Один из немногих христиан, который удостоился чести быть причисленным к лику святых при жизни — это Кирилл Туровский. За всю свою жизнь этот русский подвижник веры удостоился чести быть епископом, монахом, писателем и ученым. Богослова любили, верили и почитали при жизни, но и после смерти помнят и поминают. Труды Туровского стали основой древнерусской христианской литературы, а притчи, молебны и каноны ценятся так же, как и труды святых Отцов Церкви.
Биография
Несмотря на огромный вклад в богословие христианства, данных о жизни епископа Туровского осталось мало — основная информация о древнем поэте находится в Ипатьевской летописи, в «Службе», которая почти полностью посвящена епископу из Турова.
Жизнеописание настоятеля было составлено примерно в XII-XIII веках и позже вышло в виде статьи для русского «Пролога». Историю жизни священника и монаха составляли по литературным трудам соотечественников, исторических документов о тех временах и черпали непосредственно из трудов самого епископа.
Детство и отрочество
Будущий монах и епископ родился в городе Турове (современная Беларусь), что на реке Припяти, предположительная дата рождения — 30-е годы XII века. Город, где родился мальчик, в то время был столицей княжества и предполагают, что отец ребенка был приближен к двору местного правителя.
Туров был столицей княжества, поэтому тут царила идея просветительства и образования. Образованность и полнота знаний святого указывают на зажиточность и богатство семьи — в то время хороших учителей и школу могли позволить только состоятельные люди.
Известно, что маленьким мальчиком Кирилл проявлял особый интерес к науке — читал Священный Книги усердно, изучал греческий, читал труды русских и греческих философов и ученых (Златоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского и пр.). Кроме философии и религиозных дисциплин, ребенка обучали искусству, музыке, поэзии и истории.
Монашество
Юноша никогда особого внимания не уделял материальным благам мира, всегда стремясь получить духовное богатство, именно поэтому его увлекало монашество. Достигнув взрослого возраста, будущий священник отказывается от получения своего наследства и решает стать монахом.
Он принимает постриг в Борисоглебском монастыре города Турова, предположительно это произошло в 1161 году. Будучи монахом, Кирилл становится столпником, позже вновь возвращается к жизни в обители. Спустя время мудрость и праведность молодого инока разносится по всему княжеству, при участии князя монаху предлагают занять престол епископа.
Всю жизнь богослов посвятил написанию ученых трудов, при этом ущемляя свою плоть — результатом этого стали более 20 собраний сочинений притчей, молебнов и трактований Библии. После пребывания на престоле епископа, подвижник оставляет мирские и церковные дела, вновь погружаясь в литературную деятельность. Он умирает 28 апреля 1183 года (предположительно), по просьбе и завещанию старец был похоронен рядом со своими учителями у храма святителя Николы.
Служение
Приняв постриг, Кирилл всего себя отдал на служение в монастыре. Современники описывают скромного и кроткого инока, который понимал важность послушания и учил этому других. Позже он напишет несколько трудов о жизни в обители («Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» одно из них).
Однако даже скромная и уединенная жизнь в монастыре не могла удовлетворить стремящегося к полному затворничеству монаха. Поэтому монахом было принято решение стать затворником и столпником — он заключил себя в «столпе», т.е. башне монастыря и жил в полностью закрытой отдельной келье. Этим святой обрезал свою греховную плоть. На то время белорусский инок стал первым на Руси столпником — до него не существовало такого явления на территории славянских поселений.
В это время к нему многие люди приходили за советами — он выслушивал каждого и старался помочь молитвой и мудрым словом. После нескольких лет затворничества, Кирилла выбирают настоятелем монастыря, и он начинает заниматься просветительской и образовательной работой.
Сам святитель говорил о себе как о собирателе колосьев, о служителе Божьем, который только и может, что раздавать слова Бога Живого. Он никогда не возвеличивал себя или свою мудрость, всю славу отдавая Господу Богу.
Епископство
Люди разносили по княжеству весть о мудром настоятеле Туровском и вскоре о нем узнал и князь Юрий Ярославович. Они неоднократно встречались и проводили время в беседах. Настоятель так запал в душу правителю, что тот выдвинул его кандидатуру на престол епископа. Епархия в Турове была основана еще в Х веке и при поддержке местного священства настоятель вскоре занял место ее главы в 1169 году.
Управлял епархией архиепископ довольно мудро — уделял много внимания образованности духовенства, материальном обеспечении монастырей и отдаленных приходов, заботился о духовном росте правящей династии и элиты княжеского двора. Известно, что Кирилл неоднократно переписывался с Андреем Боголюбским, наставляя и поучая касательно расколов и церковных проблем в Ростове.
Он публично на Соборе обличил и осудил деятельность и высказывания лжеепископа Феодорца, который самовольно занял кафедру Владимиро-Суздальской епархии и стремился стать раскольником, отделившись от Киевской митрополии. Феодорец по решению Собора был обвинен в ереси и казнен.
Несмотря на занятость и отсутствие свободного времени, епископ Туровский находил время для уединения, молитвы и написания своих поэтических трудов.
Одной из главных идей Кирилла Туровского было укрепление своего духа с помощью обетов и постов. Он подчеркивал, что только крепкий дух способен противостоять мирским телесным искушениям. Только постоянная забота о душе (а это смирение и ежедневные молитвы) может помочь человеку достигнуть Царствия Небесного. Именно поэтому так много в жизни святого было уединения, отшельничества и затворничества — строгие правила жизни помогали ему совершенствоваться духовно.
Литературная деятельность
Святитель на протяжении всей своей жизни писал притчи, молебны и просто записывал свои мысли и размышления о Писании (так называемые «Слова»). Он составил несколько текстов будучи монахом, после писал в затворничестве, однако став епископом понял, что времени на литературные изыскания просто не хватает.
Именно поэтому он оставляет кафедру епархии и вновь возвращается к монастырской жизни — все, ради написания богословских сочинений. Главной идеей всех произведениях святителя является человек и его служение Богу. Среди произведений встречаются тексты, в которых настоятель излагает хвалебные песни человеку, ведь именно для людей Господь создавал этот мир.
И постепенно от хвалебных слов богослов переходил к наставлениям — если человек является главным Божьим творением, разве позволительно ему пренебрегать разумом и проводить жизнь только в поиске праздных удовольствий?
Исследователи считают, что к литературному наследию Кирилла Туровского относятся около 8 слов-проповедей, 2 притч про душу, 2 проповеди про монашество, 2 послания к игумену Печерскому, 2 канона и более 30 исповедальных молитв. Исходя из имеющихся данных, богословы-историки предполагают, что епископ Туровский составлял «Слова» на все христианские Господские праздники, но, к сожалению, не все из них дошли до наших дней.
Имеющиеся труды размещались в христианских сборник рядом с произведениями Святых Отцов Церкви и почитались наравне. Самое полное собрание сочинений священника было издано в 1880 году при содействии еще одного Туровского епископа Евгения и включает около 20 различных сочинений Кирилла. Среди них:
- Слово на Пасху, в Неделю Цветоносную, о Снятии с Креста, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, от Святых Книг и пр.
- Притчи о слепом и хромом, о человеческой душе, о преступлении Божиих.
- Сказания о Ветхом Завете и Новом.
- Повесть к Василию игумену.
- Послание старца к Богоблаженному Василию.
- Молитвы на день воскресный и на будние дни недели (по несколько в день).
- Каноны молебные.
- Исповедание и поминовение.
К более поздним трудам (они были обнаружены и идентифицированы последними) относится и «Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа» и «Канон великий о покаянии».
Его владение слогом и стилем речи было неповторимо — святой мог крайне грамотно и доступно доносить до читателей все мысли. Главным трудом до сих пор считается «Притче о человеческом теле и душе».
Почитание
Признание епископ из Беларуси завоевал по большей степени своими литературными работами — они стали крайне популярны в XII–XVII веках, когда активно копировались и распространялись по стране. Литературное мастерство святого было оценено по достоинству современниками и высоко ценится сегодня.
День памяти Кирилла Туровского проходит 28 апреля и 11 мая, торжественный молебен служиться в Соборе Белорусских святых города Туров. Помимо этого, в городе установлен монумент святителю, всего же их три:
- В Турове — в родном городе святого увековечили в камне в 1993 году. Памятник, созданный мастерами Иньковым и Лукьянчиком, поставили на Замковой горе, на берегу Припяти. Основой композиции стал византийский крест — именно богословов Византии особенно почитал и уважал епископ Кирилл. С крестом соединяется и фигура самого святого, у которого в руках книга. Общая высота памятника — 7 метров.
- В Гомеле — тут монумент святому возвели в 2004 году в одном из театральных скверов и приурочили его к дню белорусской письменности. Авторами памятника выступили отец и сын Гумилевские, сделав фигуру святителя из бронзы высотой в 3,5 метра. В руках у Кирилла здесь также печатный свиток с молитвой.
Памятник Кириллу Туровскому в Гомеле - В Минске — в столице Беларуси памятник Туровскому святому установили в 2001 году. Его поставили рядом с Белорусским Государственным Университетом.
Помимо монументов, имя Кирилла Туровского значится и на Минской духовной академии. Он считается одним из самых почитаемых белорусских святых, наравне с Ефросиньей Полоцкой. В честь святителя названы и храмы:
- при Соборном доме в Минске;
- кафедральный собор в Турове;
- храм в Светлогорске;
- церковь Белорусского Народа в Лондоне, Торонто и Бруклине.
Мудрость и святость Кирилла Туровского не пришла к нему с высокими чинами или званиями — она пришла свыше от Господа, который видя старания и горячую любовь своего последователя обильно наградил его. Святитель отдал всю свою жизнь Богу и Он обильно его вознаградил за это.