Загадочная судьба старца Федора Томского до сих пор будоражит умы историков и обывателей. Согласно преданию, этим человеком на самом деле был император Александр I. Многие люди верят, что уставший от государственных дел монарх, раскаявшись в грехах прошлого, оставил престол, инсценировав собственную смерть.
Император нашел пристанище в отдаленном сибирском поселке, где прожил до конца своих дней. Доподлинно неизвестно, имел ли Федор Томский какое-либо отношение к царской семье. Но то, что он прославился своей богоугодной жизнью — факт, не требующий доказательств.
Загадочная смерть Александра Благочестивого
Император скончался в 1825 году от непродолжительной болезни, во время похорон его гроб оставался закрытым. Место на царском престоле занял его младший брат Николай. Среди историков нет единого мнения насчет возможной инсценировки смерти монарха. Трудно с точностью сказать, мог ли Александр I бросить государственные дела, чтобы провести остаток жизни в уединении, или это всего лишь красивая легенда.
В период правления Александра I было проведено немало реформ, направленных на улучшение жизни простого народа. Победа в войне с Наполеоном подняла авторитет монарха в глазах простых людей, за что он был прозван Александром Благословенным.
В отличие от отца, Александр Павлович пользовался любовью и уважением подданных, о чем говорят народные песни, сложенные в его честь. У монарха было впереди много времени, чтобы продолжать реформы и бороться за благополучие народа. Почему в таком случае он решился покинуть престол, если легенда о его отшельничестве — правда?
По свидетельствам очевидцев, Александра I тяготило участие в заговоре против своего отца, Павла I. Так случилось, что престол Александр I занял после невольного отцеубийства, хотя давал свое согласие лишь на отстранение от власти обезумевшего отца. Грех цареубийства не отпускал монарха даже спустя много лет.
В последнее время характер императора претерпел изменения, он стал смиренным и набожным, много времени посвящал молитвам, его часто можно было видеть стоящего на коленях перед иконостасом. Это послужило поводом думать, что император решил оставить престол и стать нищим странником.
Во времена царствования Александра III саркофаг самодержца был вскрыт и оказался пустым. Таким образом, слухи о подозрительной смерти императора нашли свое подтверждение. Возникло мнение, что после постановочных похорон Александр отправился в пустыню к самому Серафиму Саровскому, и тот принял его в ученики.
Жизненный путь Федора Кузьмича
Относительно подробные сведения о жизни российского старца датируются 30-ми годами 19-го века. О том, кем он был раньше, чем занимался, какую вел жизнь, есть только отдаленные намеки. Впервые имя Федора Кузьмича упоминается в документах, датируемых 1836 годом. В этом году на Красноуфимской переправе был задержан старец без каких-либо документов.
Внятно объяснить цель своей поездки мужчина не мог. На спине его были обнаружены следы от ударов плетьми, но определить, кем был этот человек и куда он направлялся, не представлялось возможным. В телегу странного путника был запряжен белый конь, который был бы явно не по карману простому нищему. Назвался мужчина Федором Кузьмичом Кузьминым.
Пожилой мужчина имел приятный и величественный вид, был хорошо воспитан, держался вежливо и учтиво. Его дело разобрали в суде, и, несмотря на то, что судьи симпатизировали старцу, ему было назначено наказание в виде 20 ударов плетьми с последующей ссылкой в Сибирь. Таким было стандартное наказание за бродяжничество в те времена.
Старец не возражал против приговора и наказания, но, объявив себя неграмотным, поручил вместо себя расписаться другому человеку. Всем же присутствующим было ясно, что мужчина не только умеет писать, но и достаточно образован и начитан. Можно предположить, что Федор Кузьмич опасался, что документ с образцом его почерка будет передан властям.
Старец вызывал всеобщую симпатию и любовь. Он был единственным из всех заключенных, на кого не стали надевать кандалы перед отправкой в Сибирь. Солдаты, офицеры и заключенные полюбили старца Федора, словно родного отца. На ночевках ему выделяли отдельное место, с ним стремились завести беседу, просили его совета.
Первые несколько лет своей ссылки Федор Кузьмич прожил в небольшом поселке Зерцалы. Затем один из жителей помог старцу построить уединенный домик в станице Белоярской, в котором он мог бы жить и молиться.
Местные жители быстро полюбили отшельника, старались помочь ему, приглашали за стол, угощали его лучшими блюдами. Старец с благодарностью принимал подношения в виде продуктов питания, чтобы после раздать их нищим. Денег Федор Кузьмич не брал ни у кого. Сам он всю жизнь прожил, соблюдая строгий пост, но не требовал этого от тех, кто приходил к нему за помощью.
Дети из ближайших поселков приходили к старцу, и он обучал их грамоте. Позже старец сам начал ходить по поселениям. Он никого не поучал, не навязывал свое мнение о жизни и Боге, люди сами шли к нему за советом.
Беседовал Федор Кузьмич с крестьянами и о вере, и о Священном Писании, объяснял простыми словами то, что не объясняли людям местные священники. Жители ближайших поселков видели в нем доброго друга и мудрого советника.
Федор Кузьмич не выглядел изможденным и измученным. Высокий, голубоглазый, статный пожилой мужчина был похож на былинного богатыря, который своим нынешним образом жизни искупал грехи прошлого. Он совершенно не вызывал жалости, но весь его образ жизни вызывал глубокое уважение. Его любовь к Господу пронизывала все его существование, поэтому людям рядом со старцем было легко и спокойно
Сходство предстоятеля Федора и царя Александра
Первым Государя Александра в старце узнал священник, который ранее был выслан в ссылку из Петербурга за какую-то оплошность. Отец Иоанн утверждал, что видел императора неоднократно и просто не мог не узнать его. Из-за слухов старцу пришлось покинуть станицу и отправиться в другой поселок.
Многие зажиточные крестьяне просили Федора остановиться у них, но свой приют он нашел в хлеву бедного крестьянина Ивана Малых. Из хлева они с хозяином соорудили келью, в которой Федор Кузьмич прожил около 10 лет.
Затем возле поселка Краснореченское один из крестьян возвел скромную избу, в которую переселился Федор Кузьмич. Здесь старца навестил архиерей, которым в те годы был Афанасий Иркутский. По свидетельствам очевидцев, отшельник и священник общались между собой на иностранном языке, предположительно — на французском.
На этом же языке Федор Кузьмич общался и с другими посетителями знатного происхождения. По рассказам крестьян, к старцу приезжал офицер с супругой, описание которого подозрительно точно подходит Николаю I.
Удивителен и тот факт, что Федор Кузьмич прекрасно знал историю русского государства, рассказывал о войне 1812 года уникальные подробности. После того, как до поселка дошла весть о смерти Николая I, старец не покидал своего дома, где слезно и горячо молился об упокоении души монарха.
Последние дни Федора Томского
Незадолго до смерти Федор Кузьмич поселился в доме золотоискателя Хромова. В последние годы жизни он болел и тяжело страдал, но старался никого не обременять своей болью. Даже на смертном одре он не раскрыл имен своих родителей и имени своего Ангела. В момент смерти пальцы старца были сложенными так, словно он собирался совершить крестное знамение.
Захоронен прах Федора Кузьмича был на территории Алексеевского монастыря в Томске. Власти велели закрасить слова «великий» и «благословенный» на его могиле, но через время надпись проявилась из-под краски вновь.
Память и наследие
На месте кельи Федора Кузьмича спустя некоторое время появился родник. Местные жители считают эту воду целебной. Предполагалось, что в дальнейшем там будет построен большой храмовый комплекс, но грянула Первая Мировая Война. Октябрьская Революция окончательно разрушила эти планы. До войны на могиле старца успели построить часовню, куда съезжались люди со всей страны.
В советское время могила старца была разорена, на месте часовни был размещен туалет. Мощи его были найдены спустя много лет, в 90-х годах прошлого века, в развалинах часовни. Трудно представить ту степень цинизма, коей обладали местные власти, когда принимали решение превратить вековую святыню в отхожее место.
В 2015 году легенда о Федоре Томском пережила второе рождение. Тогда эксперты-графологи сделали сенсационное заявление — после исследования рукописей старца Федора они пришли к выводу, что почерк отшельника идентичен почерку монарха. Но эту экспертизу нельзя назвать полностью достоверной. Она проводилась на основании двух документов, дошедших до наших дней.
К сожалению, нельзя с точностью утверждать, что их автором действительно был Федор Кузьмич. Кроме того, обе рукописи были утрачены в 1909 году и для экспертизы использовались их фотокопии, что также ставит под сомнение достоверность ее результата.
По каким-то причинам Господь не благословил нас узнать истинное происхождение Федора Томского. Но так ли важно, кем он был на самом деле? Знатное происхождение не может возвеличить или преуменьшить заслуги великого старца.
Федор Кузьмич снискал всенародную любовь благодаря праведной жизни и сам считал свою отшельническую жизнь единственно верным путем. Путь Федора Кузьмича — пример истинной христианской благодетели для любого из христиан, и он всегда останется таковым, вне зависимости от того, разгадают ли историки тайну его прошлого.