Автор прекрасных богословских произведений, Григорий Богослов не зря был удостоен своего имени. Его способность проникать в самые глубины тайн веры и выражать непостижимое просто и ясно — это уникальное явление. А поэтичность проповедей настолько красива, что отдельные строки из них были использованы для составления церковных песнопений.
Житие святителя
Будущий святитель появился на свет в благочестивой семье христиан около 325 года, в городе Арианзе, который находился недалеко от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий старший, был епископом Назианским. Мать звали Нонна, и она была ревностной христианкой.
До того как стать епископом, отец Григория увлекся культом, который объединил в своем учении положения из христианства, персидских учений и иудейства. Однако супруга сумела убедить его в заблуждении, и вскоре Григорий старший принял христианство и прошел обряд Крещения. Его посвятили в священники, а затем и в епископы.
Еще до рождения сына, Нонна усердно молилась Господу о даровании чада. Она пообещала, что, если сможет родить, то отдаст своего ребенка на служение Всевышнему. Просьба была услышана, а обет исполнен. Маленького мальчика воспитывали в любви к Богу. Он получил начальное домашнее образование, и уже в раннем возрасте принял решение посвятить себя безбрачной жизни в молитве и созерцании.
Период обучения
В более взрослом возрасте Григорий продолжил обучаться. Сначала это была Кесария Каппадокийская, затем Кесария Палестинская, Александрия и Афины. Хотя плата за обучение была немаленькой, благосостояние родителей позволяло получать юноше образование.
Об Афинах будущий проповедник отзывался в своих письменных трудах очень тепло. Он считал их сосредоточением учения, обителью наук, где он смог получить много доброго. Во время учебы Григорий познакомился с Василием Великим, который впоследствии стал епископом Кесарии Каппадокийской. Случайное знакомство переросло в настоящую крепкую дружбу.
После окончания обучающего периода Григорий какое-то время преподавал риторику в Афинах. Затем он вернулся в родной город. Здесь, будучи в возрасте тридцати лет, он принимает Крещение от отца, который уже стал епископом. Желавший уединения и монашеской жизни, Григорий удаляется в Понт, где его друг Василий основал монастырь на реке Ирис. Вместе они изучали труды Оригена и сделали из него выписки, которые вошли в труд под названием «Филокалии».
Борьба с арианством
В 360 году Григорий буквально спас своего отца от серьезной ошибки. В то время очень широкий размах набрало арианское лжеучение. Григорий старший, не слишком вникая в богословские нюансы, подписал арианский Символ Веры, тем самым вызвав бурю негодования среди своей паствы. Сын разъяснил отцу, в чем проявляется несоответствие данного Символа Веры по отношению к никейскому, после чего епископ признал свою ошибку, и дело не приняло опасный оборот.
В 361 году Григория вопреки его нежеланию посвятили в пресвитеры. Он считал это бременем, которое будет мешать вести аскетический образ жизни в постоянной молитве, но повиновался. В расстроенных чувствах он вновь уехал в Понт. Василий Великий нашел нужные слова и приободрил своего давнего друга.
Через год Григорий вернулся в Назиан. Здесь он всячески помогал своему отцу в архиерейском служении и взял под опеку паству, которая была ему вверена.
В 370 году Василий Великий стал архиепископом Кесарийским. Борясь с арианской ересью, он открывал новые кафедры, в которые требовались опытные и ревностные пастыри. Конечно же, в первую очередь, он вспомнил о своем друге и попросил Григория прибыть в Сасим для того, чтобы возглавить там церковь. Григорий принял это предложение без энтузиазма, как и в случае с посвящением в пресвитеры. В Сасиме он так и не провел ни одного богослужения.
Через какое-то время он просто удалился в пустынное место на три года и полностью предался молитве. В своих трудах он упоминал об этом периоде с укором в адрес друга, который, по его мнению, втянул его в борьбу с арианством.
Позже отец уговорил его вернуться в Назиан для оказания помощи в управлении епархией. Сын послушался, но с условием, что не выступит в качестве приемника кафедры. Григорий старший умер в 374 году. Какое-то время сын продолжал его дело. Но после смерти матери, Григорий младший сильно заболел. Уход близких людей подкосил силы святителя, и недуг оказался столь тяжелым, что приближенные к пастырю люди уже не надеялись на его выздоровление.
Тем не менее, Григорий восстановился и через год ушел в Селевкию Исаврийскую, добровольно заточив себя. Очередной удар ему нанесло известие о кончине Василия Великого.
Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе
В 379 году на константинопольский престол взошел император Феодосий, который принял сторону никейцев и начал противодействовать арианам. Григорий прослыл к тому времени, как талантливый богослов, и к нему выдвинулась группа никейцев с просьбой прибыть в столицу империи и помочь побороть поднявшуюся волну арианской и апполинарианской ереси.
Внимая чувству пастырского долга, Григорий соглашается и отправляется в путь. Он застал город в плачевном состоянии, где все храмы были захвачены еретиками, в том числе святая София и храм Святых Апостолов. Святитель нашел приют в доме своих родственников, где организовал домовую церковь под названием Анастасия, что означает «Воскресение».
Трезвость рассуждения и ревностное отношение к христианской вере, дар красноречивости не могли не найти отклика в сердцах жителей Константинополя. Многие загорелись желанием услышать проповедь Григория, а слава о нем разошлась далеко за пределами столицы. В то же время это вызвало жесткое сопротивление со стороны представителей арианства. Еретики не только строили интриги против пастыря, но и покушались на его жизнь.
Однажды в домовой храм ворвалась толпа ариан и начала требовать изгнания Григория, а потом забрасывать его камнями. Городские власти, при всем своем скептицизме в адрес проповедника, не поддерживали еретиков и содействовали дальнейшему пребыванию Григория в Константинополе.
В 380 году император Феодосий, в рамках своих царских полномочий, передал никейцам Софию и храм Святых Апостолов. Григорий отдавал себе отчет в том, что его присутствие необходимо и остался в городе для участия в намеченном Втором Вселенском соборе.
Григорий был назначен на Константинопольскую патриаршую кафедру, а после смерти Милетия Антиохийского, который возглавлял Собор, его провозгласили председателем.
Однако египетские архиереи желали видеть на этом посту своего ставленника и нашли формальный предлог, согласно которому Григорий не мог занимать новую кафедру, так как уже был поставлен на другую. На этой почве в адрес святителя посыпались и другие обвинения от тех, кому не нравилась его снисходительность к арианам, и тех, кто не принимал его ревностной позиции в отношении чистоты веры.
Григорий не мог терпеть подобных интриг и принял решение добровольно покинуть пост предстоятеля Константинопольской церкви.
Окончание земного пути
До 383 года он руководил паствой в Назианзе, а когда здоровье в силу преклонного возраста уже не позволяло в полной мере справляться с делами, Григорий уехал в Арианз, где посвятил все свое время письменным трудам и созерцательной молитве. По просьбе своего отца, святитель завещал фамильное имущество епархии и ближайшему окружению.
В 389 году он спокойно предал душу Господу. Погребение тела святого состоялось в Назианзе. В 950 году его мощи перенесли в церковь Святых Апостолов в Константинополь, а позже часть переправили в Рим. Григорий Богослов почитается как в православии, так и в католичестве.
Дни памяти святого:
- 25 января (7 февраля) — день смерти святого;
- 30 января (12 февраля) — собор Трех Святителей.
Учения
Григорий Богослов в течение жизни создал множество ценных трудов, среди которых 245 писем, 507 стихотворений и 45 «Слов». Он был прекрасным оратором, и все его литературные сочинения отличаются повышенной эмоциональностью. Авторитет святого в формировании церковной догматики православной церкви сложно переоценить.
В числе его учений находятся следующие труды:
- Учение о Боге;
- Учение о Святой Троице;
- Учение о творении;
- Учение о человеке;
- Христология;
- Сотериология;
- Эсхатология.
Тексты Григория Богослова в последующие века были использованы другими святыми для составления канонов.