно проявляется тогда, когда, например, у нас есть возможность и повод отомстить человеку, и даже обидели нас действительно несправедливо, но мы этого не делаем. Не мстим, не множим зло вокруг нас. И не делаем это не потому, что боимся или не хотим создавать себе лишних хлопот, а из-за христианской любви к ближнему.

Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Быть смиренным означает «жить с миром». С миром в душе, на устах и в мыслях. Человек, сумевший стяжать в своей душе великую благодать смирения, обязательно станет благочестивым. В храме на богослужениях мы слышим такие слова: » да тихое и безмолвное житие проживем во всяком благочестии и чистоте». Это эталон христианской жизни — спокойное, мирное течение.

Парадоксально, но современный человек сам лишает себя такой благословенной жизни. Сверхсильное стремление к комфорту, постоянная погоня за деньгами и престижем, желание обогащения, престижа и прочее — когда эти стремления затмевают все и становятся центром и целью жизни, тогда человек забывает о Боге. А забыв о Нем, неизменно начинает страдать. Но свое страдание пытается утешить невозвращением к Господу, а достижением еще больших суетных мирских целей.

Как стать благочестивым человеком

Можно ли воспитать в себе благочестие, или это качество врожденное? Конечно, определенные наклонности у каждого человека свои. Кто-то действительно рождается с большими духовными дарами, а кто-то с меньшими. Но это совершенно не означает, что добродетели нельзя стяжать. Природные данные — это лишь повод понимать, куда стоит больше прикладывать своих усилий.

Благочестие можно в себе воспитать благодаря вниманию к своей внутренней духовной жизни. Человек, который искренне пытается отыскать свой путь к Богу, будет постепенно открывать для себя разные добродетели. Чтобы возвышаться в своей духовной жизни, нужно:

  • регулярно ходить в храм, воцерковляться, вести церковную жизнь;
  • приступать к Церковным Таинствам: исповеди, причастию и др.;
  • молиться, исполнять регулярное молитвенное правило;
  • читать Священное Писание, творения святых отцов.

Конечно, нужно понимать, что все эти действия ни в коем случае не могут быть механическими и машинальными. Нет никакого смысла молиться, если слова не вызывают никакого сердечного отклика. Простое вычитывание священных текстов не приносит никакой духовной пользы и не приведет к благочестивой жизни.

Самое главное в вопросе благочестия для православного христианина — сделать его настоящим, внутренним, а не показным. Никакое ношение длинных юбок и платков для женщин или бороды для мужчин не принесет плода, если при этом в сердце правит злоба, зависть и ложь. Проверить себя в этом не так сложно: достаточно задуматься, как мы общаемся и реагируем на наших ближних.

Благочестие проявляется в христианском самообладании, внимании и терпении

Поистине благочестивый человек никогда не бывает зачинщиком скандалов, он не начинает ссор и конфликтов. Такой человек не навязывает свое мнение, уважает взгляды и мнение других, даже если они отличаются от его собственного. Можно сказать, что христианское благочестие внешне выражается в воспитанности, вежливости и принятии других людей, хотя внутреннее наполнение намного более глубоко.

Напротив, благочестивый человек, даже попав в сложную или конфликтную ситуацию, всегда будет стараться как можно мягче из нее выйти. А если мы замечаем за собой, что, надев внешнюю благообразную маску, мы начинаем срываться на ближних, не уважаем чужого мнения и свободы выбора человека, а только лишь поучаем — до истинного благочестия нам очень далеко.

Чтобы не быть фарисеями, которых так обличал Христос, нам нужно все внимание и внутренние силы направлять не на окружающих нас людей, а на самих себя. Удивительно, но, исправляя себя и свою жизнь, человек начинает все меньше и меньше видеть недостатки других.

Внимание! Этот духовный закон работает всегда: сосредотачиваясь на своих грехах и недостатках, нам просто не хватает внимания замечать их в других. Это важнейшее и полезнейшее качество, помогающее встать на путь христианской жизни.

Но пока человек довольствуется только лишь внешней благообразной маской, за которой скрывает свои внутренние духовные неурядицы, да еще считает себя вправе поучать других — ни о каком истинном благочестии не может идти речь. Такие люди неизменно чувствуются: с ними неприятно общаться, не хочется делиться, рядом дискомфортно. При этом внешне человек может выглядеть как образ и подобие святости. Но это не есть христианское благочестие, а только лишь фарисейская маска, обличаемая Христом.

Что значит быть благочестивым?
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: