Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области

Укрепление духовности человечества является фундаментом, дарующим энергию и Божий свет, повышающий моральные и нравственные ценности общества. Николо-Шартомский монастырь — древнейшая российская мужская обитель, раскинувшая свои храмовые постройки на востоке, недалеко от города Иваново.

Отправляясь на экскурсию по Золотому кольцу, многие туристы и паломники посещают монастырскую территорию с красивыми храмами ХVІІ-XІХ столетия. Во время экскурсии по святым местам посетители стараются больше узнать о православном подвижнике, монахе — изографе Иоакиме Шартомском.

Предания о появлении Николо-Шартомского монастыря

Историки не смогли установить имя основателя первой монастырской постройки и даты ее основания. Существует три легенды, вот исторические события, которые якобы имели место при основании Свято-Николо-Шартомской святыни.

  1. По легенде первый храм получил свое название от речки Шартома (ныне Шахма), которая вливается в речку Молохта, вместе с ней впадает в Тезу.
  2. Второе предание связывает появление российской жемчужины с поселением на берегу безымянной реки беглого холопа, хозяином его был сам князь Долгоруков, по имени Николая Шартома. Он и друзья Федос, Сидор основали мужскую общину, назвали реку Шартомой, игуменом которой и стал Никола Шартом.
  3. Согласно преданию в XIII веке некая крестьянка из Шуи на месте слияния двух рек, Шартомы и Молохты, нашли чудодейственную икону Николая Угодника, это место и стало основанием мужской обители.
Николо-Шартомский мужской монастырь

История российской святыни в Ивановской области

Первое историческое упоминание о российской святыне появляется в 1425 году в грамоте Нижегородской княгини Марии, которой она свидетельствует о передаче ее земель Суздальской обители. Дарственную бумагу подписал архимандрит Шартомского монастыря Конон.

На заметку! В начале XV века звание архимандрита имели только избранные настоятели крупных обителей.

Царские особы постоянно поддерживали монастырское подворье, вклады в его развитие делались Василием Третьим, Иваном Грозным и Федором Ивановичем. Цари, каждый в свое время, выдали монахам «Несудимую грамоту», согласно которой чинить суд над братией мог только князь или бояре.

В XVI веке расположенный около села Введенье Николо-Шартомский монастырский комплекс имел под своим покровительством 9 обителей, расположенных во Владимирской епархии.

В начале XVII столетия святое строение несколько раз подвергалось разграблению литовцами, поляками, мятежниками и разбойниками, которые не только забирали казну, но и забирали скот, жгли села, порой убирали монахов.

1645 год, когда обителью правил архимандрит Иоасаф, деревянные монастырские постройки сгорели дотла от удара молнии. Удивляет историческая запись этого события, где настоятель пишет, что все совершилось по воле Божьей.

Благодаря смирению, терпению и верности братии, своими силами восстановившими святыню, в 1651 году состоялось освящение монастырского храма Николая Чудотворца, выстроенного в стиле русско-византийской архитектуры, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом.

Никольский собор Николо-Шартомского монастыря

Белоснежный храм, выполненный с величественной священной простотой, вызывал чувство благоговения у всех входящих в него.

Из записей историков видно, что в 1646 году над святыми воротами имелась церковь Алексия, человека Божьего.

25 августа 1678 года состоялось освящение теплой церкви Казанской иконы Богородицы патриархом Московским и всея Руси Иоакимом.

Описание архитектуры

Храм Богородицы имел придел Сретения Господнего. Современные постройки храма Казанской Богородицы лишены галерей и крылец, но сохранились кладовые обители, находящиеся под церковью. Первоначально, на месте нынешней церкви святителя Григория Акрагантийского стоял деревянный придел святого Дмитрия Солунского, который сгорел.

1696 год ознаменовался началом строительства храма Преображения Господнего, расположенного над вратами с западной стороны Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря, однако, его освящение было совершено только в 1813 году. Постройка этой церкви отличается одноглавым барабаном с восемью световыми гранями.

Триумфальная арка стала украшением нижнего четверика, далее идет сам храм. Алтарь Церкви Преображения Господнего представлен тремя апсидами. Величие храму придают два ряда люкарн, уникального вида оконные проемы в скате крыши.

Надвратная Преображенская церковь Николо-Шартомского монастыря

До настоящего времени неизвестно время возведения красивой восьмигранной каменной колокольни, историки предполагают, что это постройка XVIII века. Четырехъярусная постройка удивляет своей монументальностью и легкостью:

  • Нижний ярус украшают пилястры — лопатки, двуцентровые окна у удивительной красоты треугольными наличниками.
  • На втором ярусе появляются полуциркульные окна и ширинки.
  • Отличием третьего и четвертого яруса можно назвать декорированные колонны, пилястры.

Кирпичный свод с люкарнами и свечеподобной главой служит завершающей частью уникальной колокольни Николо-Шартомской мужской обители.

Все монастырские постройки были окружены невысокой каменной стеной, по четырем углам которой стояли небольшие круглые башни.

До середины XVIII века немалый доход монастырю приносили Никольские ярмарки, ежегодно проходящие в мае, только 1842 год принес прибыль в монастырскую кассу в размере более 300 тысяч рублей серебром.

Если в конце XIX века монастырская казна получала материальную помощь от фабрикантов Шуи и Иваново, а также ежегодные 50 рублей от Государыни Марии Александровны, то с постройкой железной дороги, которая забрала путников, проезжавших мимо монастыря, и закрытием ярмарок, дела монастыря резко пошли вниз.

Мозаичные иконы на фасаде Преображенской церкви Николо-Шартомского монастыря

Революционные 20-е года ХХ века стали свидетелями закрытия российской святыни, в ее кельях жили местные жители села Введенье, пострадавшие от пожара, затем там разместились склады колхоза.

Важно! В 1960 году Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской области признан культовым архитектурным памятником, имеющим общероссийское значение.

Только в 1980 году монастырская территория была освобождена от складов.

Преподобный Иоаким Шартомский — покровитель обители

В Смутные времена в монастырских стенах появился инок, ведущий строгую подвижническую жизнь, обладающий уникальным даром иконописания, Иоаким Шартомский. Он написал несколько икон, которые вскоре проявили чудотворную силу. Неизвестна точная дата рождения благочестивого монаха, который принял постриг в Ростовской епархии, его наставником был преподобный Иринарх Ростовский.

Иоаким жил, как затворник, постоянно пребывал в постах и молитвах. Иконописец истязал себя веригами, оковы из металла, носимые на ногах и руках весили около 150 килограмм. Монах отдавал предпочтение грекофильскому стилю писания икон, что существенно отличало написанные им святые образа от посадских изображений и дало основание полагать, что мастерству иконописания инок учился у основателей греческой школы.

Шуйско-Смоленская икона, хранящаяся в монастыре
  • Спасская Шуйская церковь в 1619 году стала одной из первых обладательниц святого образа Кипрской иконы Богородицы.
  • Вязниковский собор принял в дар от преподобного инока в 1622 году светлый образ Казанской Богородицы, написанной по заказу княгини Ирины Милославской.
  • Третья икона была написана для родной обители, после чего преподобный инок уходит жить в Суздальский монастырь, и там создает еще одну икону Казанской Божьей Матери, которая сохранилась до наших дней.

Период возрождения

В 1990 году шуйская святыня в виде руин и запустения была передана во владение Церкви. Настоятель архиепископ Амвросий назначил главным по возрождению Шартомского монастыря архимандрита Никона, у которого в подчинении на то время было несколько насельников.

В 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ посетил мужскую обитель и несколько его подворий.

Иноческая жизнь текла равномерно, в постах, молитвах и работе на строительстве храма.

С 50-тых годов XX столетия параллельно с восстановлением российской обители в Ивановской области стали возникать подворья Никольской обители. Ныне их число превышает 10.

Текущая деятельность

По принципу братства монахи занимаются:

  • рыболовством;
  • выращиваем коров, лошадей, птиц и разведением пчел;
  • резьбой по дереву;
  • литьем колоколов;
  • иконописанием.

Немалое внимание монастырская братия уделяет социальной работе в приюте для детей. Со временем повсеместно стали открываться воскресные школы для детей и взрослых гимназии православия и библиотеке. При монастыре работает просфорная, пекарня, столярный цех, кузница. Насельники все летнее время работают на огородах и в теплицах, чтобы обеспечить себя пропитанием.

Святыни и престольные праздники

Явленная, по преданию, икона Николая Чудотворца и Казанский образ Богородиц, написанный преподобным иноком Иоакимом, обладающая чудотворной силой, являются основными святынями Николо-Шартомского монастырского комплекса в Ивановской области.

Богослужение в Николо-Шартомском монастыре

1897 год положил начало традиции крестных ходов со святынями вокруг города и окрестных деревень.

Множество паломников приезжает в Никольскую обитель поклониться иконам:

Престольные праздники:

  • 5 июня чтится память Иоакима Шартомского.
  • 22 мая — престольный праздник Николая Чудотворца, поминовение дня перенесения его мощей.
  • 19 августа гости и паломники в праздник Преображения Господнего собираются на богослужение в Преображенском храме.
  • Весь православный мир 4 ноября вспоминает об иконе Богородицы «Казанская», праздничные богослужения проходят в церкви Казанской Богородицы.
  • 6 декабря прихожане храма Григория Акрагантийского чтят память своего покровителя.
  • 19 декабря — престольный праздник Николая Угодника, священника Мирликийского, покровителя Николо-Шартомского монастырского комплекса.

В помощь паломникам и туристам

Обитель открыта ежедневно.

Утренняя служба в будние дни начинается в 6.45, а вечернее богослужение — в 16.45.

По воскресеньям и праздникам двери введенской святыни открыты с 8.00, в 17.00 начинается вечерня.

Добраться в село Введение можно из городов Шуя и Иваново автобусом. В селе Введение каждый местный житель расскажет, как добраться до местной православной обители, расположенной на ул. Штатной, д. 19.

Николо-Шартомский монастырь
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: