Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Таинство причастия в православной церкви

Православная вера предполагает обязательное участие христиан в церковной жизни. Но просто хождения в храм каждое воскресенье не будут иметь большого смысла, если человек не участвует в полноте церковной жизни, не становится единым телом с Церковью. Как же это можно сделать?

Нам дана великая радость, через которую мы можем по-настоящему соединиться с Господом, и которая вмещает в себя весь смысл христианства — это Таинство Причастия. Почему оно так важно и как правильно к нему приступать? Разберем в этой статье.

Что такое Причастие Святых Христовых Таин

Описание первого Причастия мы видим в самом Евангелии, когда Господь давал своим ученикам благословленный хлеб и вино, заповедуя так поступать вовек.

Иисус с учениками на Тайной вечере

Это одна из важнейших цитат в Евангелии от Луки, в которой идет речь об установлении самим Господом нашим Иисусом Христом великого Таинства Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Описанные в Евангелии события произошли в Великий Четверг, на Тайной вечери, совсем незадолго до крестной смерти Христа и Его последующего воскрешения.

Значение Причастия для православного человека огромно и оно не может быть сравнимо ни с какими другими правилами, обрядами или традициями нашей церкви. Именно в этом Таинстве человек имеет возможность воссоединения с Богом не только духовно (как в молитве), но и физически. Можно сказать, что Евхаристия — это возможность воссоздания духовной сущности человека, это возможность уловить незримую связь между Создателем и творением.

Тайну Евхаристии невозможно постичь простым человеческим умом, но ее можно впустить через сердце и душу. Причастие неразрывно связано с Жертвой, которую принес Господь на Кресте. Через пролитие Его Святой Крови человек получил искупление своих грехов и возможность наследовать вечную жизнь. В Таинстве Причастия на каждой службе приносится бескровная жертва, и человек вживую соприкасается с самим Богом.

Важно! Причастие не является каким-то символическим воспоминанием о Тайной вечери, как часто можно услышать у протестантов.

Православие учит, что Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина. Известный богослов и профессор А. И. Осипов поясняет, что во время специальных молитв, которые произносятся священником в алтаре, происходит соединение двух различный природ — физической и духовной.

В физическом смысле мы вкушаем хлеб и вино, но в то же время они несут в себе абсолютно реального и живого Бога. Это сложный богословский момент, который не всегда понятен простым верующим, но именно это основа православия. Причастие — это не обряд, не символ и не форма. Это настоящий, живой Господь, Которого мы в буквальном смысле слова впускаем в себя.

В практическом смысле данное Таинство выглядит следующим образом. Священник в алтаре читает специальные молитвы, во время которых из освященной просфоры вынимаются частички с поминовением тех, чьи имена были поданы в записках. Эти частички складываются в специальную Чашу и заливаются вином. Все это священнодейство сопровождается специальными молитвами. После освящения, Тело и Кровь Христову выносят перед алтарем и люди, которые готовились, могут приступить к Причастию.

Для чего нужно причащаться

Часто в околоцерковной среде можно услышать мнение, что если человек молится, соблюдает заповеди, старается жить по совести — то этого достаточно, чтобы считаться хорошим христианином. Чтобы считаться, может, и достаточно, но вот для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно больше.

Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина

Можно привести такую аналогию: вот человек любит кого-то. Любит сильно, искренне, всей душой. О чем будут все помыслы любящего? Правильно — о том, как соединиться с любимым, быть с ним вместе каждый миг и каждый час. Так же и с Богом — если мы христиане, то мы любим Его всей душой, и стараемся выстроить свою жизнь так, чтобы быть всегда рядом с Ним.

И вот сам Господь дарует нам великое Чудо — возможность вмещать Себя в наши грешные тела. Вмещать так часто, как только мы этого захотим. Так можно ли нас называть верующими, если мы сами будем отказываться от этой встречи, избегать ее? Зачем тогда нужно все остальное, если Живого Бога мы не признаем?

Все святые отцы нашей церкви в один голос твердили о важности Причастия для жизни православного человека. Даже те из монахов, которые вели уединенную отшельническую жизнь, периодически выходили к братии, чтобы поучаствовать в Евхаристии. Для них это делание было естественной потребностью души, как дыхание, еда или сон для тела.

Важно! Нужно стремиться так глубоко впитать в себя Причастие, чтобы оно стало неотъемлемой частью духовной жизни христианина.

Нужно понимать, что все Таинства церкви — это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения. Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах — это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться.

Практика причащения: подготовка, частота, особенности

Самое большое количество вопросов у верующих вызывает практическая сторона участия в полноте церковной жизни. Поскольку православие — это не формальная вера запретов, существует большое количество различных мнений и подходов к Причастию.

Важнейшим таинством православной церкви является причастие

Некоторые священники также могут давать различные рекомендации на этот счет, исходя из своего пастырского опыта и пользы для конкретного человека. Не стоит смущаться такому большому количеству различных мнений. В сути своей они сводятся к одной цели — чтобы человек достойно впустил Господа в свою жизнь.

Что касается официальной позиции Церкви по вопросам участия верующих в Евхаристии, то существует специальный документ, который проясняет все основные моменты. Он носит название «Об участии верных в Евхаристии» и подписан представителями Архиерейского Совещания РПЦ в 2015 году.

Согласно этому документу, частота, правила подготовки и другие требования к верующим перед и после принятия Христовых Таин определяются духовными наставниками исходя из особенности жизни конкретного человека. Рассмотрим ниже особенности причащения современных христиан.

Как правильно готовится к Таинству?

Причастие является очень важным и ответственным моментов в духовной жизни, поэтому требует особого приготовления. Как мы готовимся к каким-то особым дням в мирской жизни, так должны выделить время и на подготовку ко встрече с Богом.

Согласно правилам нашей Церкви, перед Причастием всем верующим полагается пост и специальное молитвенное правило. Пост нужен для того, чтобы немного усмирить нашу плоть, угасить ее страсти и подчинить духовным потребностям. Молитва призывает нас на диалог с Господом, на общение с Ним.

Перед Причастием всем верующим полагается  специальное молитвенное правило

Если взять православный молитвослов, то там можно увидеть, что перед принятием Святых Христовых Таин верующим необходимо прочесть специальное правило. В него входит Последование ко Святому причастию, а также несколько канонов и акафистов. Эти молитвы принято читать помимо основных утренних и вечерних молитвенных правил.

Новоначальному христианину, который впервые в жизни решил поучаствовать в Евхаристии, может показаться очень сложным вычитать такой большой объем молитвенных текстов. Кроме того, такой непосильный труд приведет к унынию, большой усталости и непониманию смысла.

Важно! Любые молитвы, в том числе и подготовительные к Причастию, нужно читать внимательно, сердечно, пропуская через свою душу каждое слово. Совершенно неприемлемо механическое вычитывание в погоне за большим объемом.

Поэтому человеку, который впервые решил причаститься, нужно посоветоваться с опытным священником по поводу посильного объема молитв. Гораздо лучше прочесть небольшое правило, но со вниманием, нежели вычитать все, но совершенно не понимая, о чем идет речь.

О посте

Пост является воздержанием от вкушения продуктов животного происхождения, а также ограничением праздности, развлечений и веселья. Не нужно думать, что пост — это унылое состояние запрета на все радости в жизни. Наоборот, пост как раз и помогает человеку очистить свою душу для того, чтобы в нее могла вместиться настоящая Радость Божья.

Мера поста перед Евхаристией также индивидуальна, как и молитвенное правило. Если человек раньше не имел опыта ограничения, то бессмысленно налагать на него недельный пост перед Причастием. Это приведет только лишь к тому, что человек сорвется, все бросит и вовсе передумает ходить в храм.

Важно! Общепринятой является практика, когда перед Причастием верующие держат трехдневный пост. Кроме того, идти в храм нужно натощак и до вкушения Тела и Крови Христовой не есть и не пить ничего другого.

Количество дней поста может меняться в зависимости от частоты причащения. Если человек редко приступает к Таинству, например, несколько раз в год, или раз в пост — то, конечно же, говенье может быть более длительным (от нескольких дней до недели). Если же человек ведет насыщенную духовную жизнь и старается причащаться каждое воскресенье или каждый поход в храм, у него просто не получится говеть так долго.

Перед Причастием верующие держат пост

Для православных христиан, которые очень часто участвуют в Евхаристии, допустимо сокращение поста до одного дня накануне. В любом случае, такие вопросы желательно решать не самостоятельно, а по совету с опытным священником. С одной стороны, важно не брать непосильных подвигов, а с другой — не лениться. Внимательный духовник сумеет определить правильную грань.

Исповедь

Несмотря на то, что исповедь является отдельным Таинством, она неразрывно связана с Евхаристией. Православная традиция всегда базировалась на обязательности исповеди перед принятием Святых Христовых Таин.

Исповедь перед причащением вполне логично объяснима, ведь даже ожидая гостей к себе домой, мы наводим порядок и убираем грязь. Как же мы можем впустить в себя Господа, не очистив перед этим свою душу покаянием?

Важно! Многие святые отцы предостерегают, что если человек не чувствует внутренней потребности в частой исповеди, то он находится в состоянии духовного сна.

Исповедь, когда она сопровождается искренним покаянием, вычищает душу, снимает бремя тяжелых грехов. Человек избавляется от всего лишнего и может впустить в себя Господа. Исповедь необходима каждый раз, когда человек приступает к Евхаристии, вне зависимости от ее частоты.

Послабления в подготовке

Несмотря на строгость всех необходимых подготовительных моментов, некоторым верующим можно послаблять правила. Так, больным людям можно сократить или вовсе отменить евхаристический пост, если по состоянию здоровья они не могут обходиться без пищи.

К примеру, при сахарном диабете человек должен получать пищу строго в определенное время. Что же делать, если утром верующий не может отправиться в храм натощак? Конечно же, лучше поесть немного, чем лишить себя Бога.

А также определенные послабления разрешены беременным и кормящим матерям. Они и так несут телесный подвиг, и нет необходимости усиливать его. Маленьким детям до 7 лет разрешается причащаться без поста и каких-либо специальных приготовлений.

Старые люди, по немощи своей, также могут попросить у священника разрешения на уменьшение количества молитв или дней поста. Суть подготовки — не утомить себя отсутствием привычной пищи и очень длинными молитвами, а, напротив, напитать радостью от будущей встречи с Богом.

Очень важно приступать к принятию Святых Христовых Таин не формально, а понимая, что мы соприкасаемся с великим Чудом. Искренний, сердечный подход способен подарить человеку большие духовные дары и чувство присутствия Бога в жизни.

Как подготовиться к исповеди и Причастию
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Клавдия, 30 апреля 2019 в 23:19

    Здравствуйте! Недавно была на причастии, а перед этим читала специальную литературу о том как подготовиться и т.д. Прочитала о том, что идти на причастие не примирившись со своими обидчиками, является большим грехом. Действительно ли это так? Дело в том, что в книге было написано, что нужно примириться с обидчиками хотя бы в сердце и я убедила себя, что примирилась с обидчиками, но спустя какое-то время, поняла, что обида никуда не ушла и никого я не простила и вряд ли прощу. Что с этим делать?

    • Администратор Екатерина, 4 мая 2019 в 13:34

      Добрый день.Да, прощение обидчиков необходимо для каждого верующего человека. Но, к сожалению, просто внутренне убедить себя, что мы якобы простили обидчика, будет недостаточно. Для этого нужны хотя бы какие-то конкретные действия. С точки зрения обычной, мирской справедливости, мы имеем полное право обижаться на некоторых людей, злиться на них, испытывать целую гамму негативных чувств к тем, кто нас обидел (особенно, если обида сильная и несправедливая). Но совершенно не так обстоят дела, если взглянуть на них с христианской точки зрения. Какой пример подал нам Христос? Он не только не проклинал своих распинателей, не желал им зла, но Он молился за них. Он просил Отца Небесного помиловать этих людей, «ибо не ведают, что творят». По этому примеру и мы должны поступать так же с теми, кто нас обижает.

      На практике это вовсе не означает, что мы не можем испытывать негативные чувства и эмоции к тем людям, кто нас обижает. Но при этом мы должны сделать все действия, которые от нас зависят, чтобы окончить конфликт. Если мы находимся с человеком в ссоре, мы должны первыми подойти, поговорить, выразить сочувствие, что произошел конфликт. Даже если мы не виноваты в сложившейся ситуации, будучи православными христианами, мы должны попытаться сгладить конфликт. Это не означает, что мы должны как-то унижаться перед обидчиком, давать право нас дальше обижать и так далее. Нет, вполне можно и нужно сказать, что вы считаете неприемлемым какое-то поведение по отношению к вам. Но при этом важно засвидетельствовать, что вы не хотите развития конфликта дальше. С нашей стороны мы должны не мстить, не желать зла обидчику, не делать ему плохо.

      При этом реакция обидевшего человека, к которому вы первые подошли для решения конфликта — это уже не ваша ответственность. Человек может принять вашу сторону, помириться с вами, попросить прощения. Это самый лучший вариант. Но, к сожалению, не каждый человек готов признать свои ошибки. Тем не менее, даже если вы целиком уверенны, что обидевший вас человек не пойдет на контакт — со своей стороны нужно сделать все, что от вас зависит. Тогда вы уже не будете отвечать перед Господом за тот негатив, ненависть и отсутствие любви межу вами. А за то, как отреагировал ваш обидчик, он понесет свой ответ.

      Конечно, подойти с примирением к обидевшему нас человеку очень трудно. Но, сделав это, на душе появляется неописуемая легкость, вне зависимости от того, как вас приняли. Так действует благодать Божья, когда мы понуждаем себя выполнять Божьи заповеди.
      Помогай вам, Господь.

  • Татьяна, 17 марта 2020 в 00:21

    Ужас, есть тело и пить кровь человека, умершего 2000 лет назад… Что со мной не так🤦 это скрытый ганнибализм??

    • Администратор Екатерина, 30 марта 2020 в 13:07

      Добрый день. Нет, практика Причастия не имеет ничего общего с ганнибализмом. Тело и Кровь Христовы преподносятся людям под видом хлеба и вина. Завещание о причастии мы видим напрямую в Евангелии, так делать заповедал нам Сам Христос. Христос не является обычным человеком, хотя и вмещает в себя человеческую природу. Но Он — Бог, Творец всего сущего. И причастие — это возможность соединиться с Ним, принять Его в себя. Конечно, для неверующего человека такая практика может казаться странной. Но если немного углубиться в суть христианства, становится понятно, какую большую ценность несет для нас Причастие.

  • Василиса, 25 апреля 2020 в 12:31

    Ужас! Получается, что если ты кого-то сильно любишь, то надо откусить от него кусок его плоти и запить его кровью… Конечно, это скрытый каннибализм!

    • Администратор Екатерина, 27 апреля 2020 в 10:00

      Добрый день. Если вы хотя бы один раз побываете на Таинстве Евхаристии, вы увидите, что православные христиане причащаются Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина. Именно так выглядит Причастие, потому что невозможно употреблять в обычном виде Тело и Кровь, это очевидно. Но в Причастие соединяется духовная природа Тела и Крови Христа с физической природой обычного вина и хлеба. Это Таинство установлено Самим Господом, что мы видим в Евангелии. Если вас смущает формулировка, что это Тело и Кровь — подумайте о том, что это частица Бога. И Сам Бог даровал нам это чудо соединения с ним. Конечно, если рассматривать Причастие исключительно разумом, с физической стороны — оно будет выглядеть бессмысленно. К Причастию нужно подходить с верой, рассматривать его с духовной стороны. Совершенно неверующему человеку сложно объяснить не только суть Причастия, но и вообще большинство действий, совершаемых в Церкви. Но путь и образ своей жизни каждый человек выбирает сам. И это именно выбор — жить с Богом, или отрицать Его.