В годы тяжёлых испытаний для Православной Церкви и христианского духа в русской земле воссияли истинные подвижники веры. Люди, подобные священномученику Серафиму Чичагову, служили примером стойкости и смирения. Деятельность митрополита Серафима вносила покой в христианские души и смятение в сердца гонителей.
Биография
Митрополит Серафим — уникальная личность, в которой объединились лучшие черты образованного аристократа и глубоко верующего православного христианина. Вся его светская и церковная деятельность была направлена на помощь нуждающимся людям и защиту православия.
Образование
Будущий святитель родился в 1856 г. в семье потомственных военных Чичаговых. Его отец Михаил Никифорович дослужился до звания полковника артиллерии. Представители дворянского рода приумножили славу семьи и Отечества на ниве военного дела и исследовательской деятельности в северных водах.
Маленького Леонида крестили в одном из приходских храмов российской столицы. В десятилетнем возрасте он потерял отца, но мать — Мария Николаевна — воспитывала своих детей в духе семейных традиций, что предопределило его выбор военной карьеры.
Образование мальчика началось в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии. С 1870 по 1875 гг. обучался в Пажеском корпусе. По окончании престижного у дворян учебного заведения юноша получает военное звание подпоручика и отправляется в действующую армию. Одновременно с этим он становится слушателем Михайловской артиллерийской академии.
Военная служба
Военная карьера Леонида Михайловича началась в 1-й конно-артиллерийской бригаде. К началу русско-турецкой войны он находился в звании подпоручика. Во время военных действий проявил себя храбрым и смелым воином, за что получил множество русских и зарубежных наград. Талантливый аристократ быстро поднимался по карьерной лестнице, дослужившись к 35 годам до звания полковника.
Блестящий офицер проявлял себя не только на военном деле, но и в научно-литературном поприще. Он подготовил для печати биографии своих знаменитых родственников адмиралов, а также фундаментальный труд «Медицинские беседы», который обобщал его изыскания в области лечения заболеваний при помощи лечебных трав. К написанию труда его подтолкнули страшные картины человеческих страданий в годы войны на Балканах.
Начало духовного пути
Пережив военные действия Леонид понял, что военная карьера тяготит его. Он стал задумываться о возможности принятия духовного пути. Этими мыслями он поделился со своим духовником — отцом Иоанном Сергиевом, известным в истории православия под именем Иоанн Кронштадтский. Священник благословил мужчину на принятие священнического сана.
В 1890 г. полковник Чичагов ушёл в отставку и переехал вместе с семьёй в Москву. Его решение было неоднозначно воспринято ближайшими родственниками. Супруга, урождённая Наталья Николаевна Дохтурова, согласилась поддержать мужчину только после откровенной беседы с Иоанном Кронштадтским, который поведал ей, что Леонида Михайловича ждёт великая судьба.
В течение 3 лет мужчина самостоятельно изучал богословские науки и готовился к принятию сана. Долгожданное событие свершилось в феврале 1893 г. Радость была омрачена тяжёлой болезнью матушки Натальи. Она скончалась в начале 1895 г. Отец Леонид привёз её тело в Дивеевскую обитель и похоронил с благословения настоятельницы на местном кладбище. С этого времени он стал частым посетителем святого места.
В 1896 г. отец Леонид становится настоятелем храма во имя святого Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Небольшая церковь пустовала в течение 30 лет и находилась в обветшавшие состоянии. На собственные средства священник восстановил здание, часть внутренних росписей которого сделал собственными руками.
«Летопись» была написана под впечатлением от разговора с блаженной старицей Пашей, лично знакомой с саровским чудотворцем. Она передала священнику слова дивеевского основателя о необходимости ходатайства перед государем об открытии его мощей и прославлении. Священник Леонид решил, что император Николай, являвшийся большим любителем духовной литературы, непременно оценит его труд и примет решение о канонизации преподобного мужа.
Монашество
Подробное знакомство с жизнью преподобного отца Серафима Саровского побудило священника принять ионическое служение. В 1898 г., после принятия пострига и имени Серафим, мужчина вступил в Троице-Сергиеву монашескую общину.
Вскоре он был назначен настоятелем Суздальского Евфимиева монастыря и возведён в сан архимандрита. Он занялся восстановлением старинной обители и параллельно выполнял обязанности благочинного монастырских владений Владимирской епархии.
Одним из важнейших дел этого периода жизни отца Серафима является подготовка прославления преподобного Серафима Саровского. После множества необходимых процедур и оживленной полемики в Священном Синоде было принято решение о канонизации основателя Дивеевского монастыря. Настоятелю Евфимиевой обители была поручена подготовка торжественных мероприятий, которые прошли в середине июля 1903 г. Он подготовил подробный церемониал открытия мощей и написал житие святого мужа.
Архиерейское служение
В 1904 г. архимандрита Серафима назначили главой Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря. На этой должности он пребывал в течение года.
В конце апреля 1905 г. он был хиротонисан в епископа и отправлен для служения на Сухумскую кафедру. Он принял Иверскую землю в трудное время революционного подъёма, когда усилились течения еретиков и безбожников.
Архиерей приложил много усилий для противоборства им и очищения церковных рядов. Активная деятельность и принципиальная позиция импонировала членам Священного Синода. Через год сподвижника поставили во главе Орловской и Севской кафедры. Руководитель епархии приложил много усилий для возрождения духовной жизни во всех приходах вверенной ему епархии.
Он считал, что основой стабильной епархиальной жизни является развитие приходских общин, которые должны выполнять не только духовные и административно-хозяйственные функции, но и решать вопросы просветительского, социального и нравственного характера.
Активная деятельность орловского архиерея послужила основанием для его назначения членом Святейшего Синода. При этом его перевели на Кишиневскую церковную кафедру. Прибыв в Бессарабию, епископ обнаружил полный упадок церковной жизни, возникший вследствие попустительства священнослужителей, стремящихся к занятию ключевых постов в епархиальной иерархии, а не к служению на вверенных приходах. Архиерей сосредоточил свои усилия на следующих мероприятиях:
- созданию и укреплению приходских общин;
- возрождение традиций строгой литургической жизни среди местного духовенства;
- церковное просвещение мирян и клира.
В 1912 г. заслуги Кишиневского епископа были отмечены главой государства, с разрешения которого отец Серафим Чичагов получил сан архиепископа.
Деятельный священник участвовал и в общественно-политической жизни страны. Его дворянское происхождение определило направление его общественной деятельности. С 1905 г. он являлся активным участником Русского Собрания — старейшей монархической организации Российской Империи.
В марте 1914 г. архиепископ Серафим Чичагов занял должность главы Тверской и Кашинской епархии. В годы Первой мировой войны он ежедневно молился о победе русских воинов, организовывал госпитали для раненных солдат, приюты для осиротевших детей. Революционные события 1917 г. были встречены епархиальным главой отрицательно.
Но, оставаясь сторонником строго иерархического подчинения, он подчинился решению Священного Синода, поддержавшего Временное правительство. Позиция тверского архиерея настроила против него новые власти, при содействии которых участники местного епархиального съезда вынесли решение отстранить отца Серафима от управления епархией.
Решение было принято с минимальным перевесом голосов, при этом не учитывалось мнение членов 34 монашеских общин епархии, единодушно поддержавших архиерея. Синод продолжал считать сподвижника истинным главой епархии, но после большевистского переворота тверской совет рабочих и крестьянских депутатов вынес решение о высылке архиепископа с тверской земли.
В начале 1918 г. архиепископ Серафим Чичагов был назначен главой Варшавской православной епархии с возведением в сан митрополита. Но политическая и военная обстановка помешала святителю выехать на место нового назначения. Он поселился в Черниговском скиту, расположенной недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.
Владыка спокойно жил в подмосковном городе до 1921 г. Но он был слишком уважаемым человеком и значимой фигурой в церковной иерархии, чтобы избежать советских репрессий. Против него было сфабриковано уголовное дело, в котором священника обвиняли в потенциальной антисоветской пропаганде в случае его выезда на Варшавскую кафедру.
В сентябре митрополит был помещён в Таганскую тюрьму. Его дочери просили смягчить участь престарелого монаха. Его отпустили в январе 1922 г., но уже в апреле вновь арестовали и отправили в ссылку в Архангельскую губернию.
В апреле 1923 г. владыке разрешили вернуться в Москву, но жизнь в суровом северном крае сильно подорвала старческое здоровье. Старец спокойно жил в столице, не участвуя в церковных и общественных событиях.
Новый арест произошёл через год. Престарелого священника обвиняли в подготовке и участии в канонизации преподобного Серафима Саровского. Его заставили давать разъяснения относительно событий двадцатилетней давности и заключили под стражу. За освобождение митрополита просил лично патриарх Тихон.
Прошение было проигнорировано, тем не менее священника освободили в июле 1924 г. Одновременно с этим всем православным церковным архиереям было приказано покинуть советскую столицу. Отец Серафим поселился в Воскресенско-Феодоровском женском монастыре, расположенном недалеко от города Шуя.
Последние годы жизни
В 1928 г. священнослужитель был призван для управления Ленинградской кафедрой. Он был возведён в сан митрополита. Владыка выступал за признание церковной власти патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского и призывал к преодолению иосифлянского раскола. Старец лично проводил еженедельные воскресные службы и проповеди в разных городских приходах.
Благодаря его деятельности к 1933 г. в Ленинграде осталось всего два храма, поддерживающих митрополита Иосифа. На время правления митрополита Серафима пришлось время начала массового разорения и закрытия храмов.
В октябре 1933 г. владыка Серафим был отправлен на покой. Он поселился в Подмосковье на станции Удельная, где арендовал несколько комнат в дачном домике. С ним жили две монахини Воскресенского Феодоровского монастыря, которые в течение 7 лет сопровождали и помогали владыке.
Последние годы священника были наполнены покоем, который омрачали лишь физические болезни. Но уважаемого в народе батюшку не могли оставить в покое советские власти. В ноябре 1937 г. его арестовали по обвинению в контрреволюционном монархическом заговоре. В Таганскую тюрьму старика привезли в машине скорой помощи и заносили на носилках.
82-летний монах не признал ни одного обвинения. В декабре он был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 11 декабря на печально известном полигоне в подмосковном Бутово. Похоронили святителя здесь же в неизвестной могиле.
Канонизация и память
В год празднования тысячелетия крещения Руси с отца Серафима были сняты все обвинения, он был полностью реабилитирован. После падения советского режима внучка святителя — Варвара Васильевна, в 1994 г. принявшая монашеский постриг под именем Серафима, занялась подготовкой материала для его канонизации.
Через 50 лет после мученической кончины один из самых уважаемых архиереев русской церкви начала XX века был причислен к лику святых. Соответствующее решение было принято собором архиереев Русской Православной Церкви. Одновременно с этим были утверждены тропарь, кондак и иконография священномученика.
Во имя митрополита Петроградского освящены три храма в следующих населённых пунктах:
- район Южное Бутово (г. Москва);
- город Лобня (Московская область);
- город Санкт-Петербург (епархиальное управление).
Труды
Серафим Чичагов оставил после себя богатое духовное наследие. Его основу составляют следующие литературные произведения:
- Архив адмирала П. В. Чичагова;
- Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877–1878 г.;
- Медицинские беседы;
- Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда;
- Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Также известны два иконописных произведения, написанных святителем:
- Христос в белом хитоне;
- образ Серафима Саровского, молящегося у камня.
Помимо этого, деятельный монах являлся автором нескольких духовных музыкальных произведений.
Система оздоровления организма
С именем священномученика Серафима, митрополита Петроградского, связывают систему оздоровления организма. Её популяризатором является Ксения Кравченко. Она утверждает, что эта система была разработана священнослужителем, якобы имевшим медицинское образование.
Но биографы митрополита утверждают, что его именем прикрывается дилетант, не имеющий представления о медицине и использующий в своей работе сомнительные методы, угрожающие здоровью людей. Они отмечают, что «Медицинские беседы» — были трудом актуальным для своего времени и развития научных знаний об организме человека.
Священномученик Серафим Чичагов — один из самых уважаемых священнослужителей Православной Церкви. Он был твердым поборником чистоты православия и подчинения строгому иерархическому устройству Русской Церкви. Существует легенда, что его мученическая смерть и канонизация были предопределены ещё в 1903 г., после видения преподобного Серафима Саровского.