История Русской Православной Церкви, как и Вселенской, полна чудесными историями святых и монахов, целителей и просто служителей, которых Господь избрал. И, вопреки злым словам гонителей церкви, эти истории относятся не к началу веков, но и к совсем недавнему времени.
Хорошим примером является житие святой Матроны Московской, которая жила в XX веке на территории СССР.
Житие святой Матроны
Житие матушки Матроны полно чудесных историй и свидетельств. Святую многие знают, некоторые даже застали ее при жизни.
Ее жизнь является примером полного отречения для Господа и полноценной духовной жизни верующего. Писание говорит о том, что Бог задолго до рождения человека выбирает его для Своей службы и вся будущая жизнь будет предопределена. Так и Матрона была избрана Господом задолго до своего рождения и вся ее жизнь была лишь служением Богу.
Рождение и детство
Имя Матрона девочка получила при рождении в честь святой Матроны Константинопольской. Это известная греческая святая, день памяти которой пришелся как раз на день рождения девочки — 9 ноября. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 10 (22 по старому стилю) ноября.
Уже с рождения малышка была отмечена перстом Божьим — на груди у нее была небольшая выпуклость, в форме нательного крестика. Вся ее жизнь — это череда не только испытаний, но и великих чудес.
Семья Никоновых проживала в Тульской области, селе Себино и была обычной бедной крестьянской семьей. Когда у них родилась в 1881 году младшая дочка Матрона Димитриевна в семье уже были сыновья Иван и Михаил, и девочка Мария. Рождение четвертого ребенка не принесло родителям его должной радости — времена были голодные и лишний рот был никому не нужен.
Решение отдать ребенка было обусловлено и тем, что девочка родилась полностью слепой — у нее полностью отсутствовали глазные яблоки, а глазные впадины плотно прикрывались веками. Родители отчетливо понимали, что этот ребенок станет им большой обузой, но после вещего сна боялись ее оставлять.
Ее жизнь с самого рождения была наполнена чудесами: во время крещения купель стала благоухать, что позволило сделать священнику вывод о том, что крестит он необыкновенного ребенка. Он высказал пророческое слово о необычной пророческой судьбе ребенка, что впоследствии и сбылось — отсутствие земного зрения не могло затуманить отчетливый духовный взгляд Матроны.
Священник Василий не только предсказал судьбу ребенка, но и оказал родителям его посильную помощь во всем. Пророческая судьба девочки коснулась и того самого священника Василия — она предрекла его кончину. Спустя несколько лет, ночью девочка сказала родителям, что отец Василий умер, когда люди вошли в его дом, он и правда уже отошел к Господу.
Младенцем Матрона была удивительным — ее мать рассказывала, что она наотрез не хотела кушать грудное молоко по пятницам и средам — дням, которые считаются особенными у церкви. В это время она крепко спала так, что ее нельзя было разбудить. По мере взросления ребенок почти все время проводил дома. Росла девочка доброй и ласковой. Несмотря на свое увечье, она стала отрадой матери и отцу — всегда ластилась к ним и поддерживала.
В детстве Матрона проявляла особое увлечение церковью, по ночам она часто пробиралась на ощупь в красный угол и молилась образам, играла с ними.
Но вот в детских компаниях девочка страдала — дети жестоко издевались над слепой и часто били ее. Часто они стегали ее жгучей крапивой, толкали в ямы и смеялись. Именно жестокость детей мешала ребенку социализироваться, но в то же время стала толкать девочку к Господу.
Проявление дара
Отрочество Матроны стало временем ее духовного возрастания и открытием пророческого и целительного дара.
Это было доброе время для нее — дочь местного помещика Янькова часто отправлялась в паломнические поездки по святым местам и брала с собой слепую, чтобы та также могла приобщиться к Церкви. Вместе они посетили:
- Санкт-Петербург и его храмы;
- Киево-Печерскую Лавру;
- Троице-Сергиеву Лавру;
- Андреевский собор, где встретились с Иоанном Кронштадтским.
В родном селе дом семьи Никоновых находился недалеко от красивого местного храма, который регулярно посещали родители и куда брали с собой младшую дочь. Так ребенок возрастал при церкви и впитывал в себя ее атмосферу, ее духовную жизнь. У нее там даже было свое место — сразу возле входной двери с западной стороны. Когда девочка посещала церковь сама, ее всегда там могли с легкостью отыскать родители. Ребенок знал наизусть все церковные песнопения и почти непрестанно молился.
В возрасте 8 лет у Матроны открылся дар — она стала исцелять людей и предсказывать разные события. Духовное зрение и понимание будущего заменили ей мирские глаза. Ее близкие стали замечать, что ребенок видит их проступки, а порой и читает мысли. Неоднократно она предсказывала стихийные бедствия и опасности. Молясь за родных, она способствовала их исцелению.
Множество людей покинули ее дом утешенные или исцеленные. Молитва чистого, непорочного ребенка имела большую силу так, несколько раз она даже исцелила по молитве парализованного. Люди благодарили ее и хотели заплатить, но она отказывалась от всего, кроме продуктов питания. Так подросток перестал быть обузой своим родителям, а принял участие в формировании семейного благосостояния.
В 17 лет у Матроны парализовало ноги, как будто от удара. Она стала вести сидячий образ жизни, но при этом не унывала — рассматривала это как духовное испытание. На причитания матери отвечала, что той надобно более жалеть старших детей, понимая, что ее жизнь с Господом правильная и благословенная, а старшие братья в своем увлечении коммунизмом претерпят множество скорбей.
Помимо духовного дара, девушка выросла удивительно рассудительной, иногда она давала советы, которые не имели под собой духовного значения, но были следствием наблюдений самой Матроны. Советы, данные слепой всегда были дельные, а несоблюдение их приводило к серьезным последствиям.
Так она посоветовала местному помещику бежать, как только началась зарождаться революция, но он ослушался девушку и решил переждать беспокойства на родине, в глухой деревушке. Однако коммунистическая волна докатилась и туда, помещик был казнен, а его имущество забрали власти.
Сама девушка относилась к своей миссии просто — она говорила, что заслуга всего есть Господь, и Ему одному следует кланяться. Такой своей позицией она заняла нишу евангельского целителя и прославляла Господа каждым своим поступком.
Революция и жизнь при СССР
Революция разделила не только страну, но и семью Никоновых — старшие братья Матроны вступили в партию и стали притеснять сестру, которую считали блаженной. Чтобы не навлекать на родителей беду, в 1925 году Матрона стала бездомной странницей и отправилась в Москву, где начались ее скитания по чужим домам и обителям. Условием ее пребывания в родном доме было полное отречение от веры во Христа и отказ всем людям в помощи. Святая предпочла лишиться дома, но не Господа.
В довоенное время слепая целительница проживала в доме священника, в Сергиевом Посаде, в Царицыно и в доме у своей племянницы. Знала она каждый подвал и закуток Москвы, где ей пришлось обитать. Сопровождали ее мытарства келейницы, которые помогали безногой девушке передвигаться. Отсутствие московской прописки заставляло постоянно бежать от милицейских патрулей и не задерживаться нигде надолго.
Москва стала обиталищем для множества людей, чья душа была полна смятения, а жизнь — страданий. Несчастным потерянным и отпавшим от веры духовно больным людям и стала помогать Матрона. Почти тридцать лет она прожила в столице, и все это время отвращала многих от гибели и привлекала к Господу.
Жизнь ее в Москве была полной трудности. Она жила в самых неприметных местах: в холодных подвалах, фанерных домиках, которые нельзя было даже топить. Часто ее находили полузамерзший, с отмороженными ногами и покрытыми инеем волосами. Женщина никогда не жаловалась и все принимала со смирением. Она продолжала принимать людей, изредка бывала в своей родной деревне, но все делала кротко и непрестанно молилась.
Вторая мировая и смерть
Предсказала Матрона и Вторую Мировую. Сохранились множества свидетельств, когда она советовала людям сходить в отпуск, потому что «долго-долго отдыхать не будешь, война будет» или советовала помириться с близкими, ведь «скоро начнется война и русские победят, но многие погибнут».
Все пророчества святой сбылись, в том числе и те, которые говорили, что Москва лишь немного пострадает от фашистов.
Всю войну и несколько лет после (1942-1949 года) старица прожила у своей односельчанки Е. Ждановой и ее дочери, который проживали на Арбате в деревянном особняке. Однако в 50-х годах Жданову репрессировали, а Матрона вновь переехала. В этот раз это был последний переезд — на подмосковную Сходню, где ее приняла дальняя родственница. И там старица вновь начала принимать всех нуждающихся людей и молиться за них.
Матрона перестала служить лишь за три дня перед смертью — она почувствовала свою кончину и заранее попросила близких похоронить ее на Даниловском кладбище, а предварительно отпеть в церкви Ризоположения. Близкие исполнили все указания страдалицы и передали записку 3 мая в Троице-Сергиеву лавру о заказе панихиды.
Лаврские монахи знали старицу и уважали ее, поэтому все они посетили ее похороны.
Жизнь после смерти
Через тридцать лет после смерти страдалицы Матроны Московской ее могила на Даниловском кладбище стала целью многих паломников.
Кто-то приезжал посетить могилу в качестве почтения, кто-то приходил помолиться, веря, что и после смерти святая сможет помочь. Люди стекались со всех областей России, приезжали и из-за рубежа.
Блаженная при жизни была глубоко верующей, истинной православной служительницей. Ее сердце было полно сострадания к людям и любви. Добрая слава о ней не умерла вместе с ней, но живет уже более сорока лет после ее смерти, точно так же, как и подвиг ее христианской веры в благочестии и целомудрии.