Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Симонов мужской монастырь в Москве

Это был один из богатейших монастырей древнего Подмосковья, который впечатлял своей монументальностью и вдохновлял многих отечественных писателей и поэтов. Его судьба сложилась довольно трагически, но память о великой святыне живет в произведениях искусства и сердцах верующих.

История становления монастыря

Симонов монастырь — это грандиозное сооружение, защищающее в прежние времена подступы к городу с южной стороны. До наших дней дошли лишь отголоски былого величия, но даже сегодня это место остается одним из наиболее посещаемых православными верующими.

Московский Симонов монастырь

А начиналось все в далекие 1370-е годы. Племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского, Федор, решил построить обитель вниз по течению Москвы-реки. Земельные угодья под монастырь пожертвовал боярин Стефан Васильевич Ховрин. Позже он принял монашеский постриг с именем Симон. По одной из версий, именно поэтому обитель носит название Симоновой. Изначально монастырь возводился немного ниже по руслу реки, у большой дороги в Москву. Но святой Федор счел его недостаточно уединенным, поэтому в 1379 году состоялся перенос. На прежнем месте осталась только церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая существует и ныне.

В тот же период прошла закладка церкви Успения Божией Матери, чин освящения которой произвели в 1405 году. В один из ненастных дней в купол храма ударила молния, сильно повредив его. Масштабная перестройка была проведена в конце XV века под руководством одного из последователей именитого архитектора Фиораванти. Внешне церковь теперь напоминала кремлевский Успенский собор. Сергий Радонежский относился к Симонову монастырю, как к части Троице-Сергиевой Лавры и, путешествуя, часто здесь останавливался.

На заметку! Из стен Симоновой обители вышло немало выдающихся святителей, среди которых: преподобный Кирилл Белозерский, святитель Иона, митрополит Геронтий, патриарх Иосиф, Максим Грек и другие.

Получение Ставропигиального статуса

В 1383 году Симонов монастырь обрел статус ставропигиального, что переводило его в ведение патриарха Константинопольского. Его известность на Руси росла с каждым годом, а с ней и благосостояние. Очень любил посещать обитель брат императора Петра I, Феодор Алексеевич. Для него здесь даже была предусмотрена личная келья. Роспись сооружения была окончена артелью царских художников в конце XVII века.

Затем был подготовлен большой резной иконостас, в котором хранилась самая ценная реликвия — икона Тихвинской Богоматери. Согласно преданию, этой иконой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле. От царевны Марьи Алексеевны монастырь получил в дар золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями.

«Солевая» башня Симонова монастыря

Появление Трапезной относят к 1680 году. Ее возведением занималась артель мастеров царя Федора Алексеевича. Для создания проекта пригласили Парфена Петрова. Но его работа не понравилась представителям монастыря. Против архитектора даже начали судебные разбирательства. К слову, он придерживался традиций раннемосковского зодчества, элементы которого широко использовались в первой половине XVII века. В конечном счете Трапезную перестроили. На сей раз руководство процессом на себя взял зодчий Осип Старцев. Его авторству принадлежали на то время многие постройки не только в Москве, но и в Киеве. Он придерживался стиля московского барокко.

Оборонительная роль в истории Руси

Немного позже, по хлопотаниям Марии Алексеевны, была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, к которой в XIX веке добавили два придела. При царствовании Екатерины II обитель упразднили и превратили в изолятор для больных чумой. В то время как раз бушевала эпидемия болезни в Москве. Спустя 24 года монастырь вновь вернулся к жизни по просьбе графа Мусина-Пушкина. Как свидетельствуют записи в летописях, обитель многократно принимала на себя удар вражеских сил. К ее стенам подходили татарские орды, а в Смутное время захватчики разрушали монастырские постройки почти до основания.

Основные оборонительные комплексы — башни и стены — строились в XV веке Федором Конем. После этого они укреплялись при Борисе Годунове. Впоследствии новые дозорные башни и прочие укрепления достраивались с включением фрагментов «Коневской» работы. В 1630 году общая протяженность стен составляла 825 м, а их высота достигала 7 м. До нашего времени дошло три башни — Дуло, Кузнечная и Солевая, две последних пристраивались в 1640-е годы, после разрушений, причинённых в Смутное время.

Войти во двор обители можно было с трех сторон — с северной, восточной и западной. После победы над татарскими набежчиками здесь появилась надвратная церковь Всемилостивого Спаса, а через несколько сотен лет, над восточными вратами построили церковь Николая Чудотворца. Во время Отечественной войны с наполеоновскими войсками монастырь был разорен. В его помещениях организовали конюшни, а в кельях расположились солдаты.

Строительство колокольни

В 1832 году началась подготовка к строительству колокольни. Деньги на это выделил купец Иван Игнатьев. Первоначально проектированием занимался Н. Е. Тюрин. Предполагалось, что башня будет возведена в стиле классицизма. Через три года она была заложена, но процесс приостановился. В итоге решили строить в «русском» стиле, а архитектором выступил К. А. Тон. Пятиярусное сооружение напоминало колокольню Новодевичьего монастыря, возвышаясь на 90 метров. Колокольня была видна за много километров со всех сторон. Вес самого большого колокола достигал 16 тонн. На предпоследнем ярусе установили часы.

Историческое фото монастыря в начале ХХ века

Успенский собор Симонова монастыря восстановили и освятили в 1896 году. На территории обители существовал большой некрополь, на котором были похоронены представители многих знатных дворянских фамилий, таких как Нарышкины, Муравьевы, Татищевы, Дурасовы, Оленины и др. Здесь нашли упокой сын князя Дмитрия Донского, князья Мстиславские, бояре Головины, а также поэты и композиторы.

Советский период

Приход советской власти принес монастырю большие потери, которые уже не вернуть.

В 1923 году здесь оборудовали музей (в Тихвинской церкви). Затем планомерно закрывались храмы. Последний перестал действовать в 1929 г. На шестую годовщину смерти В. И. Ленина серией взрывов были уничтожены колокольня, стена, башни и многие другие древние сооружения. Захоронения «классовых врагов» уничтожили, смешав прах покойных с землей.

В 1931 году в трапезной открылся киноклуб. На остальной территории по проекту Весниных возвели Дворец культуры ЗИЛа.

Современное состояние

После расцвета и забытья в советские атеистические годы, монастырь был передан вновь Русской православной церкви в 1995 году. С тех пор здесь ведутся восстановительные мероприятия и налаживается приходская жизнь.

До сегодняшнего дня дошли немногочисленные фрагменты монастырского ансамбля. Сохранилась южная стена с башнями «Дуло», «Кузнечная» и «Солевая». Также остались в сохранности новая трапезная по проекту Старцева и церковь Святого Духа. Не разрушены и братский корпус XVII века, вместе со старой трапезной палатой XV века, и мастеровая с хозяйственными постройками.

Останки на бывшем кладбище, которые были осквернены большевиками, частично идентифицировали и перезахоронили.

Действует единственный храм Тихвинской иконы Божией Матери, который реставрируется, братские кельи с хозпостройками используются, как мастерские. Что касается стен и башен, то они заброшены.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря

Под руководством священнослужителей действует коллектив жестовой песни и инсценировки. Здесь же проводятся воскресные духовные беседы с людьми, имеющими проблемы со слухом или зрением. Организация «Шанс» помогает справиться с зависимостью алкоголикам, а в «Восток-4» работают с наркозависимыми.

Описание архитектуры

В монастырский комплекс входили:

  • Успенский собор. Иконостас XV века был украшен иконами работы Максима Грека и Андрея Рублева. Демонтировали храм в 1930 году;
  • колокольня. Возводилась в XVI веке и включала два придела — архангела Михаила и Николая Чудотворца. Перестраивалась, после чего упомянутые приделы были упразднены. Уничтожена большевиками;
  • Спасская церковь над Святыми вратами. Строилась в конце XVI века в память о победе над ордой Казы-Гирея. В XIX веке в ней велись ремонтные работы, в результате чего был установлен новый иконостас и позолочена главка;
  • церковь Сошествия Святого Духа. Представляла собой двухэтажный храм с одним куполом;
  • церковь Тихвинской иконы Богоматери;
  • надвратная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с восточной стороны;
  • новая трапезная по проекту Осипа Старцева;
  • крепостная стена с башнями. Обитель располагала пятью башнями. С четырех сторон располагались ворота — Луговые, Западные, Боковые, Водяные;
  • некрополь с захоронениями представителей дворянства.

Святыни и престольные праздники

К числу почитаемых православных святынь Симонового монастыря относятся иконы:

  • список Тихвинской Божией Матери;
  • Казанская;
  • Умягчения злых сердец;
  • Исцеления глухого;
  • Преподобных Отцов Симоновских с частицей мощей святителя Ионы.
В Тихвинском храме богослужение ведется с сурдопереводом

Также здесь пребывает ковчег с мощами Оптинских старцев.

Престольный праздник отмечается 9 июля — Тихвинской иконы Богоматери.

Как добраться

Монастырь находится в городе Москве по адресу: ул. Восточная, д. 4. Удобней всего добираться на метро, выйдя на станции «Автозаводская». Затем необходимо добраться до ул. Мастеркова, и после того как пройден перекресток с ул. Ленинская Слобода, нужно идти прямо по Восточной.

Расписание богослужений

Паломники могут посетить богослужения, которые проводятся по будням с 9:00. В пятницу, субботу и воскресение — Литургия, также с 9:00. В двунадесятые праздники и дни памяти великих святых читается акафист.

На заметку! Все службы ведутся голосом и жестами без сопровождения церковного хора.

Это место навевает романтическое и немного меланхолическое настроение. Живописные окрестности с многовековыми постройками позволяют окунуться в атмосферу жизни тех времен и прикоснуться к истории.

Документальный фильм о Симоновом монастыре
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: