Толкование известной притчи о сеятеле можно прочесть в самом Священном Писании — Господь доступно объясняет нам смысл библейских метафор, донося до сознания верующих необходимую информацию.
Что символизирует семя и поле
В притче маленькое семечко символизирует Слово Божье, которому предстоит попасть в человеческую душу и прорасти там. Христиане верят, что тот человек, который взрастил в своем сердце ростки веры и добра, будет удостоен Вечной Жизни, и всегда будет пребывать рядом с Господом.
Так же как семя носит в себе жизнь будущего растения, евангельское слово носит в себе ростки жизни — в этом случае имеется в виду истинная, духовная жизнь. Именно поэтому, поле в этой притче обозначает все человечество, всех людей, когда-либо живших на Земле.
При благоприятных условиях, зачаток веры, попавший в душу человека, вскоре принесет свои плоды. Такой человек вечно носит в душе живую силу Божьего Слова и может поделиться ею с другими.
Почему семя веры прорастает не в каждой душе
Несмотря на то, что семечко, несущее в себе Слово Божье, всегда наполнено скрытой Божественной силой, оно способно прорасти не в каждой почве. Почва, необходимая для того, чтобы вера закрепилась в человеке — его собственное сердце.
Насколько разнородной может быть почва, настолько разнохарактерными являются люди, которые от проповедника получают крупицы знаний о Господе и Вечной Жизни. Казалось бы, странно применять для живого человека законы агрономии. Тем не менее, они позволяют нам лучше понять те дивные образы и символы, которыми наполнена притча о сеятеле.
Когда фермер готовится возделывать землю, он в первую очередь обращает внимание на состав почвы, чтобы подобрать оптимальный вариант обработки. Одна почва требует питательной подкормки, другая — щелочных удобрений, третья — сама по себе богата и плодородна, поэтому нуждается в минимальной обработке. Такой же принцип можно и применить к духовной жизни.
Четыре вида почвы и человеческих душ
В притче Господь приводит в пример четыре вида душевных условий: проезжую дорогу, каменистую местность, заросли терна и хорошую землю. Это и есть четыре вида устройства души.
Дорога
Первый тип ассоциируется с дорогой. Сама дорога символизирует что-то мимолетное, несерьезное. Попадая на проезжую дорогу, семя не попадает в землю, а остается на поверхности, становясь легкой добычей для любой птицы.
Часто к этой категории слушателей относятся грубые люди, с жестоким складом характера. Таких людей в психологии относят к психопатическому и нарциссическому складу личности. У таких людей практически нет склонности к эмпатии — они не способны сострадать и сопереживать ближним, поэтому христианство не приживается в их душах.
Также к этой категории можно отнести людей поверхностных и несерьезных. Такие люди живут сиюминутными эмоциями, быстро вспыхивают и быстро перегорают, не стремятся к чему-то более глубокому, осознанному. Такие слушатели не способны адекватно воспринять евангельское слово.
Еще сюда можно отнести людей несобранных, неспособных к системному мышлению. В обществе таких представителей называют «людьми без стержня». Такие люди рассеяны, легко меняют свои идеалы, так как этому благоволят их разбросанные мысли. Пытаться донести таким людям Слово Божье практически бесполезно, так как все их увлечения мимолетны и непостоянны.
Камни
Тип людей, души которых подобны каменистой почве, достаточно распространен и многим знаком. У людей такого типа есть стремление к добру и свету — услышав Слово Божье такие люди увлекаются, но это чувство не настолько сильное, чтобы ради него человек решился изменить свою жизнь и начать борьбу с разрушающими душу страстями.
В моменты возбуждения и увлечения такой человек способен на любой христианский подвиг, но этот период быстро проходит, и позже человек может даже сожалеть о своих поступках. Такие люди с удовольствием читают о жизни Святых, представляют себя на их месте, мечтают о том, как они будут совершать такие подвиги. Но сами они не способны трудиться для достижения цели.
Усилия воли, необходимые для достижения святости и восшествия в Царствие Небесное, пугают их. Они ничего не имеют против нравственности и добродетели, но сами не способны на длительный духовный труд.
Тёрн
В третьем случае семена упали на почву, на которой уже произрастал тёрн. Так говорят о людях, которые бывают слишком заняты мирскими проблемами. Мирские заботы, увлечения, пристрастия занимают все место в душах таких людей, а для духовного развития просто не остается времени и сил.
Если семя символизирует мысли о Царствии Небесном, сорняки говорят о царствии земном.
Благодатная почва
К четвертой категории людей относятся люди цельные, воспринимающие Слово Божье, старающиеся жить по заветам Господа. У таких натур слова не расходятся с делом, они адекватно оценивают свои возможности и выбирают себе ношу по силам.
Такие люди не боятся духовного труда, стойко переносят трудности, стремятся к высокой цели. Сердца их добры и искренни, полны сочувствия и сострадания к ближним.
Все люди на протяжении своей жизни получают свою долю семян. Каждому христианину несомненно хотелось бы, чтобы почва его души была плодородной и приносила миру стократный урожай любви, добра и христианского смирения.
На деле же, даже у людей, позиционирующих себя верующими, ростки веры бывают вялыми и немногочисленными, перемешанными с разными сорняками. Человеку приходится пройти трудный путь, прежде чем в его сердце заколосится пшеница веры и любви к Господу.