Святой Иеремия — пророк, призванный на служение всевидящим Творцом в числе четырех больших избранных посланников, возвещал волю Всевышнего царям во дворцах, священникам в храмах и простым людям на площадях в 6-5 веках до н.э.
В отличие от Иезекииля и Исаия его призвание не сопровождалось яркими знамениями, тем не менее, избранный слуга Божий четко осознавал свое призвание. Он шел с жизненно важным словом в последние 40 лет существования Иудеи, как царства, делится своими переживаниями больше, чем остальные пророки Ветхого Завета.
Происхождение и рождение
Известна приблизительная дата рождения Иеремии. Он появился на свет в 650 году одновременно с наследником престола Иосией, о рождении которого объявил царь Манассия.
Отец будущего Божьего глашатая был священником, Хелкин из колена Вениамина, семья проживала на тот момент в Анафофе, неподалеку от Иерусалима. Иосия вступил на престол в возрасте восьми лет, а через восемь лет его правления царь начал принимать действенные меры, чтобы очистить страну от идолопоклонства.
Пророческое служение
В период этой реформы Иеремия в 627 году был призван на пророческое служение. Будучи совсем юным, юноша растерялся от своего избрания, но Творец сказал, что выбрал его еще в утробе матери, чтобы поставить пророком.
Этот призыв был подтвержден двумя видениями. Жезл из миндаля и кипящий котел (Иер 1:15-17), показывали тот факт, что посланнику придется столкнуться с сильным сопротивлением, но Создатель заверил его в своей помощи и покрове в дни нападений и бедствий.
Ветхозаветные евреи считали создание семьи и рождение детей заповедью Творца, но Своему избраннику Господь сказал не жениться, что вызвало недоумение в душе юноши, но он покорился. Призванный обличать еврейский народ, он остается в одиночестве, неоднократно терпит неудачи при проповедях, как бедным, так и знатным иудеям.
Видящий грехи и отступничество, Господь не хочет слышать ходатайственные молитвы за то, что иудеи оставили Закон Божий, и пошли нечестивыми путями. Пророк горячо любил свой народ и был праведен до ревности по отношению к Создателю. Он понимал любовь Творца, видел в ней не карающую десницу, а строгого Отца, ведущего Своих детей к истинному поклонению и благословении.
Нет никаких сведений о 18 годах служения Иеремии, известно, что в 609 году он оплакивал смерть Иосии (Пар.35:25), после чего Иудея погрузилась в водоворот международных событий. Иеремия остался без политической поддержки, отступившие от Бога князья строили козни, стараясь уничтожить пророка. Последующие годы с 609 по 586 были лихорадочным периодом в истории Иудее.
После погребения Иосии идолы были возвращены в храмы, Иеремия безбоязненно предупреждал соплеменников о надвигающемся наказании. Он служил отступившему народу, управляемому безбожными князьями, подвергаясь гонениям со стороны самих же иудеев. Вместо того чтобы быть послушными пророческим посланиям Бога, они преследовали Божьего посланника.
Пророческие предупреждения не принимались в счет, страна двигалась к катастрофе, 605 год до н.э. стал началом 70-летнего пленения Божьего народа. Иоаким поклялся в верноподданстве Вавилону, в 598-597 году пророчества Иеремии он игнорировал, разорвав свиток пророческих посланий.
Страна вопреки пророческим предостережениям взбунтовалась, посланника обвинили в предательстве и не почитании Создателя, обещавшего процветание нации. Глашатай Божий через видения пытался продемонстрировать Божий суд над народом. Он разбил кувшин в храме на тысячи кусочков, показывая, что таким образом будет рассеян народ Божий.
Выступивший против Навуходоносора царь Иоаким был убит. 10 тыс. иудеев и сын Иоакима Иехоний были уведены в плен. Оставшиеся бедные слои населения поддержали правительство марионеточного царя Седекии.
Иеремия пытался достучаться до сердца и разума нового царя Седекии, являясь перед ним, то под деревянным, то под железным хомутом, показывая судьбу страны в будущем. С криком и болью в сердце Божий посланник прилагал все усилия, чтобы:
- уберечь народ от катастрофы;
- предостеречь каждого человека от совершения греха;
- умилостивить Господа от грядущего наказания народа.
Для многих он выглядел, как изгой и посмешище, чужой среди своих, до конца боролся за царя Седекия.
Иерусалим в течение последующих 10 лет сохранял только подобие государственного существования. Иеремия был со своим народом во время осады города, своими глазами видел исполнение пророческих предсказаний и суда Всевышнего Бога, но при этом пророк утешал народ тем, что при покаянии Господь восстановит Израиль.
После 40 лет терпеливых пророческих предупреждения Божий глашатай стал свидетелем ужасных последствий, когда Иерусалим превратился в груду дымящихся камней, а храм сравняли с землей. Иеремию посадили в темницу, из которой он был вызволен новым царем Годолием, но радикальные евреи организовали заговор и убили правителя.
После убийства Годолия оставшиеся жители бежали в египетские земли, насильно уводя с собой пророка, в Тафнисе его след теряется. По преданию плачущий пророк за обличения отступников в нарушении закона Божьего и традиций был забросан камнями. Разделивший с иудеями бедное сосуществование, отказавшийся от вавилонской роскоши, пророк был убит соплеменниками.
Почитание
Чрез несколько лет иудеи стали чтить пророка, как национального героя, слагая о нем легенды. Православная Церковь почитает память святого Иеремии 1 мая, проводя параллель между ним и страдальцем Иовой, отождествляя отдавшего за Божье ведение и спасение народа жизнь с Иисусом Христом.
Иоанн Златоуст подчеркивал схожесть характеров Иеремии и апостола Павла. Христиане видят в нем пример результатов покаяния через слезную молитву о прегрешениях. Победа Иеремии состояла в следующем:
- не был побежден мнением людей, вместо ненависти завоевал уважение;
- подобно Якову боролся во тьме человеческого греха, несмотря на отказ Бога слышать молитвы о спасении и милости к иудеям, продолжать приходить перед Яхве со своими прошениями веря, что Творец возлюбил Свое создание любовью вечной;
- погрузившись в сердцевину растленного общества, он искал там еще не умершие для Бога души, и Господь, видя решимость его веры, сменил гнев на милость.
По преданию мощи святого были перенесены по указу Александра Македонского в Александрию, над ними сооружен монумент прекрасной Еленой.
Книга пророка Иеремии
Главные события своей жизни посланник Божий записал в книге, одним из главных его пророчеств было передача иудеям предостережения и жестокость наказания за совершенные преступления против Всевышнего.
Книга с трудом поддается разделению, можно отметить главные ее части:
- Пророк и его народ.
- Пророк и вожди.
- Обетование восстановления.
- Распад царства.
- Переселение в Египет.
- Пророчество о народах.
- Заключение.
Пророческие послания не поддаются никакой хронологии и датированию. В самом начале рассказывает о призвании молодого человека Богом, его нерешительности и явленных видений жезла и кипящего котла.
Несущий предупреждения преступному народу о надвигающейся катастрофе, Иеремия получает наказ Бога произнести проклятие над иудеями. Его слезная молитва остается без ответа, Господь больше не хочет мириться с грехами иудеев.
Через образы льняного пояса, истлевшего в расщелине скалы, и разбитого кувшина пророк показывает полное разрушение царства. В доме горшечника Иеремия осознает, что весь мир в руках Бога — глина, которую Творец может просто выбросить, в случае испорченного сосуда.
За дерзость продления властям его заключают в колоду по приказу священника Пасхора, и оставляют у городских ворот на всю ночь. Наказание не остановило пророческих обличений, высказанных перед царем Седекией. В подтверждение своих слов Божий глашатай является перед царей в ярме, опровергая слова священника Анания о скором освобождении иудеев из вавилонского плена.
В то же время Господь передает пленникам, что когда будут истреблены народы, Израиль будет восстановлен. Бог, рассеявший Израиль, соберет его опять на Сионе, и заключит с ними новый завет. (Иез.31:31).
Далее автор книги описывает самые мрачные дни Иудеи, разрушение Иерусалима, посылая свиток с предупреждением Иоакиму, который за сожжение Божьего послания получил страшное наказание. Царь умер, как осел, без царских похорон, его труп был брошен на дневной зной и ночной холод.
В главах 37- 39 описаны события осады города, заключение пророка в темницу после беседы с Седекией, спасение через Авделемеха и разрушение Иерусалима. Седекия пленен, его заставили быть свидетелем казни сыновей, ослепили и увели в плен.
Вавилоне предельно вежливы с Иеремией, предоставляя право выбора: жить в достатке в Вавилоне или остаться в Палестине. Пророк выбирает последнее. Растерянный еврейский народ просит Бога о пророческом ведении, Господь говорит, что переселение в Египет из разоренной Иудеи будет означать войну и голод и смерть.
Но в упорном непослушании они уходят в Египет. Пророк со своим писцом Варухом, не имея другого выхода, отправляется с ними. В конце книги автор после 40 лет пророческого служения видит исполнение слова Божьего.
Плач Иеремии
Темой второй книги является разрушение и опустошение Иерусалима в 586 году. Господь признается праведным в наказании еврейского народа за непослушание, но подчеркивает, что Он — верный Бог, и надежда на исповедание греха и полную веру остается.
Эту книгу относят в разряд причитаний. Во второй книге автор описывает Иерусалим, делает анализ страданий, вызнает признание греха причиной всех страданий и заканчивает послание молитвой страдающих.
Из разбитого сердца, сокрушенный и переполненный горем автор возносит мольбу к Богу, царствующему вечно, умоляя Его восстановить, даровать последнюю надежду на возрождение Израиля.
Вспомни, Господи, что над нами совершилось, Призри и посмотри на поругание наше.
Наследие наше перешло к чужим, домы наши — к иноплеменным.
Мы сделались сиротами, без отца; матери наши, как вдовы.
Воду свою пьем за серебро, дрова наши достаются нам за деньги.
Нас погоняют в шею, мы работаем и не имеем отдыха.
Протягиваем руку в Египтянам, а Ассириянам, чтобы насытиться хлебом.
Отцы наши грешили, их уже нет, а мы несем наказания за беззакония их.
Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их.
С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе.
Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода.
Жен бесчестят на Сионе, девиц — в городах Иудейских.
Князья повешены руками их, лица старцев не уважены.
Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров.
Старцы уже не сидят у ворот; юноши не поют.
Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование.
Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!
От сего изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши.
Оттого, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней.
Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой — в род и род.
Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время?
Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле.
Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?