Вклад, который внес этот человек в христианскую культуру, поистине поражает своими масштабами. И на сегодняшний день Митрополит Иларион Алфеев не перестает вдохновлять людей своей жизнью.
Биография
Митрополит Иларион родился в СССР, в городе Москве, 24 июля 1966 года. Настоящее мирское имя — Григорий Валериевич Алфеев, является одним из самых образованных епископов на сегодняшний день. В этом человеке совмещены: мудрость, талант и невероятная преданность своему служению.
Образование и начало службы в церкви
Воспитанием и развитием ребенка занималась одинокая мать — Валерия Алфеева. По профессии была писательницей. Отец — Валерий Григорьевич Дашевский имел докторскую степень в математических и физических науках. Однако по злосчастному стечению обстоятельств достаточно рано покинул семью и погиб. Дедушка Илариона — Григорий Маркович Дашевский был создателем нескольких книг, повествующих о гражданской войне в Испании, скончался во время Великой Отечественной войны в боевых действиях задолго до рождения внука.
Музыкальное образование получил в Гнесинской музыкальной школе, где учился играть на скрипке и писать различные композиции. Духовное же образование и развитие началось в 11 лет, когда Иларион впервые принял крещение. После чего в 15 лет стал лектором в Московском храме на Успенской Вражке.
А уже в 17 лет занял пост иподиакона, где был под покровительством митрополита Волоколамского и Питирима Юрьевского. Благодаря грамотности и причастию к церковному служению подрабатывал в издательстве Московского патриархата.
Окончив музыкальную школу в 1984 году, будущий митрополит поступил в Московскую консерваторию, где учился на факультете композиторского искусства. Его преподавателем был Алексей Николаев — народный артист РСФСР.
Попав в армию в 1984 году, он 2 года служил в войсках пограничной службы, музыкантом в оркестре духовых инструментов.
Через год после демобилизации в январе 1987 года, покинул консерваторию для того, чтобы поступить в Виленский монастырь. На протяжении полугода был послушником, после чего 19 июня того же года, был пострижен и посвящен в монашество и спустя 2 дня был удостоен чести рукоположения в иеродиакона. Посвящали же его Виленский архиепископ и Литовский Викторин. В августе получил должность иеромонаха, рукоположил его епископ Уфимский и Стерлитамакский Анатолий.
С 1988 по 1990 год служил настоятелем в Смоленской церкви в селе Колайняй и Титувенай. 1990 год оказался очень насыщенным событиями временем. Именно в этом году Иларион был назначен настоятелем в другой собор, который находился в Благовещенске. И в этом же году принял участие в работе Поместного храма, избрал его на этот пост митрополит Ленинградского Алексия. Был также удостоен высказать речь о взаимоотношениях Русской православной церкви за границей.
Годом ранее в 1989 году стал выпускником Московской духовной семинарии, после чего пошел учиться дальше и спустя 2 года окончил уже академию, где получил степень кандидата богословия. И в 1993 году завершил обучение в аспирантуре в Московской духовной академии.
Учась в семинарии, он параллельно был преподавателем гомилетики, греческого языка, богословия и Нового Завета, в духовной академии.
Благодаря хорошему образованию и стремлению к знаниям, получил возможность отправиться на стажировку в Оксфордский университет. Руководителем его докторской диссертации в учебном заведении стал митрополит Диоклийский Каллиста, темой для работы была: «преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание». Помимо этого, по выходным служил на приходах Сурожской епархии.
Диссертацию он все-таки защитил и в 1995 году получил докторскую степень в области философии. И в этом же году начал работу в Московском Патриархате. После чего до 2000 года писал книги, читал лекции в университетах США и в Великобритании и получил еще одну докторскую степень в Париже.
Епископство
В 2001 году,27 декабря Священный синод игумен назначили его Керченским епископом по строению в сан архимандрита. 7 января следующего года дело было закончено.
И 14 января был совершен, хиротонисан в епископа. Совершали митрополиты, архиепископы и епископы из них: Сергиевский Василий, Германский Феофан, Дмитровский Александр и другие.
Во время приезда в Сурожскую епархию был начат конфликт по поводу нового викария, коим был назначен епископ Иларион. Волну негодования представил старший викарий-епископ Василий. Недовольства заходили дальше и в мае 2002 года, архиерей — митрополит Антоний Сурожский вышел с речью, порицая действия Илариона. Однако, стоит отметить, что в речи звучали и положительные отзывы, Антоний упоминал дарования нового епископа, его образование. И в то же время дал ему 3 месяца на то, чтобы укрепить доверие к своей личности и продолжать служить по тем законам, которые были написаны полвека назад.
Иларион не согласился с протестными обвинениями и выступил с соответствующей речью. Где в какой-то степени упрекалась литургия в лондонском Соборе. Летом 2002 года, по вердикту Синода, Иларион лишился места в епархии. Его место занял архиепископ Анатолий. Покинув епархию, Алфеев написал очерк, где отметил, что дни, проведенные в Сурожской епархии, были для него невероятно тяжелыми. Очерк называется: «Сурожская смута».
.
В октябре 2008 года Иларион был рассмотрен как епископ Православной церкви в Америке. Предложили подобный выбор митрополит Герман и священнослужители. Основанием выбора Алфеева стала выдержка из статьи Фомы Хопко — декан Свято-Владимирской семинарии. Он описывал Илариона, как личность образованную, надежную. Он молод и имеет большой опыт в качестве лектора в различных сферах, как образовательных, так и духовных.
Православная церковь в Америке достаточно двояко высказалось об Иларионе. Такое отношение у служителей вызвал спор в Сурожской епархии. Однако, получив такое предложение, Алфеев отказался встать на пост. В ответном письме он ответил, что должность должен занять американец. Высказывание Илариона поддержал Московский патриархат.
Благодаря усердному служению, на сегодняшний день он занимает должности:
- в совете по культуре;
- в организации: «Русский мир»;
- является одним из представителей Высшего церковного совета;
- представитель РПЦ.
И это далеко не все предприятия, где он принимает активное участие.
Общественно-политическая деятельность
Иларион нередко представляет РПЦ на разнообразных конференциях и форумах. Одним из его убеждений он представил 29 сентября 2006 года. Побудив организовать православно-католический альянс для борьбы за традиционное христианство в Европе.
Согласно словам Алфеева, нести евангелие и возвещать христианство с каждым днем становится сложнее. Говорить о христианской системе ценностей почти невозможно. Ненависть между традиционалистами и либералами возрастает. По мнению епископа, решить проблему поможет объединение церквей. Союз православных, протестантских, католических и других церквей — откроет новые границы для защиты традиционных ценностей.
В октябре 2007 года Иларион оставил свой пост на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне. Данный жест был сделан в знак возражения против вердикта Константинопольского Патриархата присоединить к православному посольству представителя из Эстонии. Однако возражение епископа не повлияло на выбор Патриархата.
Музыкальная деятельность
Свои композиторские способности Иларион смог проявить в написании христианских гимнов и псалмов. «Страсти по Матфею» — один из шедевров, созданных епископом, обрел популярность не только в России, но и за ее пределами. Данная композиция была исполнена более 50 раз в 15 городах Российской Федерации, в регионах Украины, а также в США, Греции, Италии, Сербии, Турции и др. После исполнения в зале слышались овации, аудитория была очарована.
Еще одним громким произведением стала «Рождественская Оратория». Премьера композиции прошла в Вашингтоне, публика приняла ее не менее восторженно. Помимо США, музыка прозвучала и в городах России. СМИ не обошли стороной творчество Алфеева и отметили его в различных источниках.
Заметим, что и были негативные высказывания в адрес творчества Алфеева. Петр Поспелов приравнял его музыку к деревенской, которая лишь переписана на более цивилизованный лад. Другой критик Борис Филановский признавал его творчество, как фальшь и плохая попытка стилизации великих произведений. Однако критика никогда не останавливала столь одаренного человека. Негодования и неодобрительные высказывания всегда шли в ногу с Иларионом. Но он и по сей день является одним из самых выдающихся личностей.