Христианский святитель высоко чтим как отшельник и автор произведений о пользе аскетизма. Церковь вспоминает его имя 12 ноября. Родным домом преподобного был Константинополь, здесь же он получил хорошее воспитание и образование. Будучи отцом двух детей, Нил удалился в монастырь, где подражал житию великих христианских праведников. Преподобный толковал Священные Писания, изъяснял догматы вероисповедания. Его сочинения отличаются достоинством, чистотой изложения мысли и неподдельной искренностью. Мощи преподобного аскета хранятся в Петропавловском соборе Царьграда (ныне Стамбул).
Житие святителя
Родился в городе Константинополе в середине IV столетия, его мать и отец имели знатное положение и богатство. В этом же городе Нил получил превосходное воспитание, он вел благопристойную жизнь. В совершеннолетии будущий святитель вступил в брак с порядочной девицей, отличавшейся умом и лучшими нравственными качествами. У супругов родились сын и дочь.
- Представлялось, что знатный юноша сделает блестящую карьеру в мирском обществе, так оно сперва и произошло. Благородный молодой человек, отличавшийся способностями к госслужбе, получил высокую должность префекта в родном городе. Нил со своей женой обладали большим авторитетом при дворе императора, с которым им нередко приходилось вести диалог. Однако подобное житие не устраивало супругов, их влекла духовная жизнь, ведь они осознали суету материального мира.
- Христианская советь добродетельной семейной пары отягощалась распространением в столице пороков. Нил пытался отгородить свою семью от пагубного влияния великосветского жития и мнимых прелестей богатства. Благонравный святитель проникся знанием о том, что весь материальный мир пропитан злобой, похотью и завистью, здесь каждое слово извращено, а деяния ведут к страданиям. Поэтому он выбрал узкий и сложный путь, ведущий к вечной жизни вблизи милосердного Творца.
- Отдав дань бытию в светском обществе, супруги приняли твердое решение удалиться из мирского общества, порвать семейные узы и вступить на стезю кроткого монашества. Большое влияние на преподобного Нила оказал один из отцов Церкви Иоанн Златоуст, святость которого была знакома практически каждому жителю Византии. Праведные супруги раздали имущество нуждающимся, отпустили прислугу на свободу. Отец остался с сыном Феодулом (они приняли решение отправится на Священную гору Синай), а мать взяла попечение над дочерью. Последние поселились в одной египетской пустыни, где совершали богоугодные деяния до конца своих дней.
- Причина, которая побудила преподобного Постника покинуть мир материальных ценностей, носила чисто аскетический характер, то есть этот человек с колоссальным желанием стяжал божественные дары смирения и умиротворения благодаря духовному самоотречению.
- Живя в пустыни, святой Нил рассмотрел поведение местных отшельников и описал его в своих сочинениях. Синайские монахи, как писал преподобный Постник, занимали отдельные кельи, землянки или же пещеры, которые находились на расстоянии более 3,5 км. Удаленность объяснялась желанием полного физического безмолвия, сопутствующего духовному диалогу с Господом. Монахи собирались в церкви только по воскресным дням, между ними царила совершенная братская любовь, стремление помочь друг другу. Их пищей служили овощи и фрукты, но вкушали они её с большими промежутками, ибо строго соблюдали постничество.
Преподобный Нил четко и ясно изложил понимание семи смертных грехов. Он говорил, что:
- чревоугодие есть начало всех страстей и матерь похоти;
- воздержание — начало добродетельного жития, порождающее целомудрие;
- блуд приучает к пресыщению, становится большим противником ума;
- жадность — корень всяческого зла, питающий другие грехи и не дающий им сгореть в огне воздержания;
- гнев, по слова Нила, делает душу зверской и отклоняет от дружественного собеседования с любым человеком;
- уныние — душевное изнеможение, которое забирает силы, нужные для борьбы с неприятностями;
- гордость и тщеславие — это мнимое возвеличивание эго, сопровождаемое наполненностью испорченной кровью.
Аскетическая жизнь
Святитель Нил вместе со своим любимым сыном поселился в самостоятельно вырытой пещере на Синайской горе. Пищей отшельников были дикие травы, имеющие горький вкус. Преподобный стремился вести аскетическую жизнь, подражая строжайшим советам первых отшельников. Отец и сын соблюдали пост, безустанно молились о спасении, изучали Священные Письмена, а также мысленно возносились в Небесные обители Господа.
Однако святитель не оставил простого общения с людьми, к нему обращались христиане из разных уголков земли, желая получить праведные наставление, — никто не ушел от него без разумного ответа и назидания.
- Нил большое количество времени уделял литературному труду, писал сочинения, прославляющие Господа и праведную жизнь. Он также отправлял письмена своим друзьям. Когда император Аркадий изгнал И. Златоуста из Константинополя, преподобный Нил гневно отозвался об этом поступке, обличая монарха в суровой несправедливости.
- Святитель претерпел немало печалей в пещерном уединении. Нилу было известно, что преподобные отцы, проживающие на Синайской горе, были мучимы и убиты сарацинами и влеммианами (кочевыми народами) в 312 г. Этот эпизод описал египетский монах по имени Аммоний. Вторичное убиение произошло в 412 г., о нем писал сам Нил, чудом избежавший смерти.
- Когда разбойники пришли осуществить свой кровавый замысел, святитель пребывал на вершине Сиона, куда трудно добраться. Однако сын преподобного попал в плен к жестоким сарацинам, что вызвало огромную печаль его отца. Есть предположение, что Феодула не убили, потому что он был красив, и его хотели принести в жертву языческому идолу. Нил Постник видел трагедию своими глазами, стоя на вершине, и безутешно проливал слезы.
- Вскоре преподобный услышал известие о том, что сын его чудесным образом остался жив и продан в сирийской город Емеса (Хомс). Епископ этого града выкупил Феодула и сделал его священнослужителем местной церкви. Нил Постник навестил храм и нашел своего сына в целости и сохранности, он не уставал благодарить Господа о подобной удаче видеть родную кровь. Епископ Емесы с благоговением принял святого аскета, одарил его саном пресвитера, а после отпустил отца и сына домой. На Синае они пробыли до конца дней, верно служа Господу постом и молитвой.
Миряне зачастую думают, что пустынножительство предстает как своеобразный покой, отхождение от дел. Однако жизнь отшельника создает уникальное состояние, которое непрерывно соединяет молитву и телесное бодрствование. В уединении монах испытывает постоянные искушения и ведет борьбу с ложными чувствами и неверными помыслами.
Анализ литературных произведений
Нил Постник работал над толкованием Писаний, изъяснял христианские догматы. Его сочинения пропитаны искренностью и ясной мыслью, в них он подражал художественному стилю Иоанна Златоуста.
В большой сборник подвижнических писаний под названием «Добротолюбие» вошли божественные наставления Постника, которые подразделены на шесть частей. Редактированием занимался святитель Феофан Затворник.
- Христианские наставления Нила отвечают главной цели подобных высказываний: они умеют дать духовное руководство человеку, искренне ищущему праведный путь жития, а также помогают побороть низменные склонности человеческого естества. Эти литературные разделы, мысли и увещания приводят к осознанию того, что необходимо стремиться к добродетельности и свершению полезных поступков, что приведет к постепенному и полному очищению сердца от скверны.
- Говоря о тщеславных поступках, святитель утверждает, что подобное поведение присуще невежественным людям, стремящимся продемонстрировать окружению свое возвеличенное эго. Сердце же Божьего угодника никогда не обращает внимание на обретение мирской славы, оно хочет остаться в неизвестности и незаметности. Сознание праведников сияет собственным светом добродетели и постепенно приобретает вечную божественную награду.
- В произведениях Нила Постника сочеталась нежная печаль и светлая тоска, что свойственно многим литературным текстам христианских богословов. Обширность познания святителя объединяется с искренней кротостью памятования о гибельной суетности бытия.
- Логичные высказывания, его суждения смиренно оттеняются неоспоримым авторитетом строгой мысли древних отцов христианства и подчеркиваются наивысшей мудростью Господа, которая извечно живет в Писаниях. Наставлениям Постника-аскета об истинах Православия и догматах веры присуща грамотная точность формулировок.
В «Седьмом сказании» преподобный повествует об эмоциональном состоянии своем и своего сына, когда на Синайской горе сарацины убивали Отцов и уводили Феодула на казнь. Сочинение построено в форме диалога и переполнено колоссальной любовью к милосердному Творцу. Нил Постник подчеркнул здесь: Феодул претерпел тысячу опасностей в ожидании физической смерти, что в корне отличается от самой кончины. Нил отметил, что при усечении главы чувствуешь меньше боли, чем во время ожидания самой казни, которое усиливается страхом и мучительной тоской.
Отец молился Господу и давал обет сурового воздержания и поста, если Бог вызволит благодарного Феодула из страшной беды.
Духовное наследие
Имя Нила Синайского почитается в ряду преподобных святителей христианской Церкви всех времен. Его литературные труды, пронизанные духом аскетизма и нравственным увещеванием, справедливо входят в священное предание богомудрых отцов религии.
Преподобный скончался в середине V столетия, прожив в пещере более 60 лет. Тела Постника и Феодула перенес император Юстин Младший в константинопольский собор Святых Апостолов. Память святителя вспоминают 12 ноября, а 13 числа этого месяца христиане торжествуют во славу И. Златоуста. Даже в православном месяцеслове эти две великие фигуры стоят настолько близко.
Святитель Нил удостоен больших похвал Церкви. В службе, которая составлена ему, Постника называют «чашей мудрости», «несокрушимым молебником», «ведателем божественных догматов веры», «сопричастником праведников и собеседником небесных посланников».
Святитель Нил именовал делом прекрасным молитву и чтение Писаний, он называл их тем, что способствует добродетельному житию, насыщает духовный разум Божьими словами и рождает бесконечную пользу. Сознание человека, изучающего Библию и поющего акафисты, отрешается от земного и переходит к Небесному блаженству, вкушая сладостное состояние умиротворения.
Нил постник является великим христианским святителем и отшельником, автором полезных аскетических наставлений. Родился в Константинополе, где получил хорошее воспитание и отличное образование. Женился на благочестивой девушке, которая родила ему двух детей. Осознав суетность мирского бытия, святой удалился вместе с сыном на Синайскую гору, где смиренно служил Господу и писал нравоучительные тексты до конца дней.