Черногория — древнее средиземноморское государство, обладающее древними культурным наследием. История края тесно связана с православием, что отразилось в многочисленных архитектурных религиозных памятниках. На территории маленькой страны насчитывается около 6 десятков православных обителей, в каждой из которых отражается частица черногорской истории.
С давних пор мужские монашеские общины Черногории играли важную роль в её истории. Насельник одного из древних монашеских общин стал основателем правящей черногорской династии. Монахи активно участвовали в борьбе с турецкой экспансией.
Цетинский монастырь
Духовным центром православной Черногории является монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в городе Цетинье, который до начала XX в. являлся столицей балканского государства.
История
Цетинский монастырь основал в 1497 г. национальный герой черногорцев — Иван Черноевич. Спасаясь в Италии от турок, захвативших его владения, господарь принёс обет, по которому он обещал построить храм в честь Богородицы в случае благополучного возвращения в Зету, как в древности называли Черногорию. По возвращении на родину в 1484 г. Иван строит в труднодоступной местности у подножия горного образования Ловчен.
Вскоре в небольшую обитель, центром которой был храм, освящённый в честь праздника Рождества Богородицы, переносится кафедра митрополита Зетского. Первая постройка представляла собой укреплённую крепость с толстыми стенами, в которых были прорезаны узкие бойницы. Вокруг неё протянулся ров и забор из кольев. В конце XV в. территория Зеты попадает под прямое османское правление. Постепенно духовные отцы черногорцев взяли на себя функции светских правителей, возглавив национальное сопротивление турецким захватчикам.
В конце XVII в. первые здания были взорваны сначала венецианцами, на стороне которых против турок выступали черногорцы, а затем вражескими войсками, разгневанными из-за понесённых потерь. На 15 лет кафедра митрополита была перенесена в монастырь Добрская Келия. Возродилась Цетинская обитель на горе Орлиный Хвост. Это событие, как и вся дальнейшая история главной обители Черногории связана с династией черногорских митрополитов и правителей Петровичей-Негошей, основателем которой является митрополит Даниил, получивший этот сан в 27 лет.
На протяжении следующих двух столетий святыня неоднократно разрушалась и отстраивалась вновь. Несмотря на потрясения, обитель расширялась и развивалась. Большой вклад в этот процесс внесли святой Пётр Цетиньский и Пётр II. Святой митрополит Пётр привёл свой народ к освобождению от турецкого гнёта.
Через несколько лет после окончания земного пути Петра I его гробница была вскрыта. Очевидцы этого события увидели чудо обретения нетленных благоухающих мощей святителя. При большом скоплении паломников произошло прославление народного героя и перенесение его мощей в алтарь соборного храма.
Последнее разрушение главной черногорской обители произошло во время Первой мировой войны. Вновь она отстроилась только через 10 лет. Современный вид Цетиньской обители сформировался к 90-м гг. XX столетия.
Описание
Центром архитектурного ансамбля является храм Рождества Пресвятой Богородицы, окружённый террасой. При его возведении использовались камни, оставшиеся после взрыва первой обители. Особенно выделяется на стене апсиды плита с изображением двуглавого орла, являющегося гербом основателя Цетиньи.
К церкви примыкает высокая колокольня, выполненная в романском стиле. В старом архиерейском комплексе находится монастырский музей. Слева от главного входа располагается современная резиденция Черногорской митрополии, главой которой с 1990 г. является Амфилохий.
Святыни
В Цетинском монастыре собрано множество православных святынь, привлекающих паломников со всего мира. К ним относятся:
- мощи святого Петра Цетинского, хранящиеся в родовой усыпальнице черногорских правителей;
- десница святого Иоанна Крестителя, переданная в обитель в начале прошлого столетия представителями российского императорского дома;
- щепка от Святого Креста;
- образ Богородицы Филермской, по преданию, написанный апостолом Лукой, евангелистом и прародителем иконописи.
Информация для паломников
Монастырь входит в программу многих экскурсионных паломнических и туристических туров. Их участникам следует помнить, что входить на святую территорию необходимо в скромной одежде, скрывающей колени, плечи и грудь.
Индивидуальные посетители могут осмотреть обитель ежедневно с 8 до 19 часов ежедневно.
Монастырь Острог
В 15 км от города Даниловград находится одна из самых почитаемых черногорских святынь — монастырь Острог. Он связан с именем Святителя Василия Острожского — святого, почитаемого во многих православных странах.
История
С давних пор в пещерах скалы Острошка Греда находили приют монахи-отшельники, стремящиеся к молитвенному уединению. В 50 гг. XVII в., спасаясь от турецких гонений, в горные пещеры пришёл митрополит Сербской православной церкви Василий Иоаннович.
Вскоре силами монашеской общины в скале на высоте 900 м появился белокаменный Крестовоздвиженский храм и маленькая церковь в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в которой святитель Василий провёл 15 лет в молитве и посте.
Святой Василий Острожский закончил свой земной путь в основанной им обители в 1671 г. и сразу же был провозглашён святым. Его мощи были помещены в ковчег, установленный в Введенском храме. На месте, где он умер, из скалы проросла виноградная лоза, плоды которой по свидетельству верующих людей обладают исцеляющей силой.
В последующие годы святое место, расположенное в отвесной скале, являлось убежищем для черногорских отрядов, сражающихся за независимость своей страны. В XX в. обители укрывались христианские реликвии, вывезенные из захваченного фашистами Цетинского монастыря.
Описание
Монастырская территория состоит из нижней и верхней части. Старинный монастырь находится в верхней части. В его архитектурный ансамбль входят следующие здания:
- Крестовоздвиженский храм;
- Введенская церковь;
- Монастырская лавка.
В нижнем монастыре, появившемся в XIX веке, располагается церковь во Святой Троицы и кельи монастырской братии, состоящей из 12 монахов. В 2004 г. на склоне возвели церковь во имя мученика Станко, 12 летнего мальчика, которому турки в 1712 г. отрубили кисти рук за отказ выпустить из них крест.
Советы паломникам
Добраться до Острога можно на общественном транспорте или личном транспорте. Предпочитая передвигаться самостоятельно, следует учесть, что дорога представляет собой горный серпантин, сильно сужающийся в некоторых местах.
Для паломников, желающих провести ночь в молитве у мощей святителя Василия, в монастырской лавке выдают матрас и подушку. Здесь же можно купить иконы, ладанки, книги и мелкие сувениры.
Монастырь Морача
В центральной части Черногории располагается монастырь Морача, обладающий для черногорцев духовной, исторической и художественной ценностью.
История
В середине XIII в. на высоком скалистом берегу реки Морача сын сербского правителя Вукана II — Стефан основал мужскую обитель. В конце следующего столетия с расширением Османского государства она была разорена. Свинцовую кровлю захватчики использовали в военных целях. Около 100 лет обитель пустовала. В 1574 г. был восстановлен главный монастырский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
К началу XVII в. были выполнены внутренние и внешние росписи. В 1639 г. была заново отстроена церковь во имя святого Николая. Фрески и росписи, украшавшие новые храмы выполнили лучшие мастера балканской школы живописи XVIII в.
В начале XVIII столетия к стенам монастыря вновь пришли турецкие отряды, но монахи, возглавляемые главой общины Пан Митрофаном, отразили нападение. Многие годы Морача являлся духовным и политическим центром региона. Его насельники занимались переписыванием книг, а позднее их печатью. Кроме этого, монахи обучали грамоте людей из окрестных селений.
Описание
Морача — монастырь-крепость, за стенами которого располагаются следующие постройки:
- храм в честь Успения Пресвятой Богородицы;
- церковь во имя святителя Николая;
- открытая звонница;
- кельи монахов.
Монастырские здания представляют собой архитектурные памятники XVII-XVIII вв., созданные в рашском стиле, который характеризуется внешним аскетизмом и богатым интерьером. Иконы и росписи обители признаются одними из лучших образцов балканской и византийской храмовой живописи.
Насельники занимаются сельским хозяйством, разводят овец, домашних птиц и пчёл.
Информация для паломников
Для посетителей монастырь работает с 8 до 17 часов.
Поездка в него входит в программу многих экскурсионных и паломнических туров по Черногории. Также можно добраться до Морачи на личном автомобиле, ориентируясь на город Колашин.
Рядом с ним есть небольшое кафе, в котором можно попробовать и купить монастырский мёд.
Монастырь Савина
В 1030 г. на берегу Которской бухты была возведена небольшая церковь, освящённая в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Через 6 веков с восстановления этого маленького храма начнётся история черногорского Савина монастыря, который по духовности сравним с Цетинской обителью и Острогом.
История
Через двести лет после основания Успенской церкви на это место пришёл первый сербский архиепископ Савва, который построил на склоне холма небольшой храм. Первое упоминание о существовании монастырской общины на которском побережье относится к концу XVII в., когда к древней Успенской церкви пришли монахи из обители Твердош, расположенной в соседней Герцеговине.
Они восстановили разрушенную постройку и разбили вокруг неё монастырское подворье. Главный храм, также посвящённый Успению Богородицы, был воздвигнут в конце XVIII в.
На монастырской земле покоятся русские воины, участвовавшие в освобождении Далмации от наполеоновских войск. Частыми посетителями здесь были русские эмигранты, спасающиеся от советской власти. По русскому букварю, хранящемуся в ризнице Успенского храма, учился грамоте Пётр II Негош — будущий правитель Черногории.
Описание
Архитектурный ансамбль Савинова монастыря состоит из следующих зданий:
- Успенская церковь;
- Успенский собор;
- церковь Святого Саввы;
- братского корпуса.
На монастырской территории также расположено кладбище, на котором находятся могилы русских воинов и эмигрантов. Вся территория вокруг храмов покрыта зелеными насаждениями, среди которых располагаются смотровые площадки скамейками.
Информация для туристов
При планировании посещения обители необходимо учесть, что храмы можно посетить до 12 часов, так как после этого времени можно гулять только по территории.
Посещение обители возможно только в закрытой одежде. Женщинам в брюках на входе в качестве юбки предлагают большие платки.
Войти в Савинскую рощу можно до 20 часов.
Монастырь Дайбабе
В нескольких километрах от столицы Черногории — Подгорицы, находится один из самых молодых черногорских монастырей — Дайбабе. Гора Дайбабе издревле принимала в своих пещерах христиан, гонимых за свою Веру.
История
Однажды маленькому пастуху Петко Ивезичу явился старец в белых одеждах. Он повелел мальчику увести с горы овец и построить на этом месте храм. Старец поведал мальчику, что жил в XIII в. и был учеником святого Саввы Сербского. Его мощи хранились в одном из южных черногорских храмов. А во время бегства братии от турецких гонений они вместе со множеством других реликвий были спрятаны в горной пещере недалеко от Подгорицы. Рассказу пастушка о чудесном явлении никто не верил.
В 1896 г. юноша попал в Острог, где его выслушал монах Симеон. Сразу после освобождения черногорской столицы от османов он пришёл на Дайбабе нашёл пещеру с реликвиями и устроил в ней храм. Вплоть до окончания земного пути Симеон провёл в пещерной обители, собственными руками покрывая её своды росписями. В 1908 г. был возведён наружный храм.
Описание
Надземная часть монастыря представляет собой небольшую арочную веранду, по обе стороны от которой располагаются башни-колокольни. Пещерная часть обители располагается в крестообразной пещере. Основной храм, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы, имеет размер 2,5 * 21,5 м. В киоте храма находится главная монастырская святыня — мощи святого Симеона Дайбабского, канонизированного в 2010 г. Сербской православной церковью в лике преподобного.
Также верующие поклоняются чудотворной иконе Божией Матери Иерусалимской.
Черногория — красивый край, в которой православие играет важную роль в жизни как отдельных людей, так и страны в целом. Множество православных монастырей и храмов отражают историю православия и борьбы черногорцев за него.