Разными дорогами люди приходят к православию и Господу. Кто-то рождается в искренне верующей семье и с раннего детства воспринимает христианские догматы и каноны. А другие люди проходят долгий путь исканий, наполненный ложными идеалами, греховными мыслями и поступками, а также разочарованиями.
Но, пройдя через страдания, они с детской непосредственностью открывают сердце Господу и стараются нести Слово Его окружающим. Такой была дорога к Богу Юджина Денниса Роуза, известного православным людям под именем иеромонаха Серафима.
Биография
Серафим Роуз был незаурядным человеком, личность которого сложилась под влиянием общения со многими крупными учёными и священнослужителями XX в.
Детство
Юджин Деннис Роуз родился в калифорнийском городе Сан-Диего 12 августа 1934 г. Он был вторым ребёнком в семье Фрэнка и Юджинии Эстер Роуз. Как и многие люди в годы Великой депрессии, родители будущего миссионер много работали, чтобы прокормить детей. Забота о мальчике лежала на плечах его старшей сестры. Он рос прилежным, серьёзным, но необщительным и замкнутым ребёнком.
Одарённый юноша добился больших успехов в изучении иностранных языков и математики, игре на фортепиано, а также в скаутских занятиях. Став одним из лучших учеников в своём выпуске, Юджин получил математическую стипендию, которая позволила ему поступить в Помонский колледж.
Духовное становление личности будущего сподвижника православия в детские годы проходило под влиянием матери, являющейся убежденной протестанткой. Несмотря на ежедневную занятость, она каждое воскресенье водила детей в церковь.
Юность
В колледже юноша, являющийся по характеру интровертом, продолжил изучать языки и философию. В это время особый интерес у молодого человека вызвала китайская культура. Юджин под диктовку писал сложные китайские письмена, утверждая, что их написание соответствует смысловому значению.
Увлечение восточной философией у одаренного студента поддерживал преподаватель Шу Йичин. Но с отдалением учителя уменьшился и интерес к преподаваемому им предмету. При этом миссионер всегда с теплом вспоминал о профессор-китайце.
Духовные искания
Для духовного развития личности важно присутствие рядом правильного и мудрого наставника. Но в молодом возрасте бывает трудно отличить правильный путь от греховных искушений. Знакомство Юджина с оригинальными идеями Алана Уотса повернуло юношу к идеям дзен-буддизма.
В 1956 г. молодой человек завершил обучение в колледже и поступил в Академию востоковедения, расположенную в Сан-Франциско. Здесь под руководством Уотса он изучал различные мировые религии, что давало ему возможность воспринимать их идеи. Изучение религий подтолкнуло дальнейшее развитие интереса к языкам.
У общения с одним из основоположников движения хиппи была и обратная сторона — Юджин пристрастился к вредным привычкам, которые были свойственны его наставнику. В процессе духовных исканий юноша познакомился с работами Рене Геона и Томаса Мертона. Французский философ оставил глубокий след в его мировоззрении.
В своих богословских трудах монах Серафим часто употреблял идеи француза, хотя и не ссылался на него напрямую. Мертон не оказал на Юджина большого влияния. Но биографы проповедника отмечают, что после знакомства с трудами католического писателя у американского студента появилась мысли об уходе из мирской жизни и принятие монашеского служения.
Вступление на православный путь
Поворотной точкой в жизни Юджина Роуза стало посещение православного храма. Богослужение и интерьер собора во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости произвели на молодого человека очень сильное впечатление. Он вспоминал, что на душу снизошел покой, который не ощущался в храмах других религиозных конфессий.
В 1957 г. Юджин становится студентом Калифорнийского университета. Под руководством профессора П. А. Будберга он получил магистерскую степень в области востоковедения. Русский научный руководитель пророчил талантливому ученику блестящее научное будущее, видя в нём своего преемника.
Но в 1961 г. Роуз покидает университет и устраивается работать простым дворником. Это решение связано с началом работы над книгой, посвященной духовному состоянию современных людей. Работа не была закончена, но позволила мужчине определить свои жизненные приоритеты. Он предпочёл посвятить себя поиску истины, а не попыткам построить карьеру ученого.
В начале 1962 г. Юджин Роуз принял православие. Его духовным отцом и наставником стал святитель Иоанн Шанхайский. За несколько месяцев до этого мужчина познакомился с Глебом Подмошенским, который являлся потомком русских эмигрантов. Он закончил духовную семинарию в Джорданвилле. Евгений и Глеб начали совместно издавать православный бюллетень.
Через некоторое время друзья открыли недалеко от собора лавку, в которой продавали иконы и духовную литературу. С помощью соратника будущий миссионер изучил русский язык и окончил теологическую школу.
Монашество
Через несколько лет после принятия Юджином православия соратники организовали православное братство. В 1967 г. они купили небольшой участок земли недалеко от города Платина. За несколько лет землю расчистили от густого леса и поставили небольшой скит, в который друзья переехали в 1969 г.
Через год они приняли монашеский постриг, взяв имена в Серафим и Герман в честь Серафима Саровского и Германа Аляскинского. Монахи продолжили издание «Православного вестника», занимались писательской, миссионерской и катехизаторской деятельностью. В 1977 г. Серафим был рукоположен в сан иеромонаха.
Окончание земного пути
Близкие люди иеромонаха Серафима отмечают, что в последние годы он стал истинным христианским пастырем. Он с любовью и пониманием относился к людям. Несмотря на сильные боли, вызванные тяжёлым заболеванием кишечника, он с усердием выполнял духовное служение.
Земной путь православного проповедника закончился 2 сентября 1982 г. После смерти лицо платинского сподвижника оставалось ясным и светлым. Несмотря на высокую температуру на теле настоятеля не появились среды разложения. Прихожане, пришедшие проститься с иеромонахом, отмечали, что не ощущали запаха разложения.
Основные труды
За короткое время, отведённое на земле иеромонаху Серафиму Господом, он создал большое количество трудов на богословскую и нравственную технику. Среди них можно выделить следующие работы:
- «Православный взгляд на эволюцию» — труд, который является первой попыткой опровержения теории эволюционизма.
- «Душа после смерти» — самое известное произведение иеромонаха, в котором раскрываются вопросы православного восприятия существования души после физической смерти.
- «Будущее России и конец мира» — лекция отца Серафима, в которой он указывает на особую роль России в духовной жизни человечества.
Иеромонах Серафим Роуз — уникальная личность, работы которого привели к Господу множество людей по обе стороны Атлантического океана. Уникальность его работ состоит в том, что в разгар холодной войны американский гражданин, проникнувшись идеями православной веры и любовью к России, открыто говорил об особой роли русской земли в становлении духовной культуры людей всего мира.