Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Житие святых князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб — первые канонизированные святые, страстотерпцы, во имя мира отказавшиеся от братоубийственной войны, во время которой были убиты, не оказывая сопротивление.

Святые Борис и Глеб

Русские святые Борис и Глеб после крещения были названы Романом и Давидом. Их отец равноапостольный князь Владимир с особой любовью относился к младшим сыновьям, а всего у князя было 12 детей, чем неоднократно вызывал зависть, ревность и раздражение старшего брата Святополка. Он был рожден гречанкой, мужа которой Владимир до своего покаяния убил, прельстившись ее красотой. За свою лютость и злобу в народе Святополка называли Окаянным.

Борис и Глеб — младшие сыновья князя Владимира

Рожденные во время начала христианства на Руси, мальчики Роман и Давид воспитались в особом почитании Иисуса Христа. Владимир Великий, бывший ярым язычником и имевший несколько жен, гонитель поклонников Мессии, после крещения полностью изменил свой взгляд на жизнь.

Матерью святых, будущих страстотерпцев, была византийская царевна Анна, сестра правящего императора Василия Второго, внучка Константина Седьмого, названного в народе Багрянородным.

Важно! Дети Владимира воспитывались в почитании христианских святынь, соблюдая все каноны православной церкви.

Каждый из 12 сыновей получил в наследство свой удел. Борис правил Ростовом, Глебу достался Муром, Ярослав княжил в Новгороде.

Святое житие и смерть Бориса

Через 28 лет после крещения Руси Владимир Великий слег от болезни, и в то же время печенеги пошли ратью на святую русскую землю. Князь призвал любимого и послушного сына Бориса и отправил его воевать против безбожников, обеспечив войском и оружием.

  • Во время похода к правителю Ростова прибыл гонец, который сообщил о смерти Владимира. Коварный Святополк тайно вынес тело Великого Владимира из киевских палат в церковь святой Богородицы, и самовольно занял трон.
  • Девятый сын правителя Руси сильно горевал, но принял решение не оспаривать у старшего брата право на правление, даже если ему придется погибнуть.
  • Ростовский князь решил пойти к старшему брату и признать правление того, надеясь встретиться в отцовском доме с Глебом.
  • Борис знал о том, что его отец нечестным образом занял престол, но в могилу он не унес ни золота, ни серебра, ни быстрых коней, ни почет или дань, поэтому не хотел идти неправедным путем родителя. Поминая тленность всего земного, молодой князь любовь к Святославу превознес над правом наследия, как Соломон, признавая все суетой.
  • Юноша понимал, что Святослав не так добр и может убить его, люди, видя грустное, а иногда и заплаканное лицо князя, также горевали с ним. Кроткого и смиренного правителя Ростова любили все его жители, ибо видели от князя только любовь, помилование и помощь.

Полагаясь на любовь Господа, отправился правитель Ростова к Святославу, который прислал письмо с приглашением прийти в Киев и получить часть наследия.

Борис и Глеб на корабле

В то же время Святослав прибыл в Вышегород и приказал тайно убить сонаследников киевского трона.

  • Возвращавшееся с похода войско во главе с девятым сыном Владимира остановилось на берегу реки Альты. Дружина предложила силой отобрать у Святослава трон, предвидя при этом выгоду для себя, но Борис отказался идти против брата.
  • Видя нежелание молодого князя захватить власть, дружина ушла от него, оставив только отроков.
  • В стенаниях и молитвах провел Борис свою последнюю ночь на этой земле, поутру приказал начать богослужение, во время которого страстотерпец пел псалмы.
  • В шатер ворвалась толпа вооруженных людей, они пронзили мечом князя, и отрока Георгия Венгерца, бросившего прикрывать своим телом хозяина.
  • Раненый Борис попросил убийц дать ему время на молитву. После чего с умилением обратился к воинам, призвал их окончить задуманное и предать Святополку прощение блаженного.

Раненого Бориса убили ударом в сердце, завернули в шатер и закопали около храма Василия в Вышегороде 24 июля 1015 года.

Житие и убийство Глеба

Святослав понимал, что теперь братья будут мстить ему и за трон, и за убийство Бориса. Он посылает младшему брату письмо о болезни отца, юноша мчится в Киев, но по дороге получает послание от Ярослава и узнает правду о смерти отца и брата.

  • В великой скорби молодой князь остановился с войском около Смоленска на берегу реки Смядыни, где и застали его посланные Святославом убийцы.
  • В великом умилении и смирении Глеб поплыл навстречу посланцам старшего сына Владимира Великого, надеясь на хорошие вести, однако вскоре его лицо покрылось слезами.
  • Молодой князь никак не мог понять, за что его хотят убить, просил отвезти к Святославу для объяснения, а когда понял, что кончины не миновать, взмолился к Богу, призывая в молитвах отца, мать.
  • 5 сентября по повелению окаянного Горясера предатель молодого князя Торчин перерезал юноше горло, и бросил убитого в пустыне.
  • Ярослав Мудрый не стерпел убийства братьев, пошел на Святослава войной, свергнув с престола братоубийцу летом 1019 года.

Пастухи и путники по ночам видели светящийся столб над погребением святого и порой слышали хор ангелов, по этим признакам и было найдено тело невинно убиенного.

Прошли года, и Ярослав нашел тела обоих страстотерпцев, при этом тело Глеба, пролежавшее в земле много лет, оказалось нетронутым, оно благоухало.

Почитание святых

Все последующие потомки князя Владимира чтили своих убиенных родственников. Более всего им послужил Владимир Мономах, который в 1102 году перенес святые мощи, украсив гробы золотом, серебром и подсвечниками из хрусталя.

На заметку! Имена братьев-страстотерпцев стали известны по всей земле, как пример смиреннолюбия и покорности Господу.

На протяжении года Православная Церковь несколько раз отмечает престольные праздники страстотерпцев Романа и Давида:

  • 15 мая православные христиане отдают дань памяти святым, мощи которых в 1115 году были перенесены в усыпальницу Вышгорода, возведенную Изяславом Ярославичем.
  • 6 августа православный мир почитает обоих братьев — страстотерпцев.
  • 18 сентября — престольный праздник князя Глеба.
Икона мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба

В древней литературе житие святых Бориса и Глеба положено в основу множества сказаний и преданий, которое было впоследствии дополнено свидетельствами о чудесах, совершенных по молитвам священномучеников.

Кровь смиреннолюбивых братьев положила начало прекращения междоусобных распрей на Руси. Это благодатное семя было посеяно ради укрепления земель русских.

Первые канонизированные святые

Христианский подвиг святых Бориса и Глеба, проявленный в добродетели — любви, был новым явлением в Руси, где было нормой мстить кровью за кровь.

Молодые князья через смиренное принятие мученической смерти показали христианскому миру пример покорности старшему поколению, удостоившись благодати стать первыми святыми, канонизированными Русской православной церковью, как страстотерпцы.

Важно! Страстотерпие является чином святости, это имя дают святому, принявшему мученическую смерть во имя Бога, не нарушая Божии заповеди.

Братья не держали зла на Святополка, с умилением простили и благословили своего убийцу, не оказывая сопротивления во время прихода палачей.

Историки не нашли точной даты канонизации братьев.

  1. По одним сведениям это произошла в 1020 году, когда были перенесены мощи мученика Глеба в Вышегород.
  2. Другие утверждают, что великое событие датируется 1021 годом, во время освящения первой церкви, построенной в честь страстотерпцев Бориса и Глеба, житие которых почитаемо с дня их погребения.
  3. Большинством мнений теологи склоняются к дате 1072 года, когда сыновья Ярослава Мудрого освятили новый каменный храм и перенесли в него святые мощи.
Важно! Народ русский чтит братьев Бориса и Глеба, как защитников русских христианских ценностей и земли Русской.

Святые образа с изображением братьев появились одновременно с их канонизацией. Первая икона была написана по приказу Ярослава Мудрого, она датирована 1070 годом.

В 11-12 веках образа братьев появляются на мощевиках.

По традиции Борис и Глеб изображаются вместе на одной иконе, они одеты в княжеское одеяние, держа крест, символизирующий мученичество, и меч — символ княжества.

Чудеса по молитвам

Житие страстотерпцев наполнено терпением и смирением, великой любовью к Господу.

Господь не оставил без внимания покорность и любовь к врагам, благословив мощи святых великой силой исцеления. На протяжении тысячи лет православные постоянно отмечают чудеса, дарованные по молитве у святых мощей.

На заре христианства, над перезахороненными мощами постоянно витал запах благовония.

  • Жители Вышгорода стали свидетелями, как у калеки без нижней конечности отросла нога прямо во время богослужения.
  • Дорогобуж стал свидетелем, как во двор женщины, работающей в праздник святого Николая, въехали три всадника на белых конях, двое из них были молоды. На вопрос, почему она нарушает святость дня, сердитая женщина ответила, что она вдова и ей некогда отдыхать. В наказание старший всадник приказал разбросать ее дом, а саму грешницу выбросить во двор.

Все время, пока не начался Великий пост, женщина лежала недвижимой. Парализованную кормили с ложечки до мясопустной недели, во время которой больную принесли в церковь Святого Николая, после чего женщина встала, но рука осталась сухой.

Услышав об исцелениях в храме Романа и Давида, сухорукая женщина пошла в Вышегород накануне Успения Божьей Матери и была исцелена по милости братьев Бориса и Глеба, житие которых стало примером для многих православных верующих.

  • Живший в Вышегороде слепец постоянно молился в храме Св. Георгия, однако, во сне ему явился сам Победоносец и сказал, что тому следует идти к святым мученикам — страстотерпцам и просить тех об исцелении.

Слепца привели в храм Романа и Давида, где он в течение нескольких дней молился и взывал к святым мученикам, пока в одно мгновение не увидел внутренним зрением братьев, которые перекрестили очи больного, после чего тот прозрел.

Чудеса исцелений не прекращаются и по сей день.

Житие святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: