Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Великая схизма

В 2000-летней истории христианства существует немало переломных моментов и определяющих решений. Некоторые из них кардинально перевернули дальнейшую судьбу всего христианства. Так, в 1054 году случилось окончательное и бесповоротное разделение христианской церкви на католическую и православную.

Что такое схизма

В переводе с греческого языка это слово переводится как «раскол», «расщепление», «распря». Изначально использовался в бытовом обиходе, но позже перешел на внутрицерковные процессы. Обозначает разделение в одной Церкви, вызванное коренными несогласиями в основополагающих вероучительных принципах.

Схизма — это раскол в христианской церкви

История Великой схизмы

Окончательно христианство разделилось на католицизм и православие в 11 веке. Но предпосылки такого раскола формировались веками ранее. Католицизм формировался на Западе, имея своим центром Рим, а православие — на Востоке, в Византии. Рассмотрим основные разногласия и проблемы, которые привели к разделению.

Политический фактор

Еще в первых веках существования единого христианства стали заметны раскольнические настроения в середине Римской империи. Примерно с 3 века формально Римская империя еще оставалась целостным государством, но фактически она уже была разделена на Восточную и Западную части.

Во времена правления императора Константина Великого это разделение усилилось, поскольку помимо управленческого центра в Риме возник еще Константинополь на востоке страны. Римские епископы не могли потерпеть разделения власти еще с кем-то и претендовали на единое главенство во всей Церкви.

Последующие века амбиции и гордыня римских церковных иерархов только росли, они открыто выступали против константинопольских патриархов. Римские Папы подчеркивали свою полную независимость от любых византийских иерархов.

Датой раскола христианства на Западную и Восточную церкви считается 1054 год

Большой политический резонанс вызвало коронование римским папой Львом ІІІ короля франков Карла Великого. Он был наречен римским императором и считался равным императорам византийским. Последние отказались признавать коронацию, считая, что римское императорство по праву должно передаваться им.

Карл Великий в Византии считался захватчиком, а само его коронование папой — объявлением раскола в Римской империи.

Культурный фактор

Первым камнем преткновения в культурной сфере стал язык. В Восточной части Римской империи говорили на греческом языке, в то время как на Западе использовали латынь. В апостольские времена, когда Рим еще был единый, оба эти языка использовались в одинаковой мере и практически каждый гражданин понимал и тот, и другой.

Однако постепенно наблюдалось принципиальное разделение по языковому признаку, и вскоре греки вынуждены были читать латинских авторов только в переводе, и наоборот. Латинский Запад и греческий Восток стали читать разные книги, погружались в разные культуры, что еще больше отделяло две части некогда единого целого.

Так, на Востоке в особом почете были святые отцы Церкви эпохи Вселенских соборов — Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Григорий Богослов, Василий Великий. На западе же больше изучали труды блаженного Августина (который был почти неизвестен в Византии).

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения признаются непогрешимыми

Его речь и способ изложения мыслей был проще, и необразованные варвары, принявшие христианство, его воспринимали лучше. Утонченные же труды восточных богословов были многим непонятны и сложны.

Экклезиологический фактор

Конечно же, предыдущие нестыковки не могли не отражаться на общецерковном учении. Наибольшее разногласие тут — все более утверждаемая на Западе доктрина о папстве. Вместе с этим в Византии крепли свои патриархальные настроения — уже с 4 века Византийский патриарх присвоил себе титул «Вселенского».

При этом Папа Римский превращался в богоизбранного настоятеля всей христианской Церкви в мире. При это на Востоке сформировалось 4 патриархата, которые признавали первенство Римского епископата, но на условиях первого среди равных.

В Западной части сформировался один престол, который и считался главой всем, как имеющий апостольскую преемственность. Поэтому вся Церковь рассматривалась Западом исключительно как монархия Папы Римского, без коллегиального участия других патриархов.

Восточная же иерархия хоть и признавала некое первенство Римского предстоятеля, но рассматривала это первенство скорее как уважительное отношение, но не отмену соборного управления Церковью.

Важно! Именно тут возникает одно из основных разногласий католицизма и православия, не разрешимое и по сей день. Решения Папы Римского считаются непогрешимыми и неоспоримыми, в то время как Византия опирается на соборные договоренности.

Богословский фактор

Основное разногласие возникло вокруг природы Святого Духа, провозглашенного в Символе Веры на Никейском Соборе. Византийская традиция признавала природу Святого духа «от Отца исходящего», в то время как на Западе стали читать «от Отца и Сына исходящего». Важно, что Никейский Символ Веры основывается на Священном Писании, и поэтому имеет неоспоримую основу.

Разделение церквей внесло разлад в христианскую веру

Изменения же в Символе Веры с добавлением «и Сына» не имеет никаких оснований ни в Священном Писании, ни в имеющемся Предании Церкви. Можно предположить, что такую формулировку стали использовать во времена арианской ереси, но постепенно такое прочтение Символа Веры вошло в общую католическую практику.

Православие по сей день не приемлет такой формат прочтения Символа Веры (такая формулировка носит название Филиокве). И этому есть две причины:

  • Символ Веры — достояние всей Церкви, все изменения могут вноситься только по решению Вселенского собора. Решив самолично произвести замену, западные христиане совершили преступление против своих собратьев по вере.
  • С точки зрения богословия многие специалисты также опровергают Филиокве. В православии принято за истину мнение, что Святой Дух исходит именно от Бога Отца, и иное положение рассматривается как ересь.

Обрядовый фактор

Внешние и обрядовые различия также присутствовали между двумя Церквями с первых веков христианства. И Устав, и практика богослужений значительно отличалась на Востоке и Западе. Так, камнем преткновения стал вид хлеба, употребляемый на Причастии.

В использовании пресного хлеба византийцы усматривали нарушение символического единства плоти человеческой и Христовой. По мнению Западной Церкви, именно квасной хлеб в полной мере отражал символизм плоти Христовой и именно он должен использоваться для Евхаристии. Это, казалось бы, незначительно на первый взгляд отличие, привело к усугублению раскола.

Важно! Все эти предпосылки,сложеные воедино, сделали совершенно невозможным дальшейшее единое служение христианской Церкви как целого организма. В 1054 году произошел раскол, не преодоленный по сей день.

Начало раскола

Учитывая все накопленные негативные факторы, не хватало только какого-то одного небольшого повода, чтобы Церковь окончательно разъединилась. И таким поводом стал конфликт между иерархами Константинополя и Рима.

В основе Великого раскола лежал конфликт духовных владык Папы Льва IX и Михаила Керуллария

В то время римским первосвященником был Лев IX. Вошел на Римский церковный престол он очень эффектно — пришел в Рим в грубой одежде, босыми ногами, с покаянной головой, посыпанной пеплом. Это, конечно, привлекло к нему сразу внимание горожан.

Он был провозглашен папой очень быстро, под восторженные возгласы жителей. Новоиспеченный предстоятель был твердо убежден в наивысшем положении именно Рима. Начинается быстрый рост значимости института папства во всем римском обществе.

Новый папа позиционировал себя как защитника всех обиженных, обделенных и несчастных. Это было поводом искать примирения с Восточной Церковью. Константинополь был готов пойти на примирение, но только не на условиях верховенства и единой власти Рима. С другой стороны, соглашаться на равноправие не был готов и папа.

Великий раскол

В начале 1054 года в Константинополь прибывает делегация из Рима. Возглавляет ее кардинал Гумберт, который отличался высокомерием и гордыней. Несмотря на то, что заявленной целью было примирение с Константинополем, послы общались очень свысока.

В результате раскола образовались две церкви — Православная и Католическая

К восточному патриарху не было проявлено никакого уважения, а достижение перемирия пытались достичь только через подчиненное положение Константинополя. Очевидно, что такое положение дел никак не устраивало патриарха Восточной Церкви. Послы же из Рима решили еще больше проучить непокорного иерарха.

15 июля 1054 года во время молений в Софийском соборе, которое проводил Восточный патриарх, в храм вошли представители Римской делегации. Прервав богослужение (что вообще является недопустимым в христианстве), они потребовали признать верховенство папы и вручили служащим документ на латинском языке, обличающий сторонников восточного обряда в ереси.

Выходя из храма, папские посланники по Евангельскому обычаю отрясли прах с ног своих, как после общения с последними грешниками. Все присутствующие были настолько потрясены происходящим, что на какое-то время воцарилась гробовая тишина.

После был зачитан папский документ в переводе на греческий язык, который вызвал целую бурю негодования. Жители бурно поддержали своего патриарха, не приняли римских правил и делегатам пришлось спешно покидать Константинополь.

Вскоре был созван Собор, на котором присутствовали 20 восточных епископов. Решением собора стало отлучение папских легатов от единого церковного общения, а решение Собора направлено ко всем Восточным патриархам.

Важно! Этот разрыв и принято считать Великой схизмой. По своей форме это было разделение между поместными Церквами в Риме и Константинополе, но со временем к Константинополю стали примыкать другие Восточные Церкви, а также вновь образованные (к примеру, Русская).

На Западе Рим также укреплял свои позиции, приняв название Католической Церкви. Церкви, попавшие под сферу влияния Византии, нарекались Православными, поскольку следовали неискаженному учению Христову, изложенному в Евангелии. Тем не менее, обе Церкви считали себя апостольскими, истинными, несущими едино верное понимание христианства.

Но даже после официального разделения на Католическую и Православную Церкви, еще несколько веков сохранялись дружеские и мирные отношения между двумя ветвями. Все хитросплетения и волнения в верхах церковной иерархии мало касались простых людей, которые зачастую продолжали молиться совместно.

Окончательное и бесповоротное по сей день разделение произошло только с началом крестовых походов. Это было страшное время ненависти, злобы и войн. В 1204 году Константинополь и вовсе был захвачен и разорен католическими крестоносцами, что сделало невозможным примирение, на которое все надеялись два предыдущих века.

Великая схизма
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: