Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Биография святых Кирилла и Мефодия

Славяне — многонациональная общность, являющаяся одной из самых многочисленных в Европе раннего Средневековья. Они имели развитые культурные традиции, на которые сильное влияние к концу первого тысячелетия нашей эры оказало христианство. Его утверждению среди славянских народов способствовала деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия. Они не только несли славянам Слово Божие, но и создали церковнославянский язык и первую азбуку.

Житие святых

О жизни святых проповедников сохранилось множество сведений, по которым можно восстановить их биографию с детских лет до окончания земного пути.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Происхождение

Братья Мефодий и Кирилл родились в городе Салоники, расположенном на территории современной Греции, в семье богатого византийского военачальника по имени Лев. У него было семь детей мужского пола, среди которых старшим ребёнком был Михаил, а младшего сына звали Константин. Дед будущих просветителей занимал высокую должность при дворе византийского императора.

Точных данных о национальности братьев в источниках не указывается. Большинство исследователей считают их греками.

Интересно: Салоники был многонациональным городом, в котором жили не только греки, но и представители различных славянских племён, говоривших на солунском диалекте. Многие исследователи считают, что равноапостольные братья владели обоими языками, распространёнными на их родине.

Мефодий

Старший из братьев, названный при рождении Михаилом, получив прекрасное домашнее образование, пошёл по пути военной карьеры. Дослужившись до звания стратига провинции Славинии, он покинул мирскую жизнь.

Он удалился в монастырь на горе Малый Олимп, где принял монашеский постриг под именем Мефодий. Впоследствии он стал настоятелем этой обители.

Кирилл

Младший из братьев — Константин, обладающий большими способностями в изучении языков и различных наук, прослыл одним из выдающихся учёных своего времени. В юном возрасте он отправился в Константинополь, где обучался наукам совместно с малолетним императором Михаилом под руководством священника Фотия, который позднее станет константинопольским патриархом, и известного учёного Льва Математика.

Закончив учёбу, талантливый юноша выбрал церковное служение. Он принял сан диакона и получил должность патриаршего библиотекаря. Через некоторое время по непонятной причине молодой человек покинул византийскую столицу, удалившись в монастырь. Но по настоятельной просьбе императора и патриарха вынужден был вернуться и принять должность преподавателя философии в Магнаврском университете.

Кирилл и Мефодий считаются покровителями Чехии и Словакии

До 856 г. Константин совмещал деятельность преподавателя со службой на благо государства. После смерти логофета Феоктиста — родственника, оказывавшего покровительство учёному — он вместе с несколькими учениками отправился в обитель своего старшего брата.

Поездка в Хазарию

Первое совместное путешествие равноапостольных братьев началось в 860 г., когда по повелению императора талантливый философ и оратор Константин, должен был отправиться в Хазарию. Её правитель пригласил представителей крупнейших религий, чтобы после беседы принять одну из них.

К ответственной встрече учёный муж готовился в городе Херсонес, где он выучил иврит и арамейский язык. А также братья участвовали в чудесном обретении мощей святого Климента, четвертого епископа римского, принявшего мученическую смерть в древнем причерноморском городе.

Интересно: хазарская поездка братьев закончилась неудачей, так как правитель выбрал иудейскую веру, но в то же время она имела большое значение для дальнейшей жизни просветителей.

Моравская миссия

С возвращением братьев в столицу совпал приезд моравского правителя Ростислава, просившего императора прислать к ним человека, способного перевести священные христианские тексты на славянский язык. Этим человеком стал философ Константин, которому помогали брат игумен Мефодий и ученики.

Кириллица, созданная братьями Кириллом и Мефодием

Перед поездкой в Великую Моравию они провели огромную работу звуковому анализу языка славян, на основе которой появилась глаголица — первая славянская азбука. В неё было 38 букв, с помощью которых Кирилл записал, переведённые с греческого языка основные христианские книги. Это событие произошло в 863 г. Четыре года Кирилл и Мефодий путешествовали по моравским землям, переводя богословские тексты, обучая людей чтению и письму, переводя христианские богослужения на славянский язык.

На заметку! Братья выступали лишь в роли проповедников и переводчиков, не имея права назначать местных священников и утверждать проведение церковных служб на церковнославянском языке.

Для этого следовало получить благословение византийского или римского церковного главы.

Римские события

Деятельность братьев вызывала недовольство немецких священнослужителей, которые распространить своё влияние на славян. Перевод богослужений на славянский язык, по их мнению, являлся отступлением от укоренившейся традиции, по которой читать священные тексты можно только на греческом, еврейском и латинском языке. Под влиянием западных священников Константина и Мефодия в Риме объявили еретиками и потребовали их приезда к папскому престолу.

Папа Андриан II с почестями встретил людей, доставивших в 868 г. в Священный Город мощи святого Климента. Римский первосвященник разрешил проводить в славянских землях богослужения на национальном языке и повелел положить священные книги, на нём написанные в римских храмах.

Кирилл и Мефодий встречаются со славянским народом

Активная жизнь рано подорвала силы Константина, в начале 869 г. он тяжело заболел. Приняв монашеский постриг под именем Кирилл, он завещал старшему брату продолжить их великое дело. Его похоронили в соборе святого Климента в феврале этого же года. А Мефодий, получивший сан епископа с учениками отправился в земли славян, чтобы продолжить своё служение.

Деяния Мефодия

После смерти брата, выполняя данное ему обещание, Мефодий вернулся к славянам. Но на территории Моравии усилилось влияние немецкого священства, которое активно препятствовало распространению церковнославянского языка.

  • В 872 г. Мефодия заточили в немецкую крепость. Папа Иоанн VIII повелел выпустить проповедника, но идя на уступки западному духовенству, запретил ведение богослужений на славянском языке.
  • С 875 по 879 гг. славяне слушали на родном языке только церковные проповеди.
  • С 884 г. Мефодий с учениками обосновался в Велеграде — столице Моравии. Здесь закончился земной путь святого Мефодия Моравского.

После смерти просветителей

Смерть Мефодия послужила активатором для деятельности противников новой письменной системы. Применение славянского языка во время богослужений и проповедей запрещается по всей территории Моравии. Гонениям подверглись ученики святых проповедников. Некоторых из них казни, но большинство были выдворены из страны и обосновались в Болгарии, Хорватии и южнославянских землях. В 890 г. римская церковь объявила анафему церковным книгам и богослужениям, проводимым на славянском языке.

Но, несмотря на это, деятельность Мефодия и Кирилла продолжалась. Глаголица и кириллица укоренились в землях южных и восточных славян.

Интересно: по свидетельствам источников равноапостольные братья оставили после себя богатейшее литературное наследие. Но до настоящего времени не дошёл ни один подлинник их сочинений. Это объясняется уничтожением всех трудов святых просветителей во время гонений в моравских землях.

Почитание

Братьев Мефодия и Кирилла начали почитать в первые годы после их кончины. Вскоре они были прославлены в лике святых равноапостольных мужей ещё единой Христианской Церковью.

Икона святых Кирилла и Мефодия

В современной православной традиции днями их поминовения являются:

  • 27 февраля — кончина Кирилла;
  • 19 апреля — преставление Мефодия;
  • 24 мая — общая дата поминовения равноапостольных братьев, установленная в конце XIX в. Святейшим Синодом.
На заметку! 24 мая — во многих странах Восточной Европы являются днём проведения праздника славянской культуры и письменности.

Славянские азбуки

Кирилл и Мефодий являются разработчиками первой славянской азбуки — глаголица. Уже после смерти просветителей их ученик Климент Охридский создал кириллицу — алфавит, основанный на трудах святых братьев и греческого письма. Название новый труд получил в честь человека, выполнившего подготовительную работу, лежащую в основе составления любого нового письменного языка.

Некоторые учёные утверждают, что славянские азбуки не являлись новым видом письменности, а были лишь разновидностью греческой буквенной системы. Самостоятельность детища равноапостольных мужей подтверждается следующими факторами:

  • все мировые письменные системы возникали на основе предшествующих образцов;
  • глаголица и кириллица полностью соответствует звуковой системе славянского языка;
  • графическое начертание букв обеих азбук не копирует греческое письмо, а является глубокой творческой переработкой авторов.

Работа святых Кирилла и Мефодия имела большое значение не только в деле крещения славянского населения Европы, но и в сохранении в его процессе национальной самобытности и культуры славян. Единый алфавит — одно из звеньев, объединяющих все славянские народы.

Житие равноапостольных Кирилла и Мефодия
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: