Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь

Ставропигиальная (независимая от местной епархиальной власти) обитель РПЦ располагается близ города Козельска, что в Калужской области. Оптина пустынь множество лет считается величайшим духовным местом, куда стекаются православные паломники со всех уголков России. Сюда приезжают, чтобы кардинально изменить мировоззрение, прикоснуться к святости и получить мудрый совет.

Колоссальную славу этому монастырю принесли милосердные старцы, проводившие в молитвах большую часть жизни и стремящиеся помочь слабым, оступившимся и обездоленным.

История становления обители

Историки не упоминают достоверной даты образования монастыря. Существует несколько версий основания этого славного христианского обиталища. Одна легенда гласит, что в округе злодействовал разбойник по имени Опта. Благодаря божественной милости этот человек осознал свои грехи, раскаялся, принял постриг, став монахом Макарием. Именно он и стал основателем Оптиной пустыни. Другая версия гласит: первый камень монастыря заложил великодушный князь, заступник монашества, Владимир Храбрый.

Свято-Введенская Оптина пустынь, мужской монастырь в Калужской области

Некоторые исследователи утверждают, что история пустыни берет начало со строительной деятельности двух-трех монахов-отшельников, искавших спасения от материальной суеты. Отцы-основатели приметили незаселенные места, которые постепенно обросли церковными зданиями.

  • К 1630 г. Оптина пустынь представляла собой одну главную церковь и 6 келий, где проживали 12 монахов, управлением занимался преподобный иеромонах Феодор. На протяжении 50 лет обитель активно разрасталась за счет вложений благодетельных помещиков.
  • Во времена петровских реформ Оптина пустынь лишилась возможности получать доходы от рыболовства, а в 1704 г. вышел указ об упразднении здешней братии. Однако разорившийся монастырь начали медленно восстанавливать уже через два года, и только к концу XVIII столетия работы стали вестись быстрее по наставлению митрополита Платона.
  • Оптина обитель ожила и получила статус духовного центра, что привлекал паломников из дальних уголков страны. Большая заслуга в становлении монастыря пришлась на имя преподобного Авраамия, установившего строгие распорядки и расширившего старую территорию. Местные жители жертвовали больше денежных средств, это позволяло воздвигать здесь другие храмы и часовни.
  • Особое благоволение оказывал император Павел, он позволил увеличить монастырскую общину до 30 монахов, внес вложения в постройку обширного пруда и мельницы, а также назначил пустыни ежегодное жалование в 300 рублей. Под мудрым руководством преподобного Авраама Оптина обитель сумела пережить тяготы нашествия французских войск 1812 г.
  • Знаковой фигурой в истории монастыря стал покровительствовавший пустыни митрополит Филарет, именно он поддержал появление в этих стенах феномена старчества. Святитель основал в 1821 г. скит Иоанна Крестителя, а позже пригласил отшельников, которые искренне принимали учение преподобного богослова Паисия Величковского, почитаемого в качестве восстановителя «умной Иисусовой молитвы».
Интересно! Старчество — вид иночества, подразумевающий наставничество старца над братией или, что реже, над мирянами. Обучение происходило в форме диалогов, советов и мудрых ответов на религиозные вопросы.

Старцы являлись людьми, в которых сочетались доскональные знания законов Божьих и психологии. Колоссальный духовный опыт позволял им вести своих учеников к Всемогущему Господу. Старцы обладали способностью пророчествовать и творить чудеса. Среди их числа в монастырских записях значатся имена иеросхимонахов Льва и Амвросия, иеромонаха Нектария, схиархимандрита Варсонофия.

Годы расцвета

Оптинский монастырь всегда отличался своей любовью к сиротам и обездоленным, здесь открывались госпитали и православные школы. Паломников чрезвычайно привлекали продолжительные службы, проводимые по всем христианским канонам, а также возможность провести беседу с милосердными и мудрыми старцами.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
  • Расцвет Оптинской пустыни зафиксирован в середине XIX столетия. В 1860 г. здесь проживало 160 иноков, из которых восьмая часть являлась иеромонахами. Преподобный Моисей, продолжительное время бывший лесным отшельником, установил в монастыре должные рамки богослужений в церквях, их продолжительность, а также внутренний распорядок иноческой жизни и тонкости духовного созерцания.
  • В середине XIX в. на территории пустыни ведется грандиозное строительство: вокруг монастыря выросла каменная стена со смотровыми башнями, воздвигли монашеские корпуса, старые здание подверглись тщательной реставрации, а появление новых храмов было не за горами.
  • С 1839 г. в обители начинается выпуск религиозной литературы, созданной на церковнославянском и русском языках. В этот период Оптин монастырь обретает великую славу, народ справедливо сравнивает его с Саровской пустынью.
  • Местные миряне называют обитель спасительным местом, где в полной мере сконцентрировались свет и духовная чистота. Сюда приходили, чтобы изгнать сомнения и заполнить душевную пустоту, образованную от невозможности наслаждаться материальными богатствами. Пустынь навещали многие знаменитые деятели искусства и литературы, ищущие вдохновения и мудрых наставлений.

Трудности XX века и возрождение в настоящем

В начале 1918 г. советские власти постановили закрыть монастырь, который еще недолгое время работал в качестве сельскохозяйственного предприятия. Окончательный запрет на все виды деятельности вступил в силу в 1923 г., территория отошла во владение организации по научным разработкам. Монастырю присвоили статус исторического памятника.

  • В 1931 г. в стенах комплекса открыли дом отдыха, а через восемь лет территорию преобразовали в концлагерь, где содержались польские офицеры. В период ВОВ здесь организовали военный госпиталь, а после 1945 г. — воинскую часть.
  • Монастырский комплекс вернулся под управление РПЦ в середине осени 1987 г. Первая Литургия после длительного периода простоя состоялась летом 1988 г. Поместный Собор торжественно прославил святителя Амвросия, а после произошло обретение его святых останков. Раку с мощами поместили в Соборе Введения Богородицы.
  • В 1990 г. пустыни вернули скит пророка Иоанна Крестителя. В 1996 г. в монастырском комплексе прошло причисление многих старцев, честно и бескорыстно служивших на благо народа и Господа, к лику святых. С 2000 г. Оптинская пустынь фактически возобновила свою иноческую деятельность и принимала всех желающих.
Богослужение в монастыре Оптина пустынь

Сегодня Оптина пустынь — это действующий ставропигиальный мужской монастырь, славящийся размерами и количеством братии. Среди христианских паломников известен и здешний хор, который великолепно исполняет церковные песнопения на нескольких славянских наречиях. В обители работает небольшое литературное издательство, поставляющее книги с поучениями мудрых святителей и жизнеописаниями старцев.

Братия готовит к запуску собственную радиопередачу, а также продолжает следить за хозяйством, что обеспечивает нужды обитателей. Рядом со зданиями пестрят роскошные цветники и деревья, есть здесь и изящный сад.

Архитектура

Сегодня на территории комплекса действует восемь соборов, главные из которых открыты для посещения в течение всего дня. Прихожане имеют свободные доступ к высокочтимым иконам и мощам святителей.

  • Самая большая церковь здесь — Казанский собор, где хранятся мощи оптинских старцев. Первый камень строения заложили при настоятеле Авраамии. Перед ритуалом произошло чудесное знамение: больному монаху приснился сон, в котором он оказался в доме знатной помещицы, читающей молитву перед образом Казанской Богородицы. После выздоровления инок отслужил молебен в этой квартире, а хозяйка поделилась планами о строительстве храма. Помещица внесла большую часть средств на возведение и передала обители свою икону Казанской Богоматери.
  • Собор Введения Пречистой Девы считает главным и старейшим на территории Оптиной пустыни. Здесь хранятся останки преподобного Амвросия и святителя Нектария. В летописях говорится, что до конца XVII столетия собор был деревянный, но после того, как его снесли, на этом месте воздвигли первый каменный храм, освященный в честь Введения Богородицы.
  • В 2005 г. в обители построили собор Преображения по благословению патриарха Алексия II. Работы длились два года, а росписью занимались оптинские мастера. В 2007 г. сюда перенесли мощи святителя Рафаила.
Храм в честь Преображения Господня. Оптина Пустынь
  • На восточной стороне монастырского комплекса выделяется церковь Владимирской иконы Девы Марии. Строительство велось в начале XIX столетия, вокруг здания изначально располагались монашеские кельи и госпитали для страждущих. Летописи гласят, что именно здесь жил старец Анатолий, дававший мудрые советы паломникам.
  • Снаружи стен обители располагается храм Иллариона Великого, составляющий единое строение с больницей и трапезной. Старец, в честь которого освятили собор, завещал возведение этого здания в предсмертном состоянии. Илларион думал о страждущих и передал большую сумму денег, собранную благодаря пожертвованиям насельников и прихожан. Церковь воздвигли в 1874 г, но милосердный старец не дожил до этого события.
  • Храм Иоанна Предтечи начали строить в 1821 г., а через один год её торжественно освятили. Однако через 40 лет потребовалась замена прогнивших составляющих, в то же время собор дополнился новым приделом. Сегодня здесь совершаются строгие и продолжительные богослужения, мирянам разрешено присутствовать здесь только в определенные дни.
  • Идея передвижного храма появилась в 2006 г., подобное строение предназначалось для проведения молебна на месте полевых работ. Это небольшое здание из металлического каркаса с обшивкой из дерева перемещается благодаря трактору.
  • В 1825 г. богатая помещица перед кончиной пожертвовала Оптиной обители денежные средства. Финансирования хватило только на возведение братской трапезной. Через три десятка лет здание переформировали в церковь, освященную в честь Марии Египетской и матушки Анны Праведной. Сегодня собор находится в состоянии реставрации.

Как добраться

Оптина пустынь открыта для посещений ежедневно с пяти часов утра до одиннадцати вечера. Из Москвы в Козельск следуют автобусы со станций «Юго-западная» и «Теплый Стан». На железнодорожной станции, расположенной недалеко от обители, останавливаются несколько поездов. Туристы и паломники могут расположиться в гостевом дворе или монастырской гостинице.

Внимание! Посетители допускаются на территорию только в строгих одеждах (юбки, платки, брюки, рубашки с длинным рукавом).

Престольные праздники и святые источники

В Оптиной пустыни чрезвычайно почитаются старцы, прославившие эти земли своей мудростью и беспрекословным служением Господу. Здесь проводится около 20 торжеств, посвященных этим праведникам, среди которых имена Анатолия I, Исаакия II, Варсонофия, Нектария, Никона и др.

Праздник Воздвижение Креста Господня в Оптиной пустыне

В обители также отмечаются престольные праздники: Перенесение мощей святого Николая Угодника, Торжество Преображения Господня, Введение Девы Марии во храм, Воздвижение Креста.

Интересно! В летописях известно множество чудесных событий, произошедших на территории монастырского комплекса.

Способностью исцеления обладает живительный источник, вырытый по научению преподобного Амвросия. Чудотворными качествами также обладают родники святителя Пафнутия и Серафима Саровского. В некоторых источниках разрешено только купаться, так как вода насыщена сероводородом, а в других находится освященная, пригодная для питья, очищающая тело и разум жидкость.

Легендарный монастырский комплекс привлекает паломников, желающих получить мудрый совет старцев, поучаствовать в богослужениях и очиститься от мирской суеты. Оптина пустынь прошла долгий путь, познав радости становления и горести потерь, но сегодня она возвращает былое величие и открывает врата для всех желающих приобщиться божественных тайн.

Живописные места даруют умиротворение и оберегают братию и гостей от шума городской безостановочной погони за иллюзорным счастьем.

Свято-Введенская Оптина пустынь
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: