Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие преподобного Феодосия Печерского

Преподобного Феодосия Печерского неслучайно называют отцом русского монашества. Так как именно он явился основателем первого общежительного монастыря на Руси, который стал как бы примером и образцом для всех остальных монастырей.

Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное Нестором Летописцем, стало одним из любимых чтений русского народа.

Краткое житие прп. Феодосия Печерского

В жизнеописании святого явно выделяется несколько основных сюжетов:

Преподобный Феодосий Печерский

Отрочество

Родился преподобный в 1008 году в небольшом городке Василев. Его отец был, видимо, дружинником, т. е. принадлежал к привилегированному военному сословию. Свое отрочество и юность Феодосий провел в Курске, куда перебралась семья в 1021 году. Здесь начинаются аскетические подвиги святого.

Житие Феодосия Печерского отмечает его особую кротость и неотмирность, присущую ему с раннего возраста. То есть желание вести жизнь подвижническую созрело у святого еще в детстве, но на пути к осуществлению заветной цели встала мать преподобного.

  1. Первый раз Феодосий бежал из дому вместе с тремя странниками желая совершить паломничество в Иерусалим. Но мать догнала его, избила и заперла в чулане, хотя вскоре сердце её смягчилось, и она выпустила сына.
  2. Посещая церковь каждый день, Феодосий взялся собственноручно выпекать просфоры. Мать постоянно попрекала его за это, потому что такое занятие недостойно его положения в обществе. В конце концов, преподобный сбежал в соседний город, где поселился у священника, но мать снова его нашла, избила и вернула домой.
  3. Феодосий заказал кузнецу сделать железный пояс себе, который и носил, одевая прямо на голое тело. Пояс растирал кожу и на одежде появилась кровь. Заметив это, мать сильно разгневалась на отрока и велела снять пояс, опять сильно избив сына.
Интересно! Действия матери по отношению к преподобному Феодосию были продиктованы той любовью, которую она питала к своему сыну, боясь его потерять.

Когда он уже постригся, она нашла его в Киеве, виделась с ним и согласилась постричься в монашество в одном из киевских женских монастырей, где и закончила свою жизнь. Интересно, что в житие ни разу не упоминается имя матери преподобного.

Постриг в монахи

После этого случая Феодосий тайно покинул дом и удалился в Киев, где встретился с преподобным Антонием Печерским. Феодосий просил пострижение в монашество, на что святой Антоний отвечал ему, что он еще слишком молод для этого. Но видя непреклонность молодого человека, велел преподобному Никону постричь Феодосия в монашество.

Произошло это событие около 1031 года. При поступлении преподобного в монастырь в нем было 12 монахов, все они жили в вырытых ими пещерах, и в монашеской жизни руководствовались советами преподобного Антония Печерского. Вскоре после поступления Феодосий был посвящен в священники.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские — основатели Киево-Печерской Лавры

Биография Феодосий Печерского изобилует фактами его беспрестанных подвижнических трудов вот только некоторые из них:

  • святой не спал ночами, находясь в постоянной молитве;
  • по ночам исполнял работу за других;
  • летом, в самую жару поднимался на вершину пещеры, здесь обнажался по пояс и его кусали оводы и слепни, на что преподобный не обращал никакого внимания, а погружался в непрестанную молитву.

Игуменство

В 1054 году святого избрали настоятелем монастыря. Но даже будучи игуменом, он продолжал вести тот же образ жизни, что и прежде и ничем не выделялся из братии. Выполнял тяжелые работы, носил самую неприметную и грубую одежду, а сверх того на теле власяницу, которая очень растирала тело. Был кроток и незлобив и со всеми в общении ровен и рассудителен.

В житие есть несколько ярких эпизодов, раскрывающих характер и личность святого.

  1. У святого был обычай обходить кельи своих монахов ночью. Если он видел, что инок молится, то очень радовался этому, если же обнаруживал, что монахи предаются праздности или пустой болтовне, то на следующий день обличал таковых, но не напрямую, а посредством притчей.
  2. Преподобный часто работал в пекарне, месил сам тесто и делал хлебы.
  3. Как-то раз на пекарне не хватало воды, которую надо было носить из дальнего места, никто из братии не вызвался это сделать и игумен сам стал носить воду. Другой раз не хватило дров, и опять из братии никто не вызвался и сам святой отец занялся рубкой дров.
Важно! Данные два случая показывают нам не то, что отец Феодосий был плохим организатором, а больше говорят об его безоговорочном высоком духовном авторитете среди Печерских монахов. Ведь в обоих случаях все они, бросив свои дела стали помогать своему духовному отцу.

Сама деятельность преподобного как настоятеля монастыря стала поистине революционной и для русского монашества и в целом для всей Русской Церкви.

Киево-Печерский монастырь (1902 год)
  1. Он стал основателем первого общежительного монастыря на Руси. Когда братия монастыря увеличилась до 100 человек, отец-игумен испросил у великого князя Киевского участок земли недалеко от пещер, где были построены кельи и деревянная церковь Успения Богородицы. Сюда переселились все иноки.
  2. В Печерском монастыре он ввел строгий Студийский устав, который стал основой богослужебной жизни всей Русской Церкви.
  3. При нем началось строительство каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Важно! Основной метод руководства монахами, которого придерживался преподобный — это личный пример, который лучше всего действовал на братию. Его никто и никогда не видел гневающимся или раздраженным, он был снисходителен и терпелив.

И еще одна черта в способе управления обителью, безусловная вера в то, что Бог всегда поможет тем, кто к нему обращается искренне от всего сердца, тогда Господь не оставит ни в какой нужде.

Вот только несколько примеров этого:

  • как-то раз к Феодосию пришел пекарь и сказал, что не осталось муки. Но преподобный в твердой вере в помощью Божию отвечал пекарю, что теперь в житницах полно муки. И действительно, когда хлебопек заглянул в житницу, она была наполнена;
  • другое раз один киевский священник обратился к келарю с просьбой дать вина для службы, так как в храме оно кончилось. Но келарь отвечал, что и у него остался только один сосуд вина. Однако преподобный распорядился отдать все и верить в Бога. И действительно на следующее утро в монастырь от благотворителей привезли несколько бочонков вина;
  • еще был случай, когда келарь объявил отцу-игумену, что закончились все съестные припасы и ему нечем кормить братию, преподобный велел келарю сохранять спокойствие и верить в то, что Господь поможет. Сам стал молиться и в этот же день боярин великого князя прислал в монастырь целый воз съестных припасов.

И таких случаев было немало, последний из них свидетельствует об особых отношениях Феодосия с великим князем и киевской знатью.

Отношения с княжеской знатью

В годы игуменства святого на Киевском престоле побывало два князя Изяслав и его младший брат Святослав, который незаконно занял престол, свергнув своего старшего брата. Последнее обстоятельство сильно осложнило отношения князя и святого, так как последний занял непримиримую позицию относительно того, что Святослав поступил с братом беззаконно.

С великим князем Изяславом у Феодосия сложились очень хорошие отношения. Изяслав воспринимал преподобного как своего духовного отца. Вот несколько случаев, характеризующих их общение.

  1. Однажды князь пришел к преподобному и отведал той простой пищи, которую обычно ели монахи. Изяслав заметил, что ничего вкуснее он никогда не ел, хотя его повара готовят самые изысканные кушанья. Феодосий ответил на это: «Это потому что в монастыре все делают с благословения».
  2. Для Изяслава святой стал настоящим духовным учителем и сам князь, беря с него пример, смирялся, несмотря на свое княжеское достоинство. Об этом свидетельствует такой случай: в полуденное время ворота монастыря всегда были закрыты, даже для Изяслава и он смиренно ждал, когда придет Феодосий, чтобы побеседовать с ним.

Непросто складывались у святого отношения с узурпатором княжеского престола с князем Святославом, которого преподобный открыто обличал за то, что он поступил противозаконно. Святослав гневался на святого, даже хотел его заточить в темницу. Но потом примирился с ним и почитал также высоко, как и Изяслав, хотя Феодосий так и не поминал его как правителя Киевского княжества за богослужением.

Чудеса

Современники отмечали, что при жизни преподобного происходило немало чудес, и свидетелями их были разные люди.

Вот только некоторые из них, наиболее яркие:

  • не раз видели, как от монастыря исходило свечение. А однажды огненный столб вышел с одного холма на другой на другой, именно тот, где в будущем был построен Успенский храм. В момент кончины преподобного большой огненный столп от монастыря простирался до самого неба;

    Икона и мощи преподобного Феодосия Печерского
  • однажды разбойники попытались ограбить Успенскую церковь, но не смогли этого сделать, так как она поднялась над землёй;
  • свидетелем такого же чуда был один из бояр князя Изяслава, который также видел парящую в небе церковь Успения Богородицы.

Житие о Феодосии Печерском во многом построено на описании чудес, связанных с жизнью преподобного, и они дают более полное представление о его личности.

Дни памяти

Память преподобного Феодосия отмечается несколько раз в году. Это связано с тем, что его имя связано не только с собственной его кончиной, но и с историей Печерского монастыря.

  1. Главная дата, связанная с памятью преподобного это 16 мая, день его кончины.
  2. Перенесение мощей святого 27 августа, это событие произошло в 1090 году, когда была построена каменная Успенская церковь, заложенная самим преподобным. В это время были обретены и торжественно захоронены у храма мощи преподобного.
  3. Еще есть две даты, когда вспоминается преподобный:
    • в составе собора всех Киево-Печерских святых, т. е. 10 сентября;
    • также святой почитается вместе со своим учителем преподобным Антонием. Их совместная память отмечается 15 сентября.

Величания

Почитание святого Феодосия началось сразу же после его кончины. Нестор-летописец написал житие его, пользуясь тем, что было много живых свидетелей необыкновенной жизни святого. Вскоре после кончины обретены святые нетленные мощи и все это стало основанием для прославления преподобного Феодосия Печерского в лике святых.

Житие было составлено вскоре после прославления, но и соответствующие песни богословского содержания также составлены: это было величание или прославление преподобного, которое представлено в нижеприведенном тексте:

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Феодо́сие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.
Житие преподобного Феодосия Печерского, игумена
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: