Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Мужской монастырь Николо-Берлюковская пустынь в поселке Авдотьино, Ногинский район

Первый камень этого православного монастыря заложили в начале XIII столетия. В 1919 г. пустынь официально закрывали, и только в 2015 г. по настоянию игумена Евмения церковный комплекс окончательно перевели под контроль РПЦ. Сегодня здесь проходят ежедневные богослужения по уставу Церкви, прихожане имеют возможность принять деятельное участие в молебнах, поклонится святым реликвиям и познакомится с историей и наследием обители.

История обители

Подвижники выбирали местность с особенной тщательностью, преодолевая леса и болота, пока не нашли тот участок, где душа успокаивалась. И сегодня прихожане ощущают благодать и умиротворение, навсегда сохраненные за этой территорией. На берегу реки Вори в конце XI столетия проживали славянские племена, а на здешнем холме стоял языческий центр. Живописность этого края привлекала миссионерских подвижников и монахов-скитников.

Николо-Берлюковская пустынь, Авдотьино
  • Берлюковская обитель возникла в начале XIII в., она строилась на основании пещер и занимала большую площадь леса. Изначально здесь располагалось два собора: один — пещерный во славу Иоанна Предтечи, другой — построенный на месте брошенного капища храм Николая Чудотворца. Рядом со строениями находилось поселение, которое называлось Берлино, — отсюда и пошло наименование пустыни.
  • В 1606 г. на берег реки Вори, где стояла обитель, прибыл отец Варлаам. Он построил здесь деревянную часовню, в которой разместили святое изображения преподобного Николая Угодника. Когда польские захватчики покинули отечество, в родной монастырь возвратилась благодарная братия, имевшая великое намерение отстроить обитель заново. В это же время появилась и деревня Авдотьино.
  • После 1613 г. иеромонах Варлаам испросил благословения у Господа на постройку новой церкви. Каменный храм, освященный в честь преподобного Чудотворца, воздвигли трудолюбивые монахи и местные благочестивые жители. Через некоторое время душа святителя Варлаама смиренно отошла к Всевышнему Творцу.

Пустынь в XVII — XVIII вв.

В 1700 г. церковные земли стали частью Чудовой обители в Москве. В пустыни проживало несколько монахов и настоятель отец Пахомий. Вскоре добродетельный помещик В. Мартынов выделил деньги на обновление храма Чудотворца. Работы были благословлены архимандритом Антонием и столичной Духовной Дикастерией. В 1719 г. появилась резолюция, где предлагалось перестроить деревянную часовню в церковь И. Богослова. В этом же году Берлюковская пустынь отчислилась от Чудова монастыря и официально перешла во владение к Успенской обители.

В 1731 г. иеромонах Иосия, — благочестивый священник и ярый защитник христианской религии — принялся возводить на территории монастыря новые постройки. Святитель совершенно не признавал нововведений, приходящих из-за границы. В пример он ставил непоколебимую веру киево-печерских святых. За год до прибытия в Николо-Берлюковский церковный комплекс Иосия поселился неподалеку и образовал здесь небольшой скит.

Ворота и колокольня Николо-Берлюковского монастыря

Когда святитель получил должность настоятеля, вместе с ним в Николо-Берлюковскую прибыли преданные ему монахи Саровской обители. Иеромонах Иосия стал духовным отцом известных людей эпохи, он не боялся говорить правды в защиту православия, вел верующих на пути к спасению. За критическое мировоззрение против стремления императрицы Анны ко всему иностранному святителя отстранили от должности настоятеля и отправили на Камчатку. Николо-Берлюковская обитель закрыли указом властей, упразднив её до приходской церкви. Однако никто из монахов не сомневался, что возрождение не за горами.

Интересно! Берлюковский некрополь был создан задолго до нашествия польских захватчиков. На этом кладбище с благословения святых отцов хоронили монахов и жителей близлежащих окрестностей.

Сначала могилы устраивали вокруг Троицкого храма, но со временем некрополь разросся до собора Спасителя. На территории Николо-Берлюковского монастыря нашли покой не только благочестивые священнослужители, но и знатные люди, прославившие Отечество. В годы антирелигиозных репрессий некрополь полностью разрушили.

Возрождение

Восстановлением пустыни занялся ревностный христианин митрополит Платон. Святитель интересовался историей этого места и удивился его красоте, вскоре он открыл храм Николая Чудотворца и благословил проведение здесь церковных служений. Предание гласит, что после освящения собора, болеющий Платон почувствовал облегчение.

  • Весной 1779 г. Духовная Консистория утвердила монастырь в качестве заштатного. Главным строителем назначили иеромонаха Иоасафа, отличавшегося аскетизмом и подвижничеством. Платон утвердил в своём постановлении, чтобы церковные здания создавались на основе камня. Святитель просил приложить максимальное количество сил в деле восстановления живописной и умиротворенной обители.

    Чугунный литой иконостас Николо-Берлюковского монастыря
  • Строительство вызвало большой интерес со стороны местных жителей и благочестивых помещиков. Люди делали пожертвования и всячески содействовали возведению новых храмов. В 1780 г. к монастырю приписали две небольших часовни. Через шесть лет строители разобрали обветшалый храм Святой Троицы и начали возведение нового по чертежам святителя Платона, который лично освятил его и привез сюда множество церковных атрибутов.
  • В 1787 г. к пустыни приписали собор Чудотворца, расположенный в селе Елохове. Строитель Иоасаф не уставал обустраивать Берлюковскую обитель, под его начальством возводились новые монашеские кельи и палаты для настоятелей. Церковный комплекс наполнялся братией и приглашал паломников на ежедневные богослужения, радуя собственной архитектурой и умиротворенной атмосферой.
  • Истинный христианин Иоасаф отошел к Вечному Господу в 1794 г. На похоронах присутствовал митрополит Платон, освятивший памятник на могиле великого строителя через два года. На место Иоасафа пришел иеромонах по имени Николай. Последний позаботился о возведении каменной стены вокруг Берлюковской пустыни и монашеской трапезной с сопутствующими пристройками. Вскоре преподобный Платон распорядился, чтобы в некрополь монастыря перенесли собор Казанской иконы Пречистой Богородицы.

События XIX столетия

При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.

  • В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.

    Подземные пещеры служили жилищем для монахов-отшельников в Николо-Берлюковском монастыре
  • В 1829 г. настоятелем церковного комплекса назначили решительного и целеустремленного иеромонаха Филарета. Под его внимательным руководством пустынь деятельно развивалась и благоустраивалась. В 1830 г. здесь начали строить каменный корпус для братии. Через пять лет воздвигли собор в честь чудотворной иконы Христа.
  • Вскоре на территории появились поварни, пекарни и кельи. В 1844 г. с благословения патриарха в монастыре воздвигли церковь во имя Всех Святых. В 1851 построили большую колокольню, а через год полностью переделали собор Николая Чудотворца.
  • В 1865 г. в обители назначен чрезвычайно строгий настоятель Иона. Его труды по благоустройству церковного комплекса были отмечены Высочайшим кабинетом. Через год полностью завершились отделочные работы в церкви Спасителя. В 1869 г. через Ворю соорудили мост для удобного подъезда к Берлюковской обители.
  • В 1884 г. при настоятеле Адриане, бывшим ранее послушником самой пустыни, окончательно обустроили Троицкий собор, в котором находились подвалы и духовная печь. В его интерьере располагалось три престола и великолепно расписанный иконостас, святые образы облачались в серебряные ризы. Вскоре Адриан распорядился воздвигнуть на территории монастыря высочайшую (91 метр) колокольню, на создание которой ушло четыре года. Освящение грандиозного, удивлявшего современников сооружения произошло в 1900 г.

Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.

История до наших дней

В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

Иконостас нижнего храма собора Христа Спасителя в Николо-Берлюковской пустыни
  • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
  • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
  • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.
Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

Как добраться

Тот, кто желает добраться из Москвы до Берлюковской пустыни на собственном транспорте, должен двигаться по Щёлковскому шоссе, миновав Ярославскую железную дорогу. Далее, необходимо проехать через город Чкаловский, после реки Клязьма предстает село Анискино. Миновав поселки «Юность» и «Райки», паломники с моста через реку Воря вскоре увидят знаменитую колокольню Николо-Берлюковской обители.

До места назначения из Москвы (метро «Щелковская») доставляет автобус № 321.

Николо-Берлюковская пустынь имеет богатую историю, отражающую и радостные и трагичные события Отечества. Сегодня руководители монастыря стремятся восстановить религиозную деятельность, чтобы давать прихожанам шанс на общение со Всевышним Отцом. Братия обители творит множество дел милосердия, помогая нуждающимся и больным, а также сиротам.

Монахи делают все, что в их силах, чтобы современники научились воспринимать христианскую религию так, как делали это наши предки.

Николо-Берлюковский монастырь