Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие Иоанна Дамаскина

Христианский святитель высоко чтим Православием в лике преподобных (совершивших великий жертвенный подвиг ради Единого Господа), считается одним из прародителей Церкви, писал философские и богословские трактаты. Житие Иоанна было создано монахом Симеоновского монастыря в XI в.

История жизни святителя

Родился в 676 г. в Дамаске, столице Сирии, его родителями являлись праведные и знатные люди по фамилии Мансур. В это время страной завладели разбойники-сарацины, они преследовали многих христиан, убивая их или отдавая в рабство. Семья Иоанна была защищена Господом, сарацины чудесным образом не возжелали причинять вред этим людям. Отца будущего святителя звали Сергием, разбойничья организация поставила его городским судьей и строительным начальником.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Родители Иоанна в этих тяжелых для страны условиях являлись для народа спасительным светочем, от которого вскоре загорелось пламя истинной веры.

Мать и отец крестили сына и нарекли его Иоанном, что означает «благодать Божья». Они заботились о благородном воспитании своего чада, о прививании милосердия, кротости и смирения. Родители желали, чтобы Иоанна обучал человек мудрый и почтенный, образованный и справедливый.

Вскоре отец нашел такого в толпе тех, кого сарацины продавали в рабство, — это был почтенный старец по имени Косма. Святитель горевал о том, что не оставляет после себя духовного наследия и вскоре покинет мир, не передав великого знания в вопросах религии, философии и других наук. Отцу Иоанна удалось уговорить сарацинского калифа, что тот разрешил почтенному старцу жить у них в доме. Проявив усердие, юный Иоанн под надзором мудрого учителя изучил многие науки, а также поэзию и языки.

Когда Косма одарил своего ученика всем, что знал, он отпросился у своих хозяев в монастырь. Родители Иоанна не стали перечить воле мудреца, который вскоре покинул семью и поселился в лавре преподобного Саввы, где и нашел свою кончину.

Когда умер отец, Иоанну предложили занять место первого советника сарацинского калифа. Будущий святитель отказывался от предложения, потому что желал безмолвно и бескорыстно служить во славу Единого Творца. Однако ответ не устроил правителя, который насильно заставил Иоанна взять на себя эту важную должность.

Духовная борьба

В 716 г. Грецией стал править жестокий Лев Исаврянин, испытывающий глубокую ненависть ко всему христианскому. Услышав о мучениях, которым подвергаются духовные братья, И. Дамаскин загорелся справедливым гневом и принялся рассылать верующим записки о правильности иконопочитания, где ссылался на Писания. Святитель просил показать эти рукописи всем христианам, чтобы в них укрепился стержень ортодоксального верования. Угнетенные последователи Христа воодушевлялись, а еретики вскоре отступили от несправедливых поношений.

  • Греческому царю было неприятно признавать свое поражение, ибо Иоанн создавал послания аккуратно, справедливо и не допускал оскорбления своих врагов. Тогда хитрые язычники решили подделать рукопись И. Дамаскина, в которой преподобный якобы представал предателем своего народа и поносил сарацинскую власть.
  • Калиф расспросил Иоанна об этом, последний, естественно, отрицал вину и говорил о кознях хитрых еретиков. Однако повелитель не поверил словам праведного христианина и повелел отсечь руку, которой он создавал свои литературные труды. Калиф отрубил невинному богослову правую десницу и повесил в центре городской площади. И. Дамаскин спустя время, когда гнев царя прошел, просил того отдать руку для того, чтобы её можно было похоронить в земле.
  • Получив отрубленную десницу обратно, святитель провел ночь в глубокой молитве перед иконой Пречистой Богородицы. Он смиренно просил исцеления и клялся, что излеченная рука будет писать только для прославления Господа и Его верных слуг. Молитвы были услышаны, утром преподобный Иоанн обнаружил, что конечность вновь работоспособна и является частью его тела. На месте соединения кисти и предплечья образовалась красная полоса, напоминающая о великом чуде.
  • Когда сарацинский калиф собственными глазами узрел великое чудо исцеления и узнал, что это произошло при помощи молитвы, он впал в отчаяние и винил себя за неразумность и жестокость. Извиняясь перед святителем, он обещал последнему безграничный и великий почет в своем государстве. Однако И. Дамаскин не желал находится у власти и молил правителя отпустить его на свободу.
  • Иоанн получил независимость, вернулся домой, раздал имущество нуждающимся и вместе со своим соучеником по имени Косма отправился в священный Иерусалим.
Интересно! С историей о том, как Пречистая Богородица исцелила отрубленную руку преподобного И. Дамаскина, связано создание иконы «Троеручица». Священный образ относят к распространенному типу иконы «Одигитрия», Младенец сидит на правой деснице Богоматери. Внизу иконы демонстрируется человеческая кисть.

Оригинальное полотно хранилось в лавре преподобного Саввы Освященного до XIII столетия. После войны турок и сербов икона очутилась на Афоне. На территории России образ пользуется чрезвычайным почитанием.

Иоанн Дамаскин перед иконой «Богоматери Троеруцчицы»

Преподобный И. Дамаскин не расставался с платком, которым опоясал руку после чуда исцеления, совершенного Пречистой Богородицей. Песнь, составленная святителем в честь этого события, вошла в состав литургии Василия Великого. И. Дамаскин получил прозвище «Златоструйного», потому что его песнопения являлись образцовыми и создавались в неподражаемом стиле. Он также сочинил Пасхальную и Воскресную службы, а также антифоны и надгробные акафисты.

Житие в монастырских условиях

Иоанн достиг лавры преподобного Саввы, здесь он уговорил игумена принять его на служение. Настоятель и братия сразу узнали нового насельника, так как слава И. Дамаскина распространилась далеко за пределами родной Сирии. Монахи возрадовались тому, что такой ученый муж пришел, чтобы также отдаться во служение милосердному и справедливому Господу. Однако ни один из иноков не был готов стать духовным учителем нового насельника, так как они считали себя недостойными этого права.

  • В итоге эту ношу принял на себя здешний старец-отшельник, который выдвинул свои условия в служении: не совершать действий своевольно, усердно молиться и трудиться, замаливать бывшие грехи слезной молитвой. Мудрец также велел придерживаться удовлетворенности, воздержанности, нравственной и физической чистоты, смирения и концентрации во время молитв. И. Дамаскин глубоко впитал в себя наставления духовного отца, всегда хорошо исполнял свои трудовые обязанности без ропота и осуждения.
  • Вскоре старец решил испытать преподобного и отправил его продавать плетеные корзинки на базаре Дамаска, да еще и по завышенной цене. Иоанн не стал прекословить и пошел в родной город в старых изношенных одеждах. Люди высмеивали его, когда слышали назначенную цену, никто не желал давать подобные деньги. Иоанна, исхудалого от поста и в нищенской одежде, узнал его бывший слуга. Он купил все корзины, ибо проявил христианское милосердие к человеку, отказавшемуся от мирской власти и богатства.
  • Через время в лавре умер один монах, его родной брат долгое время горевал по этому поводу. И. Дамаскин пытался утешить несчастного, который попросил святителя написать надгробную песнь во имя покинувшего этот мир человека. Преподобный проявил христианское милосердие и создал несколько искусных тропарей, несмотря на запреты своего духовного учителя. Старец, вскоре узнавший о том, что его ученик воспротивился обету, выгнал последнего из кельи и не стал внимать раскаяниям и мольбам.
Житие Иоанна Дамаскина в монастыре

Чтобы получить прощение, Иоанну пришлось выполнить самую грязную работу в лавре — очистить отхожие места. Старец возликовал и умилился, когда понял, что его ученик совершенно победил гордыню и стал истинным слугой Божьим. С той поры они продолжали сожительствовать в одной келье.

Последние годы

Вскоре наставник И. Дамаскина увидел во сне Пречистую Богородицу, которая повелела снять узы затворника и молчальника с праведного ученика. Мудрец внял посланию и велел Иоанну проповедовать христианство и защищать веру от набегов еретического мировоззрения. С этого момента преподобный стал создавать божественные литературные труды и сочинять благозвучные тропари, восхваляющие Бога и Его вернейших служителей.

Святой И. Дамаскин покинул бренный мир в 780 г., когда ему было 104 года от рождения. Его тело торжественно погребли в стенах лавры преподобного Саввы рядом с раком основателя этой обители. Останки святителя перенесли в Константинополь в начале XIV столетия.

Важно! И. Дамаскин прославлен Церковью в лике преподобных, его память отмечается 4 декабря.

Письменное наследие

В период с 705 по 716 гг. святитель достиг высшей власти, он являлся ближайшим советником правителя. Однако И. Дамаскин никогда не забывал о своей истинной миссии на земле — служении во имя Всевышнего Господа.

Важно! Главная цель в жизни преподобного — проповедь христианского учения и изобличение всяческих ересей и лжеучений.

Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей.

И. Дамаскин считается знаковым богословом и систематизатором христианского учения. Главный его труд имеет название «Источник знания», состоящий из трех разделов. Он также писал сочинения, в которых разоблачал различные ереси (монофизитов, манихеев, несториан). Иоанн составил несколько проповедей о Пречистой Деве, сочинял каноны (жанр гимнографии).

«Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина

Самое значимое сочинение И. Дамаскина называется «Источник знания».

Рукопись состоит из трех частей:

  • первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
  • во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
  • в третьей он рассматривает главные догматы Православия.

Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна

Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.

Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов.

Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.

К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И. Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного. Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.

Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.

Житие преподобного Иоанна Дамаскина
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: