В миру святитель был известен под именем Феодора Анницалихоса, родился в середине XIX столетия на территории Турецкой империи (Каппадокии), в городе Фарасы. В юном возрасте Арсений остался сиротой, получил отличное образование в Смирне. Когда ему исполнилось 26 лет, молодой человек решил принять постриг, вскоре получил сан диакона и стал обучать детей грамоте. В чине архимандрита Арсений вел 55-летнюю пасторскую деятельность в Фарасах.
Жизнеописание
Маленький Феодор появился на свет около 1840 г. в Фарасах (Каппадокия), родители не были богатыми, но обладали добродетельными качествами характера. Отца звали Елевферием, он работал простым учителем, матушка носила имя Варвары. Феодор и его кровный брат Власий рано потеряли родителей, опекуном стала тетя, также жившая в Фарасах.
- Еще в детстве будущий святитель проявил интерес к духовной жизни и монашеству. Власий же, повзрослев, стал учителем музыки, в своих сочинениях он прославлял Господа. В подростковом возрасте Феодор уехал учится в город Нигди, а после отправился в университет в Смирне. Когда он возвращался домой на каникулы, любил проводить занятия с детьми из родных Фарас. Учителем Феодор был строгим, но справедливым. После окончания учебы молодой человек отправился в Кесарию Каппадокийскую.
- В 26 лет он поселился в обители города Флавиады, здесь Феодор принял постриг и получил духовное имя Арсения (мужественный). Однако святитель недолго был в уединении, вскоре митрополит рукоположил его во диакона и благословил на обучение грамоте детей из бедных семей. Арсений прибыл на родину и с большим воодушевлением стал исполнять свой учительский долг, но это приходилось делать втайне, так как туркам были ненавистны христиане.
- Еще не достигнув 30-летнего возраста, преподобный получил сан архимандрита. Он устремился проповедовать христианское учение, ему также приходилось собирать пожертвования с близких и дальних уголков родины. Арсений укреплял веру народа, учил их не боятся турецкого гнева, а также исцелял больных силою, полученной за годы великой практики аскетизма. Когда к святителю приводили человека, тот никогда не интересовался вероисповеданием и национальностью, но всегда стремился избавить несчастного от мучающего недуга и утвердить в этом человеке веру во Всемогущество Творца.
- Вскоре турки сменили гнев на милость и уважение, когда святой Арсений показал им, что силою Господа умеет управлять стихией. Спустя время в родных для него местах появились протестанты, которые могли осквернить православное учение и посеять семена сомнений в здешнем народе. Однако и эти люди спустя время пришли к отцу Арсению и стали просить прощения.
- Обучая детей, преподобный использовал духовные практики, позволяющие развивать в них мужественность и чувственное умиротворение. Он делился с ними благочестием, ортодоксальной религиозностью, знанием о молитве и посте, а также покаянию за совершенный грех. Вскоре к отцу стали приходить взрослые и старики.
Чтобы отвести от себя излишнюю любовь, Арсений юродствовал и часто совершал странные поступки. Он стремился продемонстрировать противоположное тому, чем в действительности обладал, потому что искренне боялся гордости. Притворяясь злобным, странным и невоздержанным человеком, святой сохранил духовную непорочность, которую сумел сберечь от народной похвалы. Он всегда твердил, что чудеса совершает лишь Бог.
Деятельность целителя
В Фарасах и его окрестностях не было ни одного врача, поэтому задача по лечению возлагалась на святого Арсения. Преподобный мог исцелить на расстоянии, имея только какой-либо предмет больного, неспособного лично прийти в его жилье. В этих случаях отец писал утешительную записку, которую нужно было носить в ладанке.
В самых серьезных случаях (слепота, бесноватость, немота) святитель использовал не обыкновенную молитву, но стихи из Евангелия. Чтобы исцелить больных душой, Арсений наказывал человеку прийти к нему несколько раз.
- Преподобный учитель никогда не брал оплаты за свои чудотворения, утверждая, что христианская вера в Господа не продается. Он также отказывался и от подарков, так как знал, что вокруг него процветает бедность и нищета, которая намного больше нуждается в деньгах и вещах первой необходимости. В самой церкви, где служил отец Арсений находилась специальная ниша, куда благотворители складывали свои пожертвования. Бедняки сами имели возможность взять по нужде, но никогда не превышали запросов, ибо боялись гнева Вседержителя.
- Больных святитель принимал в своем ветхом домишке, рядом с которым находилась небольшая келья с земляным полом. Для ночлега отец использовал два одеяла, спал он очень мало, так как являлся истинным служителем, победившим эгоистические наклонности. В восточной части его кельи располагался иконостас с большим количеством святых образов и горящей лампадой. Внизу лежала овечья шкура, где преподобный долгое время простаивал на коленях в молитвенном прошении за свой народ и человечество. В келье также находилась полка с собранием священной литературы.
- Арсений использовал два дня из семи, чтобы совершенно отгородиться от мирского и провести это время в глубокой и непрерывной молитве. Так он приобретал плоды священного действа, которые стремился распространить во вне. В дни уединения народ старался не тревожить святого монаха, но, если случалось, что необходима помощь больному, преподобный делал исключение из правил.
- Отец был строг к себе, несмотря на ту милость, которую оказывал местному населению. Преподобный молился даже за тех людей, кто был не в состоянии обратиться к Господу и не был готов к посту. Он не наказывал свою паству, потому что в нем преобладали сильные отеческие чувства. Святой монах стремился дать человеку осознание собственных промахов и ошибок, которые тот сам в состоянии исправить и облегчить свою судьбу. Преподобный Арсений твердил, что искупление достигается делами милосердия и праведности.
- Ежедневно святой монах питался ячменными лепешками, которые сам и готовил. Изредка в его рацион входили травы, лук и пшеничная каша, Арсений никогда не ел мяса и долгое время воздерживался от молочной продукции и рыбы. Отец не желал использовать животных, которых чрезвычайно любил, для перемещения в другие населенные пункты, ходил он босиком, но надевал обувь из уважения, когда приближались люди. Ему многократно предлагали стать епископом, но тот всегда отказывался, говоря, что слишком раздражителен для этого поста.
- Собственную смерть Арсений видел заранее, накануне последнего дня он провел ночь в разговоре со своим любимым учеником. Когда его сердце остановилось (1924 г.), никого не было рядом, потому что преподобный желал полного уединения при встрече с вечностью. Его тело погребли на кладбище Керкиры.
Бедные поклонницы никогда не могли понять характер этого человека, но не забывали о великих чудесах, которые тот совершал бескорыстно.
Почитание святителя
Преподобный явил миру пример строжайшего аскетизма, за что получил от Господа дар исцелять и видеть будущее. В 1986 г. Вселенская Церковь прославила Арсения в лике святых, его останки считаются чудотворными.
После смерти слава о божественных деяниях преподобного на время исчезла из памяти народа. Почитание вернулось преподобному благодаря стараниям его духовного ученика, которого звали Паисием Святогорцем. Мощи Арсения обрели в середине осени 1958, они долгое время находились в греческом городе Коница. В 1971 г. святой Паисий создал житие своего духовного наставника.
Сегодня останки преподобного Арсения хранятся в обители И. Богослова в городе Суроти, что на северо-западе Греции.