Насыщенная биография патриарха Кирилла Гундяева интересует многих православных людей. Глава российской церкви написал большое количество книг и статей, является активным читателем интернет-страниц и публикаций. На телевидении выступал в цикле передач под названием «Слово пастыря». Он является первым патриархом, родившимся в СССР. До принятия сана был митрополитом Смоленским и Калининградским.
Биография патриарха Кирилла
Владимир Михайлович Гундяев появился на свет 20 ноября 1946 г. в городе Ленинграде. Существует мнение, что предки патриарха происходят из села под названием Оброчное, которое сегодня входит в состав Мордовии.
- Его отец Михаил являлся главным механиком завода, а впоследствии стал священником и протоиереем. Обучался на богословских курсах, два года служил в составе Советской Армии, а после окончил техникум и поступил в местный институт. Был осужден за политическую нелояльность и отбыл трехлетний срок на Колыме. В 1947 г. отца Кирилла рукоположили в диаконы, а вскоре — в сан иерея.
- Дед будущего патриарха прожил в тюремном заключении 30 лет и считается одним из первых, кто отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. Он трудился машинистом на железной дороге, был осужден за противоборство православному обновленству (попытки модернизации церкви коммунистами).
- Мать будущего патриарха родилась в 1909 г. и работала школьным преподавателем немецкого языка.
Владимир окончил 8 классов среднеобразовательной школы и поступил в геологическую организацию, где трудился техником-картографом. По религиозным соображениям он отказывался стать пионером. В 1965 г. Владимир поступил в духовную семинарию, а позже и в академию, которую он окончил с отличными оценками. После защиты диссертации оставался преподавателем богословия и специальным помощником инспектора.
Период священства
В 1969 г. Владимира Гундяева постригли в монахи и нарекли вторым именем — Кирилл. В течение двух месяцев он получил чины иеродиакона и иеромонаха. Через два года Кирилл был рукоположен в сан церковного архимандрита. На религиозном совете, проведенном в Женеве, его назначили представителем патриархата в столице.
- Когда Кириллу исполнилось 28 лет, святитель получил место ректора в духовной семинарии. Будущий патриарх также создал специальный класс для верующих девушек, которые в будущем станут матушками.
- В 1976 г. архимандрита посвятили в высокий сан епископа Выборга. Рукоположение проводилось в стенах Троицкого собора. Воздать хвалу новому епископу явились митрополиты Ленинграда, Киева, Тулы и многие другие высокопоставленные священники.
- В течение двух лет Кирилл служил заместителем митрополита Никодима. Вскоре он стал архиепископом, а через полгода его назначили управляющим финляндского патриаршего прихода.
- С 1983 г. Кирилл работает преподавателем духовной семинарии, располагающейся в Москве. В конце декабря 1984 г. святого отца назначают архиепископом Смоленска и Вязьмы.
- Будущий патриарх отказался голосовать против резолюции, которая раскритиковала военные действия в Афганистане.
- В 1989 г. Кирилла приняли постоянным участником Священного Синода.
- В 1991 г. святитель становится митрополитом благодаря особому указу Алексия II.
- В период с 93 по 95 год. он получает множество руководящих должностей в религиозных конференциях. В 1994 г. Кирилл начинает вести просветительную религиозную программу, которая называется «Слово пастыря».
- До 2000 г. Кирилл работает председателем группы, находящей решение проблем общества. Святителю доверяют руководство по разработке специальных концепций для православной традиции.
По церковным канонам святитель не имеет права жениться, однако он очень любит детей. Большое количество времени патриарх уделяет благотворительным действам, чрезвычайно заботится о сиротах. Кирилл имеет активную политическую позицию и не боится высказывать собственного мнения.
Выборы главы Церкви
Тайное голосование, проведенное ради выбора нового патриарха, состоялось в начале февраля 2008 г., сразу после кончины преподобного Алексия II. Святитель Кирилл был выбран временным патриархом, а по окончании ритуала всенощного бдения он возглавил панихиду.
- Через пять дней он стал руководителем комиссии по специальной подготовке Соборов, в которую входили три десятка монахов и два мирянина. В конце месяца Кирилл заявил о категорическом отказе от каких-либо нововведений в Церкви. В беседе со студентами духовной семинарии отметил: «Дореволюционному православию всегда недоставало сильной религиозной интеллигенции».
- В начале 2009 г. Кирилл официально поздравил Барака Обаму с получением президентского поста США.
- Через неделю Кирилла, набравшего 75% голосов, избрали Патриархом Руси. С возведением на церковный престол его поздравил президент Д. Медведев, который пожелал развития дружеских отношений между правительством и Церковью. Особое внимание к этому факту проявили В. Путин и Папа Бенедикт XVI, а также множество других светских и религиозных личностей.
- Официальная интронизация в патриарший сан состоялась в начале февраля 2009 г. в Соборе Христа Спасителя.
Церковная деятельность Кирилла в сане патриарха
В феврале 2009 г. святитель предстал перед президентом в Кремле и рассказал о собственном видении идеальных отношений между правительством РФ и Православной Церковью.
- В марте этого года раскритиковал радикальных христианских проповедников, которые стремятся ограничить веру других конфессий. Однако эта речь вызвала недоумение у ряда православных людей. Вскоре патриарх Кирилл настоятельно призвал к повышению нравственных устоев, а не простому увеличению количества прихожан в церквях.
- В апреле 2009 г. святитель встречался с Ю. Тимошенко и твердил о том, что Киев является для православия настоящим Константинополем и духовным центром. В июле он совершил первый визит за рубежом, его благосклонно встретили в Турции. Кирилл обсуждал налаживание отношение между церквями двух стран.
- Его «пастырский» визит на Украину сопровождался небольшими уличными беспорядками в Киеве, некоторые неканонические организации совершали протестные демонстрации. Выступая в главном храме Киева, Кирилл раскритиковал идеи эпохи Ренессанса и философии либерализма, которые негативно повлияли на западное христианство.
- В сентябре 2009 г. патриарх посетил дружественную Беларусь и провел беседу с А. Лукашенко. На встрече обсуждались вопросы укрепления отношений между братскими странами. Перед народом он объявил, что Московская Церковь не собирается ограничивать православие границами, образовавшимися после распада СССР.
Последующие периоды патриаршества
В 2010 г. Кирилл в собственном докладе рассказал об улучшении отношений с католицизмом. Православный патриарх отметил, что позиции церквей во многих пунктах сходятся.
В этом же месяце он совершил молебен в стенах Киево-Печерской лавры, обращаясь к новому президенту Украины с религиозным напутствием.
- Патриарх Кирилл успокоил недовольство католиков Калининграда, которые протестовали против передачи их соборов во владение РПЦ.
- В 2012 г. святитель публично выступил с заявлением о том, что Церковь подвергается мощному давлению со стороны информационных и антирелигиозных корпораций. Самым нахальным выступлением против православия стал скандальный проект Pussy Riot.
- В 2012 г. Кирилл совершил церковный и, одновременно, политический визит в католическую Польшу. Проведенный диалог стал первым шагом, ведущим к урегулированию религиозных отношений между двумя странами. Ватикан продемонстрировал официальное одобрение по поводу этих действий, в финале которых состоялось подписание Послания славянским народам о примирении.
- В июне 2013 г. глава российской церкви посетил строящийся собор Святой Троицы в столице Греции, а в сентябре патриарх находился в Приднестровье, где его сопровождала большая делегация епископов из других стран.
- В 2016 г. Кирилл встретился с Франциском в кубинской Гаване. По итогам этой судьбоносной встречи был подписан совместный договор. В сентябре святитель поддержал законодательную инициативу граждан по отмене абортов на территории РФ.
Общественная деятельность
В 1995 г. Кирилл получил членство в совете, рассматривающем ситуацию в Чечне. В мае этого же года является сотрудником комиссии, выдающей премии в литературных областях. В различные годы святитель получал членство в различных организациях культурного и религиозного порядка.
- В 2005 г. Кирилл поддержал Ю. Лужкова в нежелании проводить на улицах Москвы парад гомосексуалистов. Однако заявил, что православная церковь не намерена преследовать сексуальные меньшинства.
- В мае 2009 г. в качестве патриарха открыл собор, рассматривающий причины нравственного упадка в РФ и возможные пути его преодоления.
- В 2010 г. Кирилл выразил сожаление о большом количестве погибших на дорогах и заявил, что современные люди не способны рационально использовать силы механики и не причинять большого вреда себе и другим.
- В 2011 г. в Успенском соборе он официально объявил о задачах православной церкви: она должна воспитывать верующего человека, не боящегося совершать жертвы и подвиги. Священство обязано молится, а вокруг них необходимо создаваться соответствующее общественное поле (образование, достаток работы и порядки в населенных пунктах).
Святитель написал несколько просветительских книг, самая первая из них датируется 1971 г. В своих сочинениях он рассматривает проблематику церковных догматов, отношение современности к Церкви, а также описывает личную деятельность в патриаршем сане.
Патриарх на торжестве в церкви Христа Спасителя отметил грандиозную роль православного книгопечатания в становлении истинной религиозности. Он вспомнил, что наши предки воспитывались на Священных Текстах и житиях преподобных людей. Глава церкви призывал современников читать религиозные книги, чтобы отличать нравственность от преступной греховности.
С такими патриархами — атеистом станешь! Не верю и не уважаю ! Патриархом Всея Руси был Тихон !!!
Добрый день! Ваша личная неприязнь к Патриарху, как к человеку или даже как предстоятелю Церкви, как соотносится с атеизмом? Задача обычного верующего христианина — внимать себе, следить за собой и вести собственную духовную жизнь. А если чужие грехи или мнение, что кто-либо (пусть даже и Патриарх) ведет себя нечестиво, вызывает желание стать атеистом — встает закономерный вопрос, а есть ли у нас вера во Христа? Это примерно как если вы пришли в булочную, вам там нахамил продавец и вы решили больше не есть и никогда не покупать хлеб. Странно, неправда ли? Так никто не поступит, человек просто пойдет в другую булочную. Также православным христианам надлежит относиться и ко грехам всех других людей. Это их дело, и им за них отвечать — и патриархам, и мирянам, и монахам, и священникам. Не должно чужое нелицеприятие и возможное несоответствие высокому духовному посту отворачивать конкретного человека от веры. Потому что христианство несоизмеримо больше любой иерархии, даже самой высокой.
К тому же, каждому из нас не стоит забывать, что мы не должны судить других людей. На самом деле, простой мирянин не может полноценно знать, понимать, а значит и оценить, какой огромный труд несет Патриарх, возглавляя Церковь. Мы не видим очень многое из его трудов, зато часто подвергаемся через СМИ нелестной пропаганде, лживой и специально раздутой. Православный человек должен стараться как можно больше избегать подобного влияния. Мы должны ходить в храм, исповедоваться, причащаться, соблюдать по мере сил Заповеди Божьи, делать то, что мы должны перед Богом и перед людьми. Именно за это мы будем отвечать перед Господом. А Патриарх будет отвечать за свои дела, и нам неведомо, как Господь будет его судить и оценивать. Но уж точно мы сами не должны этого делать, ибо «не судите, да не судимы будете».
Спаси ГОСПОДЬ!
Очень понятно ответили на вопрос, многим не хватает именно Веры, а это главное.
1. Разве Кирилл является уже Святым? Ведь поместить его в житие Святых, провоцирует у людей НЕГАТИВ на него, как на Патриарха Всея Руси! 2. Что касается булочной. Церковь Православия НЕ булоШная, где священник может обидеть прихожан. Многие прихожане уходят в другие христианские конфессии, а то и в Ислам или становятся атеистами. 3. «Не судите, да НЕ судимы будете» — Говорил Господь и это ВЕРНО! НО! Христианин который живёт по Евангелие, у него ОТКРЫВАЮТСЯ глаза на НЕблаговидные дела, которые делают иногда некоторые и священники, и монахи, и миряне верующие. Христос своим ученикам Говорил: «Скажи брату своему, если он во лжи. Если послушает тебя, то он брат тебе.» и тд.. Если молчать, то НЕзаметно будем как и католики, называть иудаистов СТАРШИМИ братьями! Этого не хотелось бы!
Добрый день. Благодарим за бдительность, раздел для размещения статьи выбран по ошибке, мы ее устраним. Что касается ваших остальных вопросов:
Безусловно, никто не говорит, что священник может беспрепятственно обижать прихожан, и ему за это ничего не будет. Это недопустимое и крайне неподобающее поведение любого священнослужителя. И если вы сталкиваетесь с подобным, вы, конечно, можете реагировать соответствующим образом. Но всегда надо помнить, что подобное поведение — это греховный поступок этого конкретного человека, а не норма Церкви. Вся наша Церковь состоит из людей, и людей грешных. К сожалению, попадаются и те, кто недостойно носит свой сан. Но, милостью Божией, такие пастырей немного. А держится наша Церковь на истинных своих служителях, которые верой и правдой служат Христу и ближним.
У христианина, который живет по Евангелию, действительно открываются глаза на неблаговидные поступки. Но, прежде всего, свои собственные! Многие святые отцы писали о том, что удивительным образом по мере их церковной жизни они все больше видели своих грехов и все меньше — чужих. Конечно, если вы видите очевидный грех и понимаете, что человек в состоянии воспринять вашу критику — вы можете об этом сказать. Но на практике подобный подход чаще всего превращается в поучения, морализаторство и то, что в современном интернете принято называть «эффектом белого пальто». Это когда такие очень сильно православные люди почему-то считают себя в праве обличать всех и каждого, всем указывать на их грехи. Как правило, такие люди очень хорошо разбираются в Священном Писании и умело оперируют фразами оттуда под определенную ситуацию. Мне кажется, такие «хранители веры» отворачивают от православия куда больше людей, нежели грубые священники. Как сказал Серафим Саровский — «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Он не сказал — спасай всех вокруг, обличай, указывай на грехи. Он сказал — начни с себя. И именно этот путь подтверждается опытом святых. Сколько свидетельств от великих подвижников, что они себя считали самыми большими грешниками. Они что, не видели, сколько греха творится вокруг? Видели. Но в себе видели еще больше, поэтому не могли осуждать остальных. Вот и нам, простым смертным, нужно стараться больше внимания обращать на собственные грехи и полагаться на Господа.
Уважаемая администрация, 1) вы обещали убрать биографию Патриарха из раздела «Жития святых», но до сих пор этого сделано не было. 2) увы, поведение Патриарха, хоть и будет оцениваться Богом (я это всегда говорю при беседе), часто является камнем преткновения для немощных в вере. Скромность еще никому не повредила, а вот часы на руке за много тысяч у.е. или яхта с дачей будят у людей зависть и шатают и без того их немощную веру. Лично я, Слава Богу, дошел до того состояния, когда стараюсь больше замечать своих грехов (а их тьма). Но людям невоцерковленным часто именно такие вещи мешают прийти к Господу. Как пример, посоветовал недавно почитать знакомому православному замечательную книгу Т. Шевкунова «Несвятые святые». Сам перечитывал несколько раз. А в ответ — «это тот, который друг В. Путина? В жизни его книжку не открою». Т.е. такие, казалось бы не имеющие отношения к вере вещи, отталкивают людей серьезнее, чем догматика. Чем и пользуются разного рода сектанты и раскольники. Спаси Господи и благословений в вашем труде на данном христианском ресурсе.
Добрый день. Благодарим за ваши замечания, мы стараемся становиться лучше. По поводу пресловутых часов патриарха и тому подобного — всегда найдутся люди, чем-либо недовольные. Любой христианин, хоть новоначальный, хоть давно воцерковленный, должен понимать, что церковь — это не сборище святых, а толпа грешников. Часть этих грешников кается, другая часть нет. И наша задача следить за тем, что бы сами были в числе кающихся грешников. Именно грешников, а не в числе обвиняющих праведников! Только с таким подходом появляется шанс сдвинуться с мертвой точки и сделать хотя бы первые шаги в духовности.
Пока человека отворачивают от Бога часы патриарха, политические воззрения автора книг и тому подобные вещи — человек Бога не ищет. Он ищет что угодно другое — самоутверждение через обличение других, ублажение собственной гордыни, возможность «поумничать» и тому подобное. Но не Бога! К тому же, совершенно невозможно нравится всем. Кому-то не нравится, что отец Тихон сторонник Путина, а кто-то не приемлет его критиков. Какое это имеет значение в свете художественной литературы, написанной автором? Конечно, каждый волен выбирать, что именно читать. Но вот так горделиво откидывать хорошее произведение только по причине политической позиции автора — это чистой воды гордыня. И личность отца Тихона тут совершенно неважна, такой человек найдет себе другого антигероя в Церкви и будет критиковать его. А все почему? Потому что реально о Боге такой человек не задумывается. Ему куда интереснее обсудить часы или политические взгляды.
Доказывать таким людям что-либо бессмысленно. Они приходят в Церковь не для того, чтобы приблизиться к Богу, а для того, чтобы потешить свое самолюбие и поглумиться над другими. Этим людям можно только искренне посочувствовать, помолиться о них и попросить Господа о вразумлении.