Святитель Иоасаф Белгородский прожил короткий срок и не оставил после себя больших богословских трудов. Но жизнь и молитвенный подвиг святого, олицетворявший евангельскую любовь к Богу и ближнему, — главное духовное наследие святого епископа.
Житие
В живописном городке Прилуки, что на Украине, в 1705 году, в канун праздника Рождества Богородицы, в знатной семье Горленко родился мальчик. Нарекли ему имя Иоаким, — так звали отца Пресвятой Девы. Мальчика воспитывали в любви к Господу. Дед Дмитрий часто привозил его в Густынскую Свято-Троицкую обитель. Здесь до сих пор сохранились мемориальные плиты в честь похороненных здесь предков рода Горленко.
В 7 лет Иоакима отдали учиться в Киевскую Духовную Академию. В 18 лет будущий подвижник удалился в монастырь и стал послушником. Он довольствовался самой скудной едой и молился в удаленной пещере. Через три года испытаний послушник Иоаким становится монахом Иоасафом. Ступенька за ступенькой Господь вел своего избранника:
- должность учителя в Киевской Академии;
- служение в кафедральном соборе;
- сан наместника в Преображенском Мгарском монастыре.
Вскоре святитель, по высочайшему указу, возглавил Троице-Сергиеву лавру. Но недолго он там подвизался. Главное его служение связано с Белгородской землей, епископом которой он был рукоположен в 48-м году. На протяжении шести лет он руководил епархией, в которой было больше тысячи приходов.
Личность святого
За время своего шестилетнего архипастырского служения в то бурное время, когда связь Малороссии с Россией еще не успела окрепнуть, святитель сделал все, что мог для насаждения царства Божьего в сердцах людей. Образ святого представляет возвышенный нравственный пример для всех верных сынов церкви Христовой.
Словом, житием, любовью, духом, верою, чистотой он воплотил в себе идеал архиерейского служения и явил себя гранитной скалой православия, духовным богатырем, всегда неуклонно верным высокому призванию. Его можно было часто встретить не только в Белгороде, но и в других близлежащих городах, например, Харькове, а также в больших селениях, небольших деревушках.
Святитель внимательно следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой соответствовали своему призванию и имели искреннее благоговение к церковным службам, святыням.
Иоасафа Белгородского характеризовали любовь и снисхождение к немощам ближних, наряду с ними строгость и непреклонность воли. Святитель делал очень много для своих ближних.
Некоторые его поступки напоминают случаи из жизни Николая Чудотворца. Подобно тому как святитель Николай подкладывал мешочки с золотом, так и свят. Иоасаф очень любил помогать материально, но делал всегда это тайно. Отправлял либо своего келейника, либо сам ходил, оставляя у двери материальную помощь в каком-либо виде. Стучал и обязательно убегал.
Отход ко Господу
Почувствовав близость своего ухода из мира, владыка отправился в путешествие в свое родное местечко Прилуки, чтобы повидаться с родственниками. Расставаясь со своими прихожанами, он предсказал, что им больше не придется свидеться. Всех благословил, попрощался. Посетив отчий дом, повидавшись с родителями, владыка направился обратно.
В селе Грайворон, которое лежало у него на пути и служило архиерейской вотчиной, епископ слег с тяжелым недугом. Несколько месяцев он провел в постели, тихо и незаметно угасая. Приняв святых тайн, пособоровавшись, 10 декабря 1754 года святой отошел к Богу.
При жизни Иоасафа все понимали, что перед ними действительно святой, человек Божий. А когда он представился, его тело поместили во гробе, в кафедральном соборе. Интересно, что спустя день, два, три и более дней никакого признака тления, свойственного другим умершим телам, не последовало.
Кроме того, тот архиерей, который должен был отпевать почившего владыку, задержался, — был большой разлив рек. В итоге святой Иоасаф представился в декабре, а отпевали его в феврале. И гроб с его телом все это время находился в соборе, никто его не трогал. Все это время Господь сохранял своего праведника в нетленном состоянии. Это стало еще одним подтверждением его святости.
С тех пор не иссякал поток верующих к мощам святого, который в ответ на эту веру невидимо подавал благодатную помощь, исцеление от всяких недугов и болезней. С приходом к власти большевиков мощи святителя были поруганы и выставлены в качестве экспоната в анатомическом музее в Москве, где находились до войны 1942 г.
Затем были перевезены в Ленинград, в музей религии, истории и атеизма, который размещался в Казанском соборе. Когда в 70-е годы прошлого века в городе были отмечены случаи заболевания холерой, администрация распорядилась убрать мощи. Плотники втайне от начальства схоронили святыню в засыпке чердака, завернув ее в простыни.
Спустя 20 лет мощи святителя Белгородского были найдены бригадой реставраторов. Итак, второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года.
Прославление в лике святых
В 1911 году епископ Белгородский был прославлен. А в 1912 году в поселке Парголово появился храм во имя святителя. Построил его на свои средства, на своей земле крестьянин Константин Тимофеевич Рыжов. Это говорит о том, что Иоасафа Белгородского в народе почитали задолго до его официального прославления.
После кончины святителя, в том месте, где при его жизни находился архиерейский дом и церковь в честь Преображения Господня, была воздвигнута часовня. Впоследствии, при советской власти она была разрушена. Уже в наше время ее восстановили. 16 сентября 1997 года освящен закладной камень, а 20 декабря 1998 года состоялось освящение вновь построенной часовни.
Чудеса
В 1912 году, за несколько лет до начала войны, святой явился одному полковнику и предсказал, что необходимо срочно привезти на фронт, в зону боевых действий, Владимирский образ Царицы Небесной и Песчанский образ Божьей Матери, обретенный владыкой в г. Изюме. Через эти иконы Бог будет подавать благодать. И пока они будут находиться среди русских воинов, до тех пор милость Господня не оставит Россию.
Но повеление святого не было исполнено. И протянутую России небесную руку помощи попросту отвергли. Если бы в 1-ую мировую войну перед Песчанской иконой Божьей Матери были отслужены молебны, то не было бы ни поражение, ни тяжелых потерь, которые возникли в 1915 году.
Святого Иоасафа Белгородского почитают не только на Руси, но и в Украине. В городе Киеве в Подольском районе находится пятикупольный храм, выстроенный (2009 г.) в честь святого епископа. В нем находится список с чудотворного образа святого, который был в храме Казанской иконы Божьей Матери Тульчинской епархии.
Когда же иконостас решили в храме поменять, так как он был очень ветхий, то начали с иконостаса снимать иконы. увидели, что икона святителя Иоасафа Белгородского находится как бы в пыли. Решили поменять киот, сняли стекло, и увидели, что образ Иоасафа Белгородского отпечатался на стекле. И от этого образа с 2007 года начал исходить миро.
Литературная деятельность
В Белгородской епархии святитель развернул широкую административную и просветительскую, духовную и литературную деятельность. Сохранилось его произведение «Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными». Суть его учения сводилась к следующему:
- вера должна быть у каждого человека и христианина. Вера трактуется как доверие Богу, упование на то, что Господь даст силы справиться со своими страстями, потому что сам человек сделать ничего не может;
- обязательно в жизни христианина должно присутствовать чтение Святого Писания, трудов святых отцов, регулярное участие в богослужениях, таинствах, где человек, собственно, и черпает силу для борьбы со страстями, смертными грехами;
- фоном для своего произведения святитель Иоасаф выбрал Великий пост. Как известно, демонская сила из человека изгоняется не только молитвой, но и постом. Предпасхальный период — самый главный и ответственный пост в течение года. Он подражает тому подвигу, который совершил Господь Иисус Христос, когда Он молился в пустыне перед выходом на общественное служение. Поэтому пост — это особенное время, предназначенное для очищения души, борьбы со страстями.
В 16-18 веке, когда жил Иоасаф Белгородский, русское богословие в значительной степени находилось под влиянием западной традиции. Отсюда и семь грехов, в то время как в восточном богословии — их восемь. Но молитве и духовной науке святой отец учил полностью в соответствии восточным богословием. Заканчивает свою книгу святитель пожеланием своим последователям вечных благ, успехов в духовной брани.