Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Кирилл Туровский

Один из немногих христиан, который удостоился чести быть причисленным к лику святых при жизни — это Кирилл Туровский. За всю свою жизнь этот русский подвижник веры удостоился чести быть епископом, монахом, писателем и ученым. Богослова любили, верили и почитали при жизни, но и после смерти помнят и поминают. Труды Туровского стали основой древнерусской христианской литературы, а притчи, молебны и каноны ценятся так же, как и труды святых Отцов Церкви.

Биография

Несмотря на огромный вклад в богословие христианства, данных о жизни епископа Туровского осталось мало — основная информация о древнем поэте находится в Ипатьевской летописи, в «Службе», которая почти полностью посвящена епископу из Турова.

Святитель Кирилл, епископ Туровский

Жизнеописание настоятеля было составлено примерно в XII-XIII веках и позже вышло в виде статьи для русского «Пролога». Историю жизни священника и монаха составляли по литературным трудам соотечественников, исторических документов о тех временах и черпали непосредственно из трудов самого епископа.

Детство и отрочество

Будущий монах и епископ родился в городе Турове (современная Беларусь), что на реке Припяти, предположительная дата рождения — 30-е годы XII века. Город, где родился мальчик, в то время был столицей княжества и предполагают, что отец ребенка был приближен к двору местного правителя.

Туров был столицей княжества, поэтому тут царила идея просветительства и образования. Образованность и полнота знаний святого указывают на зажиточность и богатство семьи — в то время хороших учителей и школу могли позволить только состоятельные люди.

Известно, что маленьким мальчиком Кирилл проявлял особый интерес к науке — читал Священный Книги усердно, изучал греческий, читал труды русских и греческих философов и ученых (Златоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского и пр.). Кроме философии и религиозных дисциплин, ребенка обучали искусству, музыке, поэзии и истории.

Монашество

Юноша никогда особого внимания не уделял материальным благам мира, всегда стремясь получить духовное богатство, именно поэтому его увлекало монашество. Достигнув взрослого возраста, будущий священник отказывается от получения своего наследства и решает стать монахом.

Он принимает постриг в Борисоглебском монастыре города Турова, предположительно это произошло в 1161 году. Будучи монахом, Кирилл становится столпником, позже вновь возвращается к жизни в обители. Спустя время мудрость и праведность молодого инока разносится по всему княжеству, при участии князя монаху предлагают занять престол епископа.

Икона святого Кирилла Туровского

Всю жизнь богослов посвятил написанию ученых трудов, при этом ущемляя свою плоть — результатом этого стали более 20 собраний сочинений притчей, молебнов и трактований Библии. После пребывания на престоле епископа, подвижник оставляет мирские и церковные дела, вновь погружаясь в литературную деятельность. Он умирает 28 апреля 1183 года (предположительно), по просьбе и завещанию старец был похоронен рядом со своими учителями у храма святителя Николы.

Служение

Приняв постриг, Кирилл всего себя отдал на служение в монастыре. Современники описывают скромного и кроткого инока, который понимал важность послушания и учил этому других. Позже он напишет несколько трудов о жизни в обители («Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» одно из них).

Однако даже скромная и уединенная жизнь в монастыре не могла удовлетворить стремящегося к полному затворничеству монаха. Поэтому монахом было принято решение стать затворником и столпником — он заключил себя в «столпе», т.е. башне монастыря и жил в полностью закрытой отдельной келье. Этим святой обрезал свою греховную плоть. На то время белорусский инок стал первым на Руси столпником — до него не существовало такого явления на территории славянских поселений.

Интересно! В келье монах хранил свою довольно обширную библиотеку, все свободное время проводя в изучении Писания и трудов Отцов Церкви. В этот период он написал несколько своих богословских трудов, которые трактовали некоторые притчи и главы Библии.

В это время к нему многие люди приходили за советами — он выслушивал каждого и старался помочь молитвой и мудрым словом. После нескольких лет затворничества, Кирилла выбирают настоятелем монастыря, и он начинает заниматься просветительской и образовательной работой.

Сам святитель говорил о себе как о собирателе колосьев, о служителе Божьем, который только и может, что раздавать слова Бога Живого. Он никогда не возвеличивал себя или свою мудрость, всю славу отдавая Господу Богу.

Епископство

Люди разносили по княжеству весть о мудром настоятеле Туровском и вскоре о нем узнал и князь Юрий Ярославович. Они неоднократно встречались и проводили время в беседах. Настоятель так запал в душу правителю, что тот выдвинул его кандидатуру на престол епископа. Епархия в Турове была основана еще в Х веке и при поддержке местного священства настоятель вскоре занял место ее главы в 1169 году.

Святитель Кирилл Туровский, епископ

Управлял епархией архиепископ довольно мудро — уделял много внимания образованности духовенства, материальном обеспечении монастырей и отдаленных приходов, заботился о духовном росте правящей династии и элиты княжеского двора. Известно, что Кирилл неоднократно переписывался с Андреем Боголюбским, наставляя и поучая касательно расколов и церковных проблем в Ростове.

Он публично на Соборе обличил и осудил деятельность и высказывания лжеепископа Феодорца, который самовольно занял кафедру Владимиро-Суздальской епархии и стремился стать раскольником, отделившись от Киевской митрополии. Феодорец по решению Собора был обвинен в ереси и казнен.

Несмотря на занятость и отсутствие свободного времени, епископ Туровский находил время для уединения, молитвы и написания своих поэтических трудов.

Интересно! На 200-летие преставления святой Ольги он прочел собственные каноны и стихиры в Софийском соборе возле раки с мощами княгини. После этого и получил прозвище «русский Златоуст».

Одной из главных идей Кирилла Туровского было укрепление своего духа с помощью обетов и постов. Он подчеркивал, что только крепкий дух способен противостоять мирским телесным искушениям. Только постоянная забота о душе (а это смирение и ежедневные молитвы) может помочь человеку достигнуть Царствия Небесного. Именно поэтому так много в жизни святого было уединения, отшельничества и затворничества — строгие правила жизни помогали ему совершенствоваться духовно.

Литературная деятельность

Святитель на протяжении всей своей жизни писал притчи, молебны и просто записывал свои мысли и размышления о Писании (так называемые «Слова»). Он составил несколько текстов будучи монахом, после писал в затворничестве, однако став епископом понял, что времени на литературные изыскания просто не хватает.

Именно поэтому он оставляет кафедру епархии и вновь возвращается к монастырской жизни — все, ради написания богословских сочинений. Главной идеей всех произведениях святителя является человек и его служение Богу. Среди произведений встречаются тексты, в которых настоятель излагает хвалебные песни человеку, ведь именно для людей Господь создавал этот мир.

Книга Кирилла Туровского «Молитвы на дни пасхальной седмицы»

И постепенно от хвалебных слов богослов переходил к наставлениям — если человек является главным Божьим творением, разве позволительно ему пренебрегать разумом и проводить жизнь только в поиске праздных удовольствий?

Исследователи считают, что к литературному наследию Кирилла Туровского относятся около 8 слов-проповедей, 2 притч про душу, 2 проповеди про монашество, 2 послания к игумену Печерскому, 2 канона и более 30 исповедальных молитв. Исходя из имеющихся данных, богословы-историки предполагают, что епископ Туровский составлял «Слова» на все христианские Господские праздники, но, к сожалению, не все из них дошли до наших дней.

Имеющиеся труды размещались в христианских сборник рядом с произведениями Святых Отцов Церкви и почитались наравне. Самое полное собрание сочинений священника было издано в 1880 году при содействии еще одного Туровского епископа Евгения и включает около 20 различных сочинений Кирилла. Среди них:

  1. Слово на Пасху, в Неделю Цветоносную, о Снятии с Креста, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, от Святых Книг и пр.
  2. Притчи о слепом и хромом, о человеческой душе, о преступлении Божиих.
  3. Сказания о Ветхом Завете и Новом.
  4. Повесть к Василию игумену.
  5. Послание старца к Богоблаженному Василию.
  6. Молитвы на день воскресный и на будние дни недели (по несколько в день).
  7. Каноны молебные.
  8. Исповедание и поминовение.

К более поздним трудам (они были обнаружены и идентифицированы последними) относится и «Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа» и «Канон великий о покаянии».

Важно! Кирилл Туровский ставил перед собой, как перед богословом задачу раскрыть истинный, сокровенный смысл написанных текстов Евангелия, а также Ветхого Завета и максимально раскрыто донести до читателей и все христиан.

Его владение слогом и стилем речи было неповторимо — святой мог крайне грамотно и доступно доносить до читателей все мысли. Главным трудом до сих пор считается «Притче о человеческом теле и душе».

Почитание

Признание епископ из Беларуси завоевал по большей степени своими литературными работами — они стали крайне популярны в XII–XVII веках, когда активно копировались и распространялись по стране. Литературное мастерство святого было оценено по достоинству современниками и высоко ценится сегодня.

День памяти Кирилла Туровского проходит 28 апреля и 11 мая, торжественный молебен служиться в Соборе Белорусских святых города Туров. Помимо этого, в городе установлен монумент святителю, всего же их три:

  1. В Турове — в родном городе святого увековечили в камне в 1993 году. Памятник, созданный мастерами Иньковым и Лукьянчиком, поставили на Замковой горе, на берегу Припяти. Основой композиции стал византийский крест — именно богословов Византии особенно почитал и уважал епископ Кирилл. С крестом соединяется и фигура самого святого, у которого в руках книга. Общая высота памятника — 7 метров.
  2. В Гомеле — тут монумент святому возвели в 2004 году в одном из театральных скверов и приурочили его к дню белорусской письменности. Авторами памятника выступили отец и сын Гумилевские, сделав фигуру святителя из бронзы высотой в 3,5 метра. В руках у Кирилла здесь также печатный свиток с молитвой.

    Памятник Кириллу Туровскому в Гомеле
  3. В Минске — в столице Беларуси памятник Туровскому святому установили в 2001 году. Его поставили рядом с Белорусским Государственным Университетом.

Помимо монументов, имя Кирилла Туровского значится и на Минской духовной академии. Он считается одним из самых почитаемых белорусских святых, наравне с Ефросиньей Полоцкой. В честь святителя названы и храмы:

  • при Соборном доме в Минске;
  • кафедральный собор в Турове;
  • храм в Светлогорске;
  • церковь Белорусского Народа в Лондоне, Торонто и Бруклине.

Мудрость и святость Кирилла Туровского не пришла к нему с высокими чинами или званиями — она пришла свыше от Господа, который видя старания и горячую любовь своего последователя обильно наградил его. Святитель отдал всю свою жизнь Богу и Он обильно его вознаградил за это.

Святитель Кирилл Туровский
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: