В современном мире привлечь общество к обсуждению религиозных тем, а при этом еще приобрести преданных почитателей и ярых противников, способна только яркая личность, которая по-настоящему уверена в своих действиях.
Диакон Андрей Кураев — священник РПЦ, объединивший в одном лице звания: писателя, миссионера, профессора богословия, философа и ярого критика некоторых вопросов современного восприятия религии, борца за чистоту звания священника.
Детские и юношеские годы
Семья Кураевых, отец и мать будущего клирика, слыли атеистами, философами, отец был Ученым секретарем секции общественных наук в президиуме Академии наук СССР. Мать преподавала в Институте философии в Москве, 15 февраля 1963 года на праздник Сретения Господня у них родился сын Андрей.
Далекая от коммунистической идеологии чета увлекалась Высоцким, Галичем, втихаря читали Солженицына. Сын не создавал особых проблем с учебой, рос обычным мальчиком, проявлял особый интерес к философии, подслушивая беседы родителей и их друзей.
Самое интересное, что при поступлении на философский факультет молодой человек выбирает изучение истории и научного атеизма в МГУ, только бы не пользоваться статусом протеже на кафедре логики и зарубежной философии, чтобы не быть под покровительством отца.
Переломный духовный момент
На похоронах любимого барда Владимира Высоцкого в 1980 году Андрей увидел советскую идеологию во всей красе, а произведение Ф.Достоевского «Братья Карамазовы» изменили отношение юноши к церкви и вере в Бога.
Не сказав ничего родителям, в 1982 году Андрей принимает Таинство Крещения, после окончания философского факультета в 1984 году продолжает учебу в Московской духовной семинарии.
Поступок сына привел к концу карьеру отца. Активный семинарист попадает под контроль партийных органов, но никто не возражал против его учебы в Бухарестском богословском институте, куда Кураев поступает в 1988 году.
После возвращения из Румынии молодой диакон поступает в МДА, которую успешно заканчивает в 1992 году и перед ним возникает проблема — принять сан священника или остаться в чине диакона. Уже был назначен день рукоположения в священники, но Андрей выбирает путь свободы и миссионерства.
Служение в РПЦ
По возвращении из Румынии активный диакон приглашается патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым на должность референта, где клирик работает три года, после этого Андрей Кураев после защиты диссертации возглавляет философско-богословский факультет Российского православного университета святого Иоанна Богослова до 1996 года.
В 2004 году переходит преподавать в Московскую духовную академию.
В 2009 году Патриарх Кирилл рукополагает отца Андрея в сан протодиакона. Главный диакон до 2014 года занимает должность профессора православного Свято-Тихвинского института богословия.
Миссионерская деятельность
В качестве проповедника православия протодиакон всю свою жизнь посвящает миссионерству. Андрей Кураев читает лекции, его блог, на котором проповедуются основы христианства, часто посещают люди всех сословий, конфессий и возрастов:
- старшеклассники;
- студенты;
- военнослужащие;
- пенсионеры;
- госслужащие;
- домохозяйки.
Выступления диакона по радио, телевидению вызывают целые дебаты в средствах массой информации. Силами созданного Миссионерского фонда Кураева оказывается помощь начинающим православным миссионерам.
Казанский скандал и увольнение из МДА
Эпатажный миссионер в прессе высветил дело о сексуальных домогательством руководства духовной семинарии в Казани, публично «вынес сор из избы», осудив действия местного митрополита, не реагирующего на жалобы семинаристов. Кураев на своем сайте рассказал о действиях бывшего проректора, с которого даже не сняли сан, а перевели в Тверскую епархию.
Местные власти и священство хотели замять скандал без привлечения полиции и прессы, но на их пути появился правдолюбец Кураев. Руководство МДА выдало приказ об увольнении несговорчивого протодиакона, но, как служитель церкви, он не отстранен от работы.
Сегодняшнее служение
Храм Архангела Михаила в Тропарево является постоянным место службы протодиакона, который по-прежнему ведет свои блоги, реализует себя, как писатель и богослов.
Его публицистика доступна и понятна широким слоям населения, многие издания переведены на некоторые языки мира.
Скандальные выводы и изречения православного бунтаря
Читая публикации и книги Андрея Кураева, поражаешься глубиной его познаний и шириной интересов.
- Статья «Можно ли праздновать Восьмое Марта» интересна как христианам, так и мирянам, ибо в ней проводится параллель между православием и еврейским «Пуримом».
- Начиная с 2004 года, протодиакон начинает серию статей о том, что вся ответственность за мировой терроризм лежит на поклонниках ислама.
- В 2008 году появилась скандальная интерпретация Андреем Кураевым слов Всемирного Патриарха Феофила Третьего, в них публицист увидел сомнения в божественном происхождении Благодатного огня.
- Действия и высказывания протодиакона невозможно предугадать, то он требует запретить въезд в Россию Мадонны, отлучить от церкви Филиппа Киркорова, то защищает скандальную группу «Pussy Riot», а здесь осуждает правительство за присоединение Крыма.
- Скандальными дискуссии 2014 года сопровождают утверждения о гомосексуальных наклонностях епископов, поставленными в свое время службами КГБ.
В 60-ти книгах, написанных скандальным и верным Богу диаконом А. Кураевым можно найти дискуссии:
- об отношении евреев и русских;
- о дарвинизме;
- об атеизме;
- как правильно отмечать воскресение Господне;
- кому нужно украинское деление;
- о бессмысленности некоторых способов добычи денег;
- чудеса мнимые и истинные.
В своей уникальности и скандальности клирик Андрей Кураев остается искренним, настоящим христианином, которому небезразлична моральность сегодняшнего мира и духовное воспитание молодежи.