Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие Симеона Нового Богослова

Глубокая личность с аскетическими взглядами, кротким и смиренным характером, с железной волей — так можно охарактеризовать преподобного Симеона, получившего имя Нового Богослова за свое пастырское служение людям.

Христианское воспитание святого

Будущий святой родился в 949 году в Пафлагонии, в городке Галати (территория возле современного Стамбула). Его родители происходили из дворянского сословия и были людьми вполне состоятельными. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, отец отправил его в Константинополь на попечение своего брата Василия, которые занимал не последнее положение при дворе императора. Василий пообещал похлопотать за племянника и занялся обучением отрока.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Симеон был способным к науке, но с ранних лет проявлял иные стремления, нежели учеба и светская карьера, которую прочили ему родители. Окончив курсы грамоты, он так и не получил высшее образование. Хотя в материальном плане у него были такие возможности, и родной дядя обещал его представить государю, чтобы тот остался служить при дворе.

Но в душе Симеона жили совсем другие желания. Под влиянием духовной литературы он стал всерьез раздумывать над тем, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Но ему требовался наставник, который сможет подсказать и направить на верный путь.

Поиск духовного пути

Окружение юноши недоумевало, как при его возможностях можно думать о монашестве. Ему твердили, что найти такого святого человека просто невозможно, и он напрасно тратит время. Парень же только усерднее взывал в молитвах к Господу и просил помощи. И вот, он встретил такого человека — им оказался Симеон Благоговейный из Студийского монастыря. Старый монах стал духовным отцом для будущего подвижника.

Они часто встречались и беседовали, Симеон получал от своего наставника советы, которые добросовестно выполнял. Он упражнялся в молитвенном делании и как-то во время ночного бдения удостоился видения необыкновенного небесного свечения. Его естество наполнилось неописуемой радостью.

Интересно! Считается, что именно тогда Симеон стал очевидцем Божественного света, который всю жизнь сопровождал его в разные моменты.

Следует отметить, что Симеон продолжал жить в миру и не торопился уходить в монастырь. В этом его сдерживал в первую очередь духовник, уверяя, что нужно немного потерпеть. Парень был еще молод, и ему следовало очень осознанно подойти к решению отречения от мирской жизни. Так прошло шесть лет.

Был момент, когда Симеон охладел в своей вере, но молитвами старца ему удалось сохранить душевную чистоту, не впутываясь в греховные сети страстей.

Иночество

В конечном счете, достигнув возраста 25 лет, Симеон уходит в студийскую обитель. Родной отец был разочарован таким поворотом событий, но увидев порывы своего сына, смирился с его выбором и благословил. Так начался иноческий путь святого.

В монастыре он встретил своего духовного отца и неуклонно выполнял все его требования. Такое рвение встретило неоднозначное отношение со стороны братии. Кто-то с одобрением относился к такому ревностному исполнению послушаний, а кто-то расценивал почитание игумена, как чрезмерное и не соответствующее монастырскому уставу.

Нарастающее недовольство со стороны монашеской общины стало причиной перевода Симеона в обитель св. Маманта. Духовный отец переживал за своего воспитанника и решил передать его под крыло своего ученика, бывшего там настоятелем.

Икона святого Симеона Нового Богослова

Преподобный продолжал находиться в послушании у Симеона Благоговейного и вскоре принял монашеский постриг и схиму. Ревностное отношение к вере, добродетельность и трудолюбие не остались незамеченными новой братией. Поэтому после принятия иерейского сана иноки Ксерокеркской обители единогласно избрали его игуменом монастыря. Предстояло проделать большую работу. Монастырские постройки пребывали в полуразвалившемся состоянии. Некоторые монахи, по причине ненадлежащего руководства, распустились в нравственном отношении.

Настоятель обители

Когда Симеон принял настоятельство, он с полной самоотдачей взялся за обустройство обители и за налаживание внутренней жизни общины.

Новый игумен проявил себя, как отличный организатор, чуткий наставник и отец. Непрестанно прося о помощи Господа, ему удалось изменить ситуацию к лучшему. Что касается его деятельности, как пастыря, то Симеон Новый Богослов учил, что присутствие Бога можно и даже нужно ощущать не только по достижении высшего уровня подвижнической жизни, но и в самом начале этого пути.

Святой отец искренне верил, что Иисус Христос посылает свою благодать всем, кто действительно ищет единения с ним. Монах горел желанием передать свой опыт как можно большему числу братии. Он неоднократно делал акцент на том, что для жизни со Христом и во Христе следует идти своим крестным путем, соблюдая данные Мессией заповеди и совершая регулярную молитву.

Со временем Симеон обрел известность в округе. К нему приезжали люди, в том числе и духовенство, ища ответы на волнующие вопросы. Кто-то желал встать под его духовное окормление. В то же время в рядах братии появились недовольные. Часть иноков считала, что требования Симеона к укладу и порядку монашеской жизни слишком завышенные. Это стало причиной разлада в общине, а затем привело и к открытому конфликту.

Тем не менее игумен не считал необходимым ослабление сложившегося порядка. Он вел своих подопечных сложным, но спасительным путем в Царство Божие. Через пятнадцать лет, с момента вступления Симеона в должность настоятеля обители, группа монахов из тридцати человек устроила бунт.

Икона преподобного Симеона Нового Богослова

Наступил момент, когда бунтовщики решили изгнать Симеона из монастыря. Они ворвались в храм, прервав проповедь святого, и готовы были уже наброситься на игумена с кулаками, но он одним лишь взглядом остудил их пыл. Иноки выбежали из церкви и направились в Патриархию, чтобы там изложить суть своего недовольства. Патриарх внимательно выслушал все и пришел к выводу, что настоятель прав. А заговорщиков было решено изгнать из обители.

Но Симеон по своей природной добродетельности вымолил прощение для провинившихся. Он приложил все усилия для того, чтобы вернуть их в родной монастырь и помочь справиться с собственными страстями.

Изгнание

Еще 10 лет Симеон оставался на посту игумена, а приблизительно в 1005 году передал все полномочия своему ученику Арсению. Сам же продолжал жить при обители, но в уединении. Он занимался написанием духовных трудов, чем и вызвал новую волну негодования — теперь со стороны иерархов Константинополя.

Особенно ярым противником святителя стал синкелл Стефан, который прежде служил Никомидийским митрополитом. Им высказывались порицания в адрес отца Симеона. Стефан осуждал чрезмерное, по его мнению, прославление Симеоном своего духовника.

Также он во многом не понимал позицию монаха и его учение. Хотя, многие считали, что в нем говорила банальная человеческая зависть. Трения продолжались вплоть до 1009 года и закончились изгнанием Симеона из родной обители. Его ученик Фагура, желавший помочь наставнику, передал ему в управление молитвенный дом св. Марины.

Здесь старец, с помощью Божией, организовал небольшой монастырь. В это время последователи Симеона Нового Богослова всячески старались оправдать своего учителя в глазах иерархов Константинопольской церкви.

Важно! Сам же он отправил патриарху в качестве самооправдания книгу. Ее содержание изучили на синодальном заседании и пришли к заключению, что оно является ортодоксальным.

Преподобного вызвали в Константинополь. Он был тепло встречен своими последователями. Патриарх предложил Симеону стать епископом и посоветовал быть чуть умереннее в своих требованиях. Однако старец холодно отреагировал на озвученное и отметил, что не он начинал спор.

На закате лет монах продолжал оставаться в обители св. Марины. Под его началом монастырь существенно расширился. В это же время Симеон написал большую часть «Гимнов». В последние годы он страдал от болезни желудка.

В 1022 году 12 марта Симеон Новый Богослов спокойно отошел ко Господу.

Духовное наследие

Преподобный отец Симеон оставил после себя много трудов. Некоторые из них были даже переведены на русский язык и издавались в России. Среди самых известных его сочинений:

  • «Катехизические слова»;
  • «Главы богословские и созерцательные»;
  • Деятельные и богословские главы;
  • «Гимны» — стихи, выражающие личный опыт созерцания святого;
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.
Творения преподобного Симеона Нового Богослова

Преданный Богу и его заповедям, Симеон Новый Богослов не всегда находил поддержку и понимание со стороны своих современников. Однако это не помешало ему прожить достойную богоугодную жизнь и помочь другим людям проникнуться христианством.

Дни памяти и почитание

12 марта и 12 октября — день праведной кончины преподобного Симеона Нового Богослова.

Церковь нарекла преподобного Новым Богословом неслучайно. Его проповеди всегда были наполнены глубоким смыслом, но изложены очень просто для понимания. Его письменные труды имеют большое значение для духовного воспитания христианских верующих.

В XX веке по благословению старцев Порфирия Кавсокаливита, Паисия Святогорца и Иакова Эвбейского в Греции в Каламосе был учрежден первый мужской монастырь, названный в честь святого.

Через тридцать лет после смерти, в 1050 году были обретены благоухающие, исполненные благодати Господней, мощи святого.

Преподобный Симеон Новый Богослов
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: