Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Собор Воскресения Христова (Спаса-на-крови) в Санкт-Петербурге

Один из самых известных православных церквей России находится в Санкт-Петербурге — это собор Воскресения Христова или храм Спаса-на-крови, который широко известен своими разноцветными узорчатыми куполами. Мало кто знает, что он построен на месте смерти императора Александра II и поэтому имеет такое необычное название. Не только этим интересен собор, но и своей богатой историей, а также уникальным архитектурным убранством.

Собор Воскресения Христова или Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

История постройки

Интересно! В марте 1881 года император Александр II стал жертвой нападения и теракта, который осуществил член организации «Народная Воля» (она считалась революционно-террористической) Игнатий Гриневицкий.

Во время пребывания императора возле Екатерининского канала народоволец приблизился к нему вплотную и бросил под ноги бомбу. В результате взрыва погибли и террорист, и император. А 2 марта уже вступившему в права императора Александру III пришел запрос на постройку часовни на том самом месте. Император одобрение на часовню дал, но изъявил желание впоследствии видеть там настоящий храм.

Уже в апреле 1881 года на деньги купцов и по проекту Л. Бенуа на набережной канала стояла часовня. Строительство собора начали лишь весной 1883 года, а часовню сначала перенесли, а позже и вовсе разобрали. Для строительства был выделен большой участок земли по обеим сторонам канала, который пожертвовала княгиня Екатерина Михайловна. Но вот создание проекта собора застопорилось.

Было проведено два конкурса, участие в которых принимали все именитые архитекторы России, но ни один из победивших макетов не понравился императору. Его желание заключалось в том, чтобы собор имел черты традиционных русских соборов XVII века. Обязательным условием было создание особого придела, в котором должны были воссоздать место гибели императора.

В итоге был одобрен совместный проект А. Парланда и настоятеля Свято-Троицкой лавры Игнатия. Строительство проводилось под надзором специальной комиссии, в которую входили многие именитые личности.

Освящение по окончании работ произошло только в 1907 году, 6 августа, поскольку работы по выкладыванию мозаики выполнялись долго и задержали сдачу собора на 10 лет. Освятил здание митрополит Антоний, а присутствовал при этом император Николай II. Полностью строительство обошлось почти в 5 млн рублей, часть финансов ушло также на электрификацию собора.

Собор изначально финансировался из городского бюджета, а посетить его можно было, только имея специальный пропуск. При этом проповеди в нем регулярно читались и совершались молебны в честь погибшего императора.

Интерьер собора Спас-на-крови

Во время революции 1917 года финансы перестали выделяться, и настоятели обратились за помощью к народу, временно с 1920 года церковь стала приходская по решению отдела юстиции Петросовета. А в течение 1922-1927 годов она переходила под управления различных епархий, пока не стала частью правого движения Русской Церкви. 30 октября 1930 года президиум ВЦИКа выпустил постановление о полном закрытии храма. До 1941 года неоднократно собор хотели разобрать, но не успели.

Затем началась война, и собор стал моргом на время, а после войны тут размещался Малый оперный театр и склад.

В 1968 году церковь отошла под опеку Инспекции по охране памятников, которая и начала реставрационные работы. Они продлились с 1970-х по конец 90-х. Уже в августе 1997 года первые посетители могли свободно пройти в храм, а вот первая литургия была проведена здесь только весной 2004 года.

Описание

Композиция собора выполнена в виде небольшого четверика с пятиглавием, в качестве центральной главы представлен высокий (81 метр) шатёр. У храма Спаса на Крови 9 глав, которые все вместе создают весьма живописную группу, но крайне асимметричную. Главы частично покрыты позолотой, а частично эмалью.

Стоит подробно рассмотреть главный шатер архитектурной композиции — в его основании расположены 8 вытянутых окон, которые украшены наличниками. Украшения выполнены в виде кокошников, что отсылает к традиционному русскому стилю церквей. Кверху весь шатер немного сужается и венчается фонарем с луковичным куполом и крестом.

Боковые главы собора имеют луковичную форму, а центральный представлен в виде восьмигранного шатра

Купол центрального шатра покрыт эмалью разных цветов и украшен декоративными обвивающими полосками и рисунками. Цвета для оформления купола использовались яркие — белые, жёлтые и зелёные, а расположенные вокруг луковичные купола создают полностью симметричный образ всего архитектурного сооружения.

Окружающие главы стоят на небольших барабанах, которые были использованы в качестве основы. Купол колокольни, что располагается с западной части, делает ее схожей с колокольней Ивана Великого Московского Кремля.

В колокольне также 8 проемов в виде арок, которые разделены проемами.

Внешний вид

По своему внешнему виду и архитектурным особенностям храм Спаса весьма схож с традиционными русскими церквями Москвы и Ярославля. На самом деле архитектурный стиль церкви является образцом позднего этапа развития знаменитого «русского стиля» и выступает как собирательный образ традиционного русского православного храма XVI–XVII веков.

Здание имеет 5 углов, а с восточной стороны к нему примыкают сразу 3 алтарные апсиды с маленькими куполами. В западной части церкви располагается колокольня в два яруса в виде массивного купола, который ее венчает. Характерной особенностью здания являются луковичные купола, которые покрыты медными листами с позолотой и специальной ювелирной эмалью.

На заметку! Высота здания — 81 метр и эта цифра выбрана неслучайно — дата смерти императора Александра II — 1881 год, таким образом, параметры церкви символичны.

Даты жизни императора прослеживаются и в других параметрах: цоколь собора покрыт сердобольским гранитом с 20-тью памятными досками из красного гранита, на которых прописаны деяния императора 1855-1881 годов золочеными буквами. Часть отделки под цоколем выполнено в коричнево-красном кирпиче, а украшения сделаны в виде орнамента из керамических мраморных изразцов в виде поясков и крестиков.

Мозаичные орнаменты на внешних стенах собора Спас-на-крови

Мозаика используется для оформления фасада, где из нее по трем сторонам колокольни выложены гербы городов, губерний и уездов России. На входе сделаны два крыльца, которые примыкают к колокольне, а между ними изображено мозаичное распятие Христа. При входной двери также сверху изображен двуглавый орел — символ Российской империи.

Интересно! В качестве декорирующих материалов использован: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм Спаса не уступает внешнему убранству, но являет собой настоящий музей русского мозаичного искусства площадью около 7065 кв. метров — это крупнейшая мозаичная коллекция в Европе. Всю использованную в убранстве мозаику делали в мастерской В. Фролова на основе эскизов 30 художников в течение 10 лет. Самые знаменитые из них — это Журавлёв, Бруни, Беляев и Харламов.

Немало труда вложил и художник Васнецов — его мозаики «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» украшают центральные места.

Мозаикой отделаны свод, стены, столбы и даже алтарь в церкви, а в общей коллекции использовано множество самоцветов. Главной особенностью узоров является их непрерывность, и высокий уровень художественности орнамента. Главный иконостас изготовлен из разноцветного мрамора в мастерской Италии, а в качестве декора использовались кресты из горного хрусталя.

Мозаика внутри храма Спас-на-крови

Все иконы в церкви также оформлены мозаикой и украшены серебром. Отдельно под стеклянным куполом стоит макет первого здания храма. Четыре темные колонны из яшмы, которую добывают на Алтае, являются основанием крыши собора и отделяют воссозданное место убийства императора — часть решетки Екатерининского канала и камни из мостовой.

Богослужения

Храм Спаса располагается на набережной канала Грибоедова, под номером 2Б, корпус А. Добраться до него несложно, достаточно доехать до станции метро «Невский проспект», а оттуда повернуть на набережную канала Грибоедова и дойти пешком до церкви.

Богослужения проходят там под руководством протоиерея Сергия Куксевича по следующему графику:

  1. В воскресные и праздничные дни: утренняя литургия в 7:20;
  2. Всенощные бдения по субботам в 18:00.

Также проходят богослужения и в будние дни, но у них нет точного годичного графика, так что необходимо свериться с расписанием на официальном сайте собора http://spas.spb.ru или по телефону +7 (964) 339-55-93.

На заметку! По вопросам посещения и паломничества можно написать на электронную почту bagri@mail.ru или hramspasnakrovi@mail.ru.
Храм Спаса на Крови - Собор Воскресения Христова