Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Икона Пресвятой Богородицы «Благодатное небо»

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» представляет собой одну из целой группы «Акафистных икон». Эта группа характерна определенной целью их создания — это прославление Богородицы и возвеличивании ее как Царицы Небесной.

К таким иконам приходят помолится и попросить о наставлении, о вразумлении и помощи на тернистом жизненном пути. Знаменит этот образ помимо своих чудотворных особенностей и тем, что он последний, кто слышала молитву святого Иоанна Кронштадского.

Икона «Благодатное небо»

Композиционные особенности

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» является иконографическим прототипом более раннего образа «Жена, облеченная в солнце», на котором также изображается Божия Матерь на руках с Младенцем Христом. Она стоит на полумесяце с короной на голове, а вся ее фигура купается в лучах золотого света. Сияние на этой иконе особой формы — мандолы, это овальная форма света, которая вытянуто по горизонтали.

Оба образа отвечают видению Иоанна Богослова, которое записано в 12-ой главе Откровения.

Как уже было сказано, иконография образа ставила своей целью изобразить ту самую «Жену, облечённую в солнце», которая изображена в Откровении (12:1-5 стихи). Там Богородица символизирует Святую Церковь. На картине Дева Мария изображена в полный рост, левой рукой придерживающая Младенца Христа. Всю девушку обрамляет солнечное сияние, которое называется в иконописи мандола из-за характерного вытягивания по горизонтали, еще его называют миндалевидным нимбом. Головы Марии и Христа украшены короной, а ноги первой устойчиво стоят на поверхности месяца, который изображен в свою неполную стадию сияния.

Все изображение сделано яркими красками, переливающийся нимб, корона — все эти атрибуты направлены на то, чтобы человек, смотрящий на картину, понял, кто есть Царица Небесная, и наполнился благоговением.

Образ «Благодатное Небо», несмотря за основу из «Жены облаченной», отличается своей многофигурностью и сложностью с точки зрения композиции, поскольку, помимо Девы Марии , тут присутствует еще ряд фигур:

  • древние пророки;
  • младенец Иисус;
  • святые из православного канона;
  • зарисовки из Евангелия.

Существует предание, что именно в таком виде, в каком изображена Богоматерь, она и будет во время второго пришествия Христа, поскольку весь ее лик как бы молит о спасении этого мира.

Богословские трактаты по-разному толкуют данный образ Жены, но в своем большинстве они соглашаются с тем, что так автор изображает Церковь Христову.

Возник данный тип такого изображения Богоматери в 15 веке в Германии, откуда затем широко распространился по миру западного искусства. Русь же приняла его только в 17 веке через Польшу и страны Прибалтики, где и дал начало подобным иконографическим типам. К этой же группе относятся иконы «Солнечная», «Неопалимая купина» и пр.

Характерной особенностью такого типа написания является:

  • миндалевидное сияние вокруг фигуры Марии;
  • дополнительные коленопреклоненные персонажи;
  • Христос на руках;
  • обязательный сюжет из акафиста;
  • особый способ компоновки изображения.

История и значение образа

Нет единой теории о том, как же святой лик попал на Русь. Известно лишь, что появился он здесь лишь в 17 веке.

Главные версии появления таковы:

  1. «Благодатное Небо», по преданию, была привезена в Москву из Литовского княжества в качестве придания княгини Софии Витовтовны. Она выходила замуж за русского князя Василия I (Дмитриевича) и образ стал своеобразным благословением данного супружества. А оригинальное название взято из надписи по внутренней части сияния вокруг Девы на самой доске: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды»;
  2. По другой версии, икона прибыла все так же из Литовского княжества, но уже в качестве приданного княгини Софьи Фоминичны, которая стала супругой царя Иоанна III;
  3. Совсем другого мнения ряд богословов, которые считают, что происхождение иконы западное, о чем говорит своеобразная иконографика. Они говорят, что написана она могла быть только в Византии, Константинополе. Что интересно — такая теория может и не противоречить другим, ведь и литовские правители могли ее купить в Византии.
Интересно! Из-за надписи на иконе ранее она носила название «Что Тя наречем», но после реформы патриарха Никона осталось только официальное название «Благодатное Небо», которое также является частью этой надписи.
Икона Богоматерь Благодатное Небо. 2-я половина 18 — начало 19 века

Чудеса

Изначально икона не имела такой большой популярности среди православных верующих. Началось это лишь тогда, когда митрополит Филарет Дроздов в 1853 повелел собрать исторические данные о лике, который находился в то время среди реконструировавшегося иконостаса Архангельского собора. После того как данных было достаточно, чтобы сказать, что данный образ — чудотворный, прихожане стали приносить к нему масло, лампады и свечи, а митрополит распорядился вести перед ней праздничную литургию два раза в год.

До революции верующие в Москве особо почитали три святыни:

Считается, что именно через эти святыни Господь обильно благословлял людей и совершал исцеления. Среди чудес особо выделяются несколько.

  1. Одна лютеранка долгое время страдала сильным недугом и однажды ей приснился пророческий сон. Она увидела во сне этот образ и когда проснулась, отправила гувернантку заказать перед ним молебен о здравии. Девушка выполнила приказание и совершала тоже самое действие еще на протяжении 6 недель. После этого ее больная хозяйка полностью оправилась и уже сама могла посещать храм и заказывать молебен.
  2. В 1885 году художника Васнецова пригласили во Владимирский храм для росписи. Но художник отказался из-за серьезной болезни своего сына. Прибывая на даче вместе со своей семьей, художник однажды заметил свою жену с сыном на руках в лучах солнечного света. Поразившая его картина настолько засела в голове, что он понял — именно так должна быть изображена Богородица. После этого Васнецов отправился расписывать храм.
  3. Во время подготовки под роспись Владимирский храм несколько раз штукатурили, и нанесенная масса высыхала неравномерно. Наблюдавшие за этим рабочие и руководители однажды заметили на стене проступающий образ Богородицы с Христом на руках, именно такой какой и видел Васнецов на своей даче. Его зарисовали, а через пару часов стена окончательно высохла.
  4. Васнецов показал свои наброски руководителям храма и те сверили их с наброском со стены — рисунки были практически идентичными по своим композиционным параметрам. Художник был поражен и промолвил: «Это был заказ Божий».
  5. Уже умершая старейшая смотрительница московского храма Животворительная Троица Мария Андреевна рассказывала, что список в данном храме был найден на свалке возле общежития МГУ студентами, которые использовали ее для кроватей, подкладывая вместо матраса. Спустя какое то время после прибытия в храм она чудесно обновилась так, что реставратору осталось дописать только фрагмент в углу.
Важно! Благодаря своим чудесам образ особенно почитается верующими Православной Церкви. Для него был даже написан акафист, который читается во время празднеств в храме.

Списки и дни празднования

Когда икона переехала со Смоленска вместе с княжеской семьей (по одной из версии), ее поместили в Архангельском соборе, где она хранится и сейчас.

На сегодняшний день самые популярные списки находятся в церкви Святой Троицы в Никитниках, а также в Воскресенском соборе города Тутаева и в Большом Кремлевском дворце в храме Распятия Христова, где хранятся первоначальные списки.

Хотя списки с тех пор стали многочисленнее:

  1. Владимирский собор Киева хранит список лика кисти Васнецова.
  2. В московском храме Живоначальной Троицы, который расположен на Воробьёвых горах, появился список в 60-е годы 20 века. Известно, что этот список был написан весьма давно, но был утерян и случайно найдет в котельной МГУ среди обычных дров.
  3. В московских храмах: Троицыном и Архангела Гавриила.

В каждом храме возносят поклонение иконе два раза в год:

  • 19 марта;
  • в первое воскресенье после Пятидесятницы на Недели Всех Святых.

Перед ней читают тропарь и акафист в ходе праздничной литургии.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо», Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново

В чем и кому помогает

Данному образу молятся разные люди, ведь нет разницы, к какому образу взывать о спасении — Господь слышит каждый зов.

Обычно к данном лику приходят те, которые желают найти путь к спасению своей души, стремятся к Царствию Небесному и желают излечить болезни тела и духа и тела. Наравне с этим, она хранит Церковь от ересей и лжеучений, наставляет заблудшие души, а также может помогать в вопросах управления всем, кто занимает должностные позиции и просит Деву Марии о помощи.

Молиться данной иконе можно всем, кто:

  • желает защититься от зависти и недоброжелателей;
  • ищет спасения от катастроф и бедствий;
  • отправляется в путешествие или поездку;
  • стремится освободиться от греха;
  • ищет покровительства Господа в работе;
  • жаждет исцеления от телесных и психологических проблем;
  • молиться за близких и их покаяние;
  • ищет благословения в личной жизни.

Как известно, Господь слышит каждую просьбу, поэтому у лика можно молиться Господу о:

  • счастливом замужестве и рождения деток;
  • от защиты в дороге и от катастроф;
  • освобождении себя и близких от пьянства и других зависимостей;
  • избавлении от внезапной смерти, чтобы не покинуть мир не покаявшись;
  • помощи в государственном управлении;
  • защите страны и города от природных катастроф и стихийных бедствий.
Совет! Пречистая Дева Мария помогает каждому, кто к ней приходит и просит о защите искренне и горячо. Она защищает и молит Господа о каждом, к ней обратившемся. Защищает христиан от врагов, завистников и клеветников. Помогает получить Божию благодать и благословения.
Посмотрите видео об иконе *Благодатное Небо*
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях:
Комментарии
  • Мария, 24 января 2019 в 10:03

    «К таким доскам приходят помолится и попросить о наставлении, о вразумлении и помощи на тернистом жизненном пути» — что за чудовищная фраза? Впервые встречаю такое выражение по отношению к иконам на православном сайте.Обычно «досками» их называют еретики -иконоборцы и воинствующие атеисты.Кому вы доверяете написание статей? Разве по — настоящему верующий, благочестивый человек такое напишет? За свою жизнь я прочла очень много богословской литературы, т.к. закончила с отличием Свято -Тихоновский Богословский Университет, такую грубую и неприятную по стилю статью встречаю впервые.

    Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bogoroditsy-blagodatnoe-nebo.html

    • Администратор Екатерина, 24 января 2019 в 16:16

      Добрый день! Благодарим вас за бдительность, администрация сайта полностью разделяет ваше недовольство. Действительно, подобные формулировки кощунственны и не должны присутствовать на православном сайте. В ближайшее время статья будет отредактирована и такая грубая ошибка будет устранена!

      Мы рады, что наш сайт читают грамотные в богословии люди и всегда готовы улучшать наш контент. Работа над наполнением сайта ведется ежедневно, и мы верим, что с каждым днем сайт становится все лучше, а контент интереснее и качественнее. Ошибки постепенно выявляем и исправляем, качеству размещаемых статей сейчас уделяется особое внимание. Благодарим вас за подсказку!