Православная мужская пустынь, поражающая архитектурным величием и живописностью здешней природы, основана в XIV столетии на берегу реки под названием Устье. На долю древней обители, вокруг которой растянулись гектары соснового бора, выпало множество тяжких испытаний, но она сумела их смиренно пережить. Сегодня к монастырю стекается большое количество православного люда, желающего участвовать в богослужениях и торжественных крестных шествиях. Здесь также действует музей-заповедник, где можно увидеть несколько интересных экспозиций.
История создания обители
Достоверных рукописных сведений о дате создания обители не сохранилось. По самой распространенной версии, основателем считают инока Феодора, пришедшего к берегам реки Устье из Новгородских земель. Через несколько лет компанию отшельнику составил преподобный Павел, получивший благословения от Сергия Радонежского. Два монаха стали первыми насельниками новообразованной обители.
- В 1363 г. Ростовские территории посетил преподобный Сергий, распространявший христианское учение и стремящийся укрепить веру соотечественников в борьбе с неистовыми полчищами монголо-татарских войск. В этот период Русь укреплялась, и мудрый святитель хотел объединения княжеств. Крайне важной задачей становилось возведение монастырей-крепостей на границах родины.
- Преподобные иноки Феодор и Павел встречались с Сергием Радонежским во время его визита в Ростов и смиренно просили о содействии в благоустройстве своей пустыни. Святитель выслушал пожелания и убедил князя Константина в том, что возведение и облагораживание обители — первостепенная задача для правителя, желающего сплочения народа и защиты от врагов. Просящие иноки убедились в том, что получат помощь. Святыми покровителями монастырского комплекса избрали чрезвычайно почитаемых святых заступников русских земель, чудотворцев Бориса и Глеба.
- Географически Борисоглебская пустынь расположилась на северо-востоке набирающего силу Московского государства. Монастырский комплекс быстро развивался, росло число насельников и ремесленников, для которых воздвигли первые деревянные храмы и братские корпуса. Территорию обители обнесли высокой крепостной оградой, служившей в качестве оборонительного редута более сотни лет. На стену натыкались не только монголо-татарские захватчики, но и враги отечества, приходившие с запада (поляки и литовцы).
- Новая обитель обрела славу, её стали посещать паломники с дальних уголков отечества. Сюда нередко наведывался преподобный Сергий, приложивший немало трудов для становления комплекса.
Дальнейшая судьба
Правители Руси оказывали великое расположение Борисоглебской пустыни, предоставляя ей земельные объекты и даруя церковные реликвии. Благодаря добродетельным подаяниям правителей и помещиков, монастырь стал одним из крупнейших, ему принадлежало более 350 поселений.
- Именно здесь принял постриг бывший торговец Илья, ставший впоследствии преподобным Иринархом. Святитель вел отшельническую жизнь и до кончины не снимал с собственного тела тяжелые вериги, предназначенные для усмирения телесных страстей. Чтобы получить благословения великого аскета, в Борисоглебскую обитель приезжали видные представители Руси конца XVI — начала XVII вв. (М. Скопин-Шуйский, Д. Пожарский, К. Минин). Его чудотворные мощи хранятся в монастыре, которому он отдал большую часть жизни.
- В XVIII столетии обитель процветала, никаких потрясений не происходило. Вокруг пустыни проводились пышные ярмарки, а также получали развитие ремесленные промыслы. Однако Екатерина II разрушила благоприятную обстановку и отняла большую часть монастырских владений в пользу своего фаворита. Распродавались и разворовывались реликвии и оставшиеся земли, благосостояние Борисоглебской пустыни подверглось большой угрозе. После подобных вмешательств обители так и не удалось восстановить прежнее величие.
- В 1924 г. монастырский комплекс закрыли большевистские власти. В постройках организовали отделение исторического музея. Большинство икон уничтожалось, а колокола отправлялись на переплавку. Ценности, перевезенные в Третьяковскую галерею, благополучно спасли, но огромная часть церковной утвари была утрачена навсегда. Богослужения в храмах, несмотря на строгие запреты, совершались до 1928 г.
- На территории монастырского комплекса учредили отдел милиции, почту, склады для зерновых и льна, кондитерский цех и сберегательную кассу. Благовещенский собор и настоятельские покои принадлежали музею, который на некоторое время закрывали. С 1961 г. в обители начались полноценные реставрационные работы, за счет чего удалось восстановить изначальный облик здешних построек.
В 1994 г. часть территории отдали во владение РПЦ, полноценная передача состоялась только в 2015 г.
Архитектура
Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.
- Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
- Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
- Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.
Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.
- Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
- Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
- В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
- Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
- С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.
Другие постройки
В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.
В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.
Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.
На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.
Расписание богослужений
Борисоглебскую пустынь посещают с 7:00 до 20:00, с разрешения настоятеля туристы могут фотографировать процесс богослужений и внутреннее убранство церквей.
Богослужения совершаются в будни с 7:30 до 19:00, а во время торжеств — с 8:00 до 21:00.
Сегодня в обители живут десять монахов под руководством одного игумена. Они служат в храмах, а также занимаются огородом и пасекой. Здесь также работает церковная лавка и музей, где расскажут о многовековой истории комплекса.
С 1997 г. от монастыря к чудотворному источнику, расположенному в 40 км, совершается чтимое Иринарховское крестное шествие.
Как добраться
Пустынь находится в селе Борисоглебском, что в Ярославской области, по адресу: улица Советская площадь, дом № 10. Чтобы добраться до поселения на собственном автомобиле из Ростова Великого, следует ехать в сторону города Углича. Из Москвы до Ростова доставляют экспресс-поезда, отправляющиеся ежедневно в 8:20 и 16:20. Транспорт находится в пути примерно три часа. От ростовского автовокзала до самого поселка идут рейсовые автобусы.
Борисоглебская обитель радушно принимает паломников и туристов, здесь проводятся богослужения, а также открыта музейная экспозиция. На территории идет медленная реконструкция, что утверждает для приезжих людей атмосферу глубокой старины. Православные верующие стремятся прикоснуться к здешним святыням и получить исцеление от материалистических наклонностей.