Церковь является не только Телом Христовым, но и важнейшим социальным институтом, в котором есть собственная иерархия. Конечно, такой большой механизм не может существовать без определенных правил. Правила православной Церкви называются канонами, Уставом. Они не могут возникнуть на пустом месте и должны быть одобрены всей полнотой Церкви.
Для решения важнейших вопросов церковного устройства созываются специальные «комиссии» — церковные соборы. Они могут быть как поместные (в рамках православной церкви одного уровня), так и всеобщие (в рамках всемирного общепринятого православия).
Вселенские соборы
Практика созыва членов Церкви для решения важных религиозных вопросов уходит к самым первым годам существования христианства. Так, около 50-го года после Рождества Христова был созван так называемый Апостольский собор, о чем упоминается в книге Деяний апостолов. На этом соборе поднимался вопрос, как язычники и новокрещенные христиане должны исполнять законы пророка Моисея.
Именно Вселенские соборы собирались нечасто и только тогда, когда необходимо было решить принципиальные и основополагающие вопросы о христианской вере. На таких собраниях присутствуют представители всех Поместных православных Церквей, а принятые там решения касаются всей Православной Церкви без исключений. До наших дней за всю историю христианства было созвано семь Вселенских соборов.
Первый Вселенский собор
Он носит название Никейского, по одноименному городу, в котором был проведен в 325 году. Причиной, по которой он был созван, было очень распространенное в то время еретическое учение некоего Ария, который изначально был очень ревностным и горячем проповедником христианства, но со временем впал в искушения и прелесть. Арий утверждал, что Иисус Христос не является Богом, но только лишь высшим творением Господа.
Вся полнота Православной Церкви резко осудила подобные мнения и постановлением Вселенского Собора раз и навеки утвердила, что Иисус Христос является Богом, единосущным Богу Отцу и таким же вечным, как Бог Отец. Христос был рожден от Бога Отца, но не сотворен Им, поскольку Сам же является таким же Богом.
Кроме отвержения ереси Ария, на Первом Вселенском Соборе были решены еще такие важные церковные вопросы:
- был определен порядок празднования христианской Пасхи, которым наша Церковь пользуется по сей день;
- были отменены земные поклоны в воскресенья, поскольку этот день недели считается праздничным и показывает нам прообраз грядущего Царствия Божиего;
- Была составлена и утверждена основная часть «Символа веры» — одной из важных православных молитв, которая поется на каждой Литургии.
Второй Вселенский Собор
Он был созван в скором времени после Первого, в 381 году. Проходил он в Константинополе. Его целью было осуждение ереси епископа Македония, который не признавал Божественной природы Бога Святого Духа, считал его сотворенным и вспомогательным по отношению к Богу Отцу и Богу Сыну.
Кроме того, был дописан и утвержден «Символ веры», в котором перечислялись все основные догматы христианского вероучения. Именно в этом виде «Символ веры» звучит и сегодня в наших храмах, и носит название Никео-Царьградского, по названиям городов, где он утверждался (Константинополь на старославянском звучит именно как Царьград).
Третий Вселенский Собор
Он проходил в городе Ефесе, в 431 году после Рождества Христова. И снова причиной его созыва стала ересь. Христианство активно развивалось, распространялось среди бывших язычников и представителей других религий, поэтому частыми были попытки его исказить. На этот раз архиепископ Несторий Константинопольский попытался внедрить учение о том, что Пресвятая Богородица изначально родила не Бога, а простого человека, в которого после вселился Господь и находился в нем, как в сосуде. Саму же Богородицу он называл Христородицей.
Мнением Собора было навсегда засвидетельствовано полагать, что с самого момента своего воплощения Христос навечно соединил в себе природу Божественную и природу человеческую. Христос в полной мере был и есть Богом, и в полной же мере Он был и Человеком. Также на этом Соборе было утверждено почитание Девы Марии именно как Пресвятой Богородицы.
Четвертый Вселенский Собор
Город Халкидон в 451 году вошел в историю, как место проведения Четвертого Вселенского Собора. На нем осудили такое движение, как монофизитство. Архимандрит Евтихий и его последователи стали утверждать, что человеческая природа Христа была полностью вытеснена Божественной, поэтому он не был человеком в полном смысле этого слова.
Вселенский собор опроверг это заблуждение, и озвучил мнение Церкви, что Иисус Христос есть в полноте Бог и в полноте же человек, во всем подобный нам, за исключением греховности. Во время воплощения Христа Божественная природа не вытесняла человеческую, но воедино слилась с ней.
Пятый Вселенский Собор
Он был созван в 553 году. На этот раз в Константинополе рассматривались творения трех христианских подвижников, которые ушли в ересь и позволяли непочтительные выражения о решении Третьего Вселенского Собора по вопросу Нестория. Поскольку двое из писавших подобное раскаялись и умерли в примирении с Церковью, они не были осуждены. Третий же автор, Феодор Мопсуетский, не признал своей ошибки и попал под осуждение. Также на этом Соборе еще раз подчеркнули опасность ухода в ереси и отпадения от единого учения Церкви.
Шестой Вселенский Собор
Еще одна ересь относительно природы Иисуса Христа — монофелитство — была осуждена в 680 году. Монофелиты признали двойственную природу Спасителя, однако, полагали, что воля у Христа была только лишь исключительно Божественная. Много сил на борьбу с этим лжеучением положили святой Максим Исповедник и Патриарх Софроний.
Собором было постановлено признавать, что как у Христа было две природы, также он имел и две воли. Человеческая воля не искоренялась и не искажалась Божественной, но только подчинялась ей. Наглядно в Евангелии это видно во время Христового моления о Чаше в Гефсиманском саду. В эту страшную ночь перед казнью Христос боялся, как все обычные люди. Он просил Господа, что, если это возможно, пусть минует его чаша страданий. Но при этом добавлял, что пусть будет по Воле Отца.
Седьмой Вселенский Собор
Он тоже состоялся в городе Никее, в 787 году. Необходимость этого собора была продиктована широким распространением учения, которое порицало почитание икон. Иконоборчество было осуждено Седьмым Собором, постановлено почитать святые иконы и Животворящий Крест Господень. Тем не менее полностью преодолеть эту ересь не удалось, ее отголоски еще длительное время смущали новоначальных христиан.
Архиерейские соборы
Еще одним видом Поместного Собора, на котором рассматриваются вопросы деятельности Церкви на местах, может быть Архиерейский Собор. Принимать участие в нем могут только высшие иерархи Церкви.
Деятельность и полномочия Архиерейского Собора прописаны в Уставе Русской православной церкви от 2000 года. Так, согласно этого документа, Архиерейский Собор характеризуется как:
- высший орган церковной власти;
- собирается как минимум один раз в 4 года и проходит под предводительством Святейшего Патриарха;
- выполняет функции церковного суда и рассматривает внутренние противоречия, возникающие в Церкви.
Существование Церкви заложено самим Господом Иисусом Христом, поэтому каждый православный христианин должен помнить о необходимости посещения храма Божиего. Храм — это огромный живой организм, деятельность которого регулируется большим количеством рукоположенных священнослужителей, ведомых Святым Духом. Решения, принимаемые на Соборах, не должны подвергаться критике, но со смирением выполняться всеми православными христианами.
Поместные Соборы
Это следующие по величине Соборы, после Вселенских. Они созываются в рамках не всей Православной Церкви, а ее отдельных составных частей — автокефалий, патриархатов. В конкретной поместной церкви основные вопросы управления, устройства, богослужения и прочие решаются на Поместных Соборах.
В поле зрения Поместных Соборов входят все проблемы организации жизни Церкви на местах, но они должны решаться строго в рамках общепринятых канонов православия.
В нашей Церкви до провозглашения ее автокефалии в 1448 году вся ответственность за принятие церковных решений лежала на архиереях. Когда был провозглашен отдельный Московский патриархат, стали созываться так называемые Освященные соборы, которые по своей сути были поместными и касались деятельности Церкви в новосозданном патриархате. Наиболее известными из этих соборов были:
- собор 1504 года, где была предана порицанию так называемая ересь жидовствующих;
- макарьевские соборы, которые созывались в 1547-49 годах;
- Стоглавый собор, вошедший в историю в 1551 году и некоторые другие.
XVII век для нашей церкви стал переломным, и ознаменовался большим количеством Поместных Соборов. На них рассматривали дело партиарха Никона, раскол со страрообрядцами. Именно на этих Соборах был окончательно принят новый обряд богослужения, который стал обязательным для всех храмов Московского патриархата.
Синодальный период, когда отсутствовал институт патриархии в Церкви, длился до начала ХХ века. В это время Поместные Соборы не созывались, а Церковь управлялась специальным органом — Святейшим Правительствующим Синодом.
Одним из наиболее исторически значимых Поместных Соборов начал свою деятельность в 1917 году, сразу после революции. Важнейшим результатом его созыва было восстановление патриаршества в Русской православной церкви.
Следующие Поместные Соборы созывались в РПЦ уже в военное и послевоенное время. На этих соборах решался вопрос назначения новых патриархов, деятельности церкви в тяжелый период разрухи и гонений.