История Русской православной церкви в России имеет множество печальных страниц. Одна из них — это время красного террора и социализма, когда храмы разрушались. Святыни попирались, а духовенство отправлялось в ссылку или расстреливалось. Такая же судьба постигла и Череповецкую и Белозерскую епархию, которая до 2014 года пустовала. Лишь с недавнего времени ее восстановили. Сегодня это активно развивающаяся церковь.
Паломническая служба Череповецкой епархии занимает особое место и активно развивается наряду с прочими благочиниями и служениями.
История становления епархии
Ныне епархия располагается в Вологодской области, но относительно церковного разделения она не раз переходила от одной юрисдикции к другой:
- до 1657 года — ею управляли ростовские архиереи;
- до 1788 года — управлялась Вологодской епархией;
- до 1918 года — отошла под управление Новгорода.
Только в 1918 года, вместе с красной революцией, к епархии пришла самостоятельность и главный ее город Череповец стали рассматривать как самостоятельный орган управления областью. Это произошло по причине массовых репрессий относительно духовенства, поскольку большая часть была репрессирована или расстреляна, а требовалось все больше служителей.
К концу 1920 года в Череповце открыли кафедру викариев и стали выпускать священнослужителей. Однако это не прошло гладко — тогда же развернулась борьба истинного духовенства с обновленчеством. И только в конце 191 года Церковь признала Череповецкую епархию полностью самостоятельной. Однако просуществовала она не долго, именно в 30-е годы прошлого века все ее епископы были расстреляны, что привело к общему запустению и прекращению служб во всех храмах области.
Было принято решение об упразднении епархии в 1945 году и до 90-х годов 20 века она не существовала.
Современная церковная жизнь
С начала 2000-х годов церковная жизнь в области стала налаживаться: открывались новые храмы, восстанавливались разрушенные, возобновлялись службы.
В 2014 году Церковным указом была восстановлена Череповецкая и Белозерская епархия как самостоятельная единица. И только за этот год было возобновлено служение в 30 (!) приходах.
Октябрь 2014 года также ознаменовался важным событием — Священный синод включил отделение в Вологодскую митрополию и назначил правящего архиерея — иеромонаха Флавиана (Митрофанов).
На данный момент в ее составе находится:
- Иоанно-Предтеченский Новолеушинский женский монастырь (открыт в декабре 2016 г.);
- Архиерейское подворье с 2 мужскими обителями;
- около 20 недействующих монастырей.
Епархия объединяет храмы в городском округе Череповце, а также нескольких районах Вологодской области:
- Череповецкого;
- Бабаевского;
- Кадуйского;
- Устюженского;
- Белозерского;
- Вытегорского;
- Чагодощенского;
- Вашкинского.
Епископ области — Флавиан, был избран 23 октября 2014 года по указу Священного Синода. А уже 25 октября 2014 года получил сан архимандрита с благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Паломническая служба
Паломническую службу до ноября 2017 года возглавлял иеромонах Нестор, однако 28 числа он отошел в Божий покой. Сегодня его должность занимает иерей Максим Бакулин. Несмотря на то, что Миссионерский отдел пережил утрату, он продолжает активно развиваться и на 2018 год уже запланирована масса поездок по святым местам.
Паломническая служба занимается организацией паломнических поездок по святым местам РФ и ближнего Зарубежья. Особенное внимание уделяется святым местам именно Череповецкой области, которая богата на святыни, ведь тут сохранено несколько святых мощей:
- Афанасия и Феодосия Череповецких;
- Филиппа Ирапского;
- братьев Ломских;
- Даниила Шужгорского;
- Филарета Устюженского;
- преподобных мучеников Евфросина и Ионы Синозерских.
Кроме того, в области есть храмы и монастыри, чудодейственные источники и чудотворные иконы. В 2018 году запланированы поездки в:
- Ростов;
- Варницы;
- Тутаев;
- Толгу;
- Великий Новгород;
- Павло-Обнорский и Спасо-Прилуцкий монастыри;
- Троице-Сергиеву лавру.
Епархия была восстановлена только несколько лет назад, но Господь укрепил ею и ныне развивает, так что это уже не умирающий приход, а активная часть Вселенской Церкви.