Канон святых имеет свои различия в отдельных автокефалиях Православной Церкви, но преподобный Дорофей Газский почитается по всему миру, у православных и католиков как святой аскет, написавший ряд нравственных трудов.
День памяти преподобного совершается в Православной, Иерусалимской, Элладской и Католической церквах. За всю жизнь он написал 21 поучение, ряд посланий и 87 ответов на вопросы великих старцев того времени. Работы Газского преподобного считаются классической литературой аскетизма или «азбукой аскетов».
Жизнеописание
Несмотря на широкую известность трудов святого, поучений нравственного и аскетического характера, о личной жизни и в целом о биографии известно крайне мало. Известно, что святой родился в Палестине (город Аскалон) в начале 6-ого века неподалеку от места, где проживал тогда авва Серида. Считается, что его родители были богатыми и состоятельными людьми, поскольку смогли обеспечить сыну хорошее светское образование: мальчик детство и юность провел в окрестностях Газы, изучая философию, риторику, греческий язык и медицину.
Предполагают, что учителем будущего святого был Прокопий Газский, который привил юноше любовь к Христу. Газа в то время пребывала в автономии у Византии и была городом, в котором смешивались многие учения и религии: там проживали многие философы и ученые того времени.
Несмотря на то что христианство уже давно распространилось в этих местах, ему все еще приходилось конкурировать с греческими богами и персидскими. По сохранившемся свидетельствам и словам самого аввы, изначально он не особо тянулся к знаниям и науке, но позже полюбил чтение и проводил за ним все свободное время.
Путь к подвижничеству
Судя по всему, семья мальчика была богобоязненной, поскольку известно, что его брат позже построил на деньги с наследства лечебницу при монастыре, где настоятелем был авва Серида. Дорофей также посещал этого отца-подвижника.
Достоверно не известно, почему именно юноша решился стать монахом, ведь при его положении и богатстве для него было много различных успешных путей в жизни. После окончания обучения он некоторое время жил на деньги своей семьи недалеко от обители Сериды, некоторые историки утверждают, что по болезни тела он не мог принять послушничество и очень этим тяготился.
При этом молодой человек стал все регулярно посещать монастырь аввы Сериды и общаться с проживающими там подвижниками: преподобным Варсонофием Великим и Иоанном Пророком. Считается, что именно они повлияли на жизненный выбор молодого человека и сподвигли на монашество, помогли преодолеть болезнь и подготовится к долгому пути инока. Через некоторое время он становится послушником в обители Сериды Газского.
Монашество
Приняв монашеский постриг (никто не знает точной даты этого события) он ответственно и добросовестно исполняет свое послушничество. Его первыми обязанностями в обители было встречать паломников и гостей — он был привратником монастыря. Чуть позже ему также доверили заведование странноприимным домом — там располагались все, кто решился посетить обитель, прийти за советом к преподобным старцам или желали больше узнать о послушничестве.
Молодой монах принимал гостей, размещал их и отвечал за стол и постели для странников. Чуть позднее в своих трудах он отметит, что это позволяло ему учится терпению и смирять собственную гордость. Учителем Дорофея был преподобный Иоанн Пророк, который наставлял в аскетизме, любви к Богу и людям.
Он и мудрый Варсонофий были затворниками в этой обители, но к ним стекалось бесчисленное количество паломников за советом и молитвой — всех их должен был принимать инок, попутно общаясь и выясняя тревогу и боль человека. Сам он был преданным послушником Иоанна Пророка и ничего не делал без совета, именно преподобный наставил ученика так, что тот не отклонился от Слова Господа за всю свою жизнь, но наоборот, преуспел в нем.
Спустя какое-то время Дорофея определили заведовать монастырской больницей, той самой, которую построил его брат. Приобретенные в юности знания медицины существенно помогали послушнику лечить братию и укреплять свое слабое здоровье. Когда и этот труд стал для послушника легким, а дух и ум укрепился, авва Серида определил его в учителя некоторым монахам — он стал раздавать не только плотскую пищу, но и духовную.
Первым учеником Дорофея стал юноша Досифей, который был родственником военачальника и новым монахом, не понимающим до конца, что именно он должен делать и как жить. Учитель постарался все ему объяснить и донести, и справился со своим заданием — Досифей был спасенным и духовным человеком, хотя прожил в монастыре всего 5 лет до своей кончины.
Дорофей провел в обители аввы Сериды около 10 лет, учась смирению и послушанию. Он преуспевал в общении с паломниками и монастырскими послушниками, принимал всех с заботой и участием. Однако, когда Серида Газский скончался, а мудрый Варсонофий ушел в полное затворничество, а их ученик ушел из монастыря и недалеко от того места построил собственный (предполагается, что на деньги семьи). Он прошел путь от послушника и келейника Иоанна Пророка до игумена и настоятеля.
Аскетизм и отшельничество
Уйдя из монастыря, авва Дорофей стал аскетом и отшельником — именно этого всегда хотел он. Проживал оставшуюся жизнь в пустыне между городами Газой и Аскалоном, укрепляя свой дух и смиряя плоть. Аскетизм или подвижничество в то время понимался как борьба с грехом, в процессе которой человек должен был смирить «ветхого» человека и стяжать добродетели «нового».
Для этого отцы-подвижники удалялись в пустыни, жили в отшельничестве, питались грубой простой пищей, молились целыми днями и регулярно постились. Они спали на земле, отказывались от любого комфорта и уюта, стремясь приобрести мудрость Божию и смирение.
Видя, что их становится все больше авва принимает решение основать монастырь — предположительно это было совершено после 540 года. Однако монастырю не удалось просуществовать долго — в 634 году Газу захватили мусульмане и монахам пришлось покинуть те места, спасая свои жизни. Келии же были разрушены и более об этом месте нигде в документах не упоминается.
Преподобный авва не дожил до этого времени, поскольку Господь забрал его к Себе не позднее 620 года (точной даты не известно). Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого Дорофея 18 июня, а католическая — 5 июня.
Литературное достояние
Все труды преподобного настоятеля и отшельника делятся на три части: поучения, наставления и запись ответов на вопросы преподобных Варсофония и Иоанна Пророка. Последние записи были сделаны преподобным при жизни святых во времена насельничества в обители святого Сериды.
Он также записал свое житие и наставления для иноков, которые были в подчинении. Наиболее известный труд — это книга «Душеполезные поучения», выдержки из которых были перенесены в труд «Добротолюбии» Никодима Святогорца. Именно эту книгу читают при поступлении в монастырь любые послушники, она стала катехизисом для русских монахов.
Всего преподобный написал 24 поучения, 16 посланий в виде вопросов-ответов и 18 изречений, особого внимания заслуживает «Житие прп. Досифея» и «Вопросоответов» преподобных Варсонофия и Иоанна.
Полезные наставления преподобного можно читать всем христианам, независимо от их служения или положения в обществе. Они написаны с целью изменить сердца людей, помочь им приобретать простоту и кротость. Стоит понимать, что аскетизм присущ каждому христианину, который старается жить по заповедям Христа.
Не обязательно быть отшельником или принимать постриг — каждый христианин отказывается от пребывания в обществе грешников, отказывается от каких-то благ, получение которых противоречит заповедям Божиим. И это все является проявлением аскетизма, именно об этом учил святой Дорофей.