Правила соблюдения православного поста предназначены для того, чтобы верующие люди прошли необходимую подготовку ко вхождению в Небесное Царство. Эта традиция воздержания от скоромной пищи и ограничения половой жизни является особой формой аскетизма, упражняющего дух и ведущего к спасению индивидуального сознания. Указания по соблюдению поста различаются в зависимости от возраста и состояния здоровья людей.
Значение поста в православии
Сегодня часто встречается пренебрежение к этой традиции. Некоторые люди думают, что пост — это только неприятное монашеское дело, могущее принести вред телу. Такое рассмотрение вопроса совершенно неверно, так как православный последователь должен думать о собственной душе, а не о земной оболочке.
Возвышающий своё сознание и веру в Бога радуется воздержанию и с легкость переносит условные телесные трудности. Рассудительный прихожанин должен использовать это время со всей пользой. Именно с этим у истинных христиан принято поздравлять с наступлением периода очищения от материального и суетного.
Духовное ограничение стоит рядом с телесным, но возвышается над ним. Если человек всецело отдается первому, Господь вселяет необходимые силы для преодоления второстепенных трудностей физической оболочки. Иоанн Златоуст авторитетно подтверждает: «Пусть в пост будут вовлечены все части вашего тела через опору на сильный и стойкий разум».
Рецепты постной кухни:
Сегодняшнее житие порой неправильно рассматривает сущность традиции — многие люди видят здесь только лишение материального подкрепления через наказание. Православный (и любой) пост — величайший способ достигнуть желаемого результата в служении Богу. Истощая собственное тело, верующий снимает темную пелену с души и открывает мистический путь, облегчающий приближение к Небесному Царству.
Воздержание нельзя называть голодом, которому подвергаются все существа за те или иные проступки. Эта традиция обретает религиозную ценность только в объединении с упражнениями для души (покаяние, уничтожение пороков через молитву).
Пост есть утончение физической плоти, что позволяет приблизиться к воздействию высших сил и сделаться наполненным благодатью. Церковь говорит о воздержании, чтобы напомнить о необходимом исцелении тяжело больной души, погрязшей в бытовой суете. Определенные дни в религиозном календаре предназначены для таких очищающих процедур. Они являются сугубым воздержанием и равновесием между оболочками, что должно вернуть главенство ума (души) над телом.
Апостолы говорили, то до появления поста человек проигрывал страстям и дьяволу. Христос показал пример 40-дневного воздержания и обрел силу Святого Духа. Каждый верующий обязан следовать примеру Безгрешного Сына и разить собственные слабости. Пребывающий в посте имеет непоколебимый ум и способен на любые свершения.
Практика воздержания невероятно развита в христианском мире — число постных дней иногда доходит до 200. Строгость поста, описанного в этих книгах, различается для монахов и мирских людей.
Особенности богоугодного воздержания
Подвиг покаяния и молитвенного прошения необходимо сопровождать мыслями об индивидуальной греховности. Верующий также должен отринуть увеселительные походы, смотрение неподобающих передач, чтение «легкой литературы» и т.п. Если эти категории не отпускают ум, человек обязан приложить ментальное усилие и разорвать путы бессмысленности.
В зависимости от подготовленности организма и здоровья воздержание различается на пять степеней:
- Для больных, престарелых или начинающих подходит первый тип с отказом только от мясной пищи.
- Далее идет отказ от молочной продукции.
- Отрицание рыбы.
- На предпоследней позиции полный отказ от масла.
- Пост без потребления вообще какой-либо пищи на определенный срок — ступень, доступная верующим с непоколебимой верой и титаническим здоровьем.
Не совершается поста, когда верующий покидает место трапезы с обремененным желудком и чувством удовлетворенного насыщения. Здесь практически нет жертв и лишений, которые только и придают воздержанию великой ценности.
Некоторые православные меняют физическое воздержание на «духовное», под которым понимают сдерживание раздражительности, критики других людей и всяческих ссор. Однако такая позиция не продвигает верующего по пути к истинной праведности, так как благорасположение само собой подразумевается в любое время. Поэтому послабление в приеме пищи — это только самообман, лишенный пользы.
Если человек не способен по состоянию здоровья или финансовому недостатку соблюдать традиционные правила поста, он должен отказаться от развлечений, сладостей, воздерживаться, хотя бы, в среду и пятницу. Приобщение начинается с малого — отрицания мясного.
Отдельные периоды воздержания
В православии выделяют однодневные и многодневные посты. Верующие постятся перед церковными праздниками или значимыми днями для православия.
Однодневные посты
К еженедельным постным дням относятся среда и пятница. Постные дни имеют собственную символическую сущность, мимо которой не смеет безразлично проходить христианская душа.
- Среда знаменует момент великого позора человеческой души, олицетворенный в образе предателя Иуды. Ученик продал Спасителя за небольшую горсть монет и принял смерть после жестокого угрызения совести.
- Пятница — время претерпевания бесчеловечных издевательств над Сыном Божьим, распятым на кресте. Это день страшных страданий и последующей смерти Того, кто пришел искупить вину всех творений. Воспоминания об этом событии придает сил в борьбе против соблазнов материальной роскоши.
Питание в дни поста
Послабления существуют в следующие периоды:
- неделя после Троицы;
- период Святок (от Рождества до Крещения);
- на Масленицу (запрещена мясная пища, можно молочные продукты)
Также есть особые однодневные посты:
- День усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).
- Воздвижение Креста Господня ( 27 сентября).
- День перед Крещением.
Многодневные посты
- Великий пост (Четыредесятница). Длится 40 дней и символизирует страдальческий путь Христа Спасителя на Голгофу, чтобы совершить жертву. В этот период полагается не ядение в понедельник, а также вторник первой недели и в Страстную Пятницу. В будни полагается однократное принятие хлеба и овощей, вареная пища разрешена только в выходные дни, рыба — в Благовещение Девы Марии и Вербное воскресенье.
О питании в Великий пост:
- Петровский пост (продолжительность 8-42 дня).
- Успенский пост (длительность 14 дней).
- Рождественский (до 40 дней).
Сухоядение в Великий пост
Мнение Церкви
Религия утверждает, что пост есть действенный метод преобразования Гнева Божьего в Его милость. Жизнь в аскетизме и подвижничестве приятна Господу, она подобна чистому кристаллу, сбросившему с себя оковы грязного греха и рабства материальности.
- Воздержание является практикой для великого начинания. Любое действие проще выполнить, если усмирить собственную плоть.
- Уменьшая издержки на самого себя, православный человек имеет возможность больше положить на алтарь милосердия. Пища более пригодится сироте, вдове или бездомному, которые будут молиться о спасении.
- Воздержание позволяет оставаться с Церковью, приобщаться к апостолам, Христу и Отцу. Оно открывает лучшие качества и приближает к самым глубоким таинствам.
- Однако чрезмерное воздержание подобен пресыщению чрева: были примеры, когда фанатизм приобретал негативные качества и становился чревоугодием. Верующий должен знать собственные силы и быть рассудительным.
- Человек должен вкушать столько пищи, сколько необходимо для поддержания телесного функционирования. Начав с нуля и впав в фанатизм, неофит чрезмерно навредит себе, и долгое время не сможет осознать правильное направление.
- Главное условие — не нарушить устава душевного поста, если приходится поступиться правилами потребления. Были примеры, когда будущие святые вкушали скоромное, но умом не отдалялись от созерцания величия Господа.
- Если верующий замечает изнеможение в теле , неспособность вознести молитву, это говорит о неправильном методе. Здесь помогает руководство опытных духовников, имеющих опыт в проведении поста.
В пост сколько раз в день можно есть? Можно ли есть три раза в день с перекусами?
Добрый день. Меру православного поста каждый человек должен определять индивидуально, по совету с духовником и исходя из своего физического и духовного состояния. В православном посте не предусматривается ограничений по кратности приема пищи, речь идет только об исключении продуктов животного происхождения. В некоторые особые дни по Уставу положено не вкушать никакой пищи с самого утра и до самого вечера (например, в канун Рождества), но мало кто из обычных людей, имеющих семью, работу и множество бытовых забот, способен понести такую ношу. В пост следует избегать переедания, нужно стараться питаться максимально простой едой, без кулинарных изысков. Это нужно для того, чтобы хотя бы немного усмирить свою плоть и вспомнить о том, что человек это не только тело, но, прежде всего, живая душа. Но не стоит перегибать и в обратную сторону — чрезмерное урезание рациона, вредящее здоровью, не может быть правильным постом. Посоветуйтесь со священником, какие именно продукты можно есть в пост лично вам, а кратность их приема в течение суток вы можете определять самостоятельно исходя из своих пищевых потребностей.