Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Спасо-Каменный монастырь в Вологде

Обитель является небольшим действующим комплексом, расположена на маленьком островке Кубенского озера, что в Вологодской области. Культурное и духовное значение этого монастыря велико для Отечества, несмотря на его крохотные размеры. Люди, единожды посетившие святое Каменный остров, стремя навестить это священное место вторично: одни вдохновляются здешней тишиной и безграничным спокойствием, другие — ощущают здесь потребность в самоанализе и приобщаются к праведному образу бытия.

История обители

Существует летопись, созданная в XV столетии монахом Паисием Ярославовым, иноком этой обители. Книга считается единственным достоверным документом, где говориться о дате создания Спасского монастырского комплекса. Инок повествует о прибытии князя Глеба Васильковича в воды Кубенского озера, где его настиг сильнейший ураган. Во время этого великого потрясения правитель дал обет воздвигнуть обитель там, где ему и его помощникам удастся обрести спасение.

Спасо-Каменный монастырь в Усть-Кубинском районе Вологодской области

Княжеское судно осталось целым, его прибило к берегу Каменного острова. Здесь Глеб встретил более двадцати иноков, живших в землянках, у них была только одна часовня, где они совершали молитвы.

  • Чудесное происшествие состоялось в день торжества Господнего Преображения. Князь Глеб дал указание о воздвижении здесь братских келий и деревянного храма в честь этого праздника. Датой основания Спасской Каменной обители, по данным летописи, считается шестое августа 1260 г.
  • Монастырский комплекс существовал на средства белозерских князей (Глеба и его сыновей). История обители малоизвестна, так как здешний архив подвергался неоднократным пожарам. Исследователи реконструировали её из неполных отрывков и частичных сведений.
  • С именем Ростовского епископа Дионисия Грека связан период расцвета Спасской обители. Святитель ввел среди братии строгий устав, разработанный на Горе Афон, сформировал духовные традиции, которые придали монастырю великий авторитет на долгие времена. Преподобный Дионисий считался справедливым настоятелем, он сумел сделать из обители истинную христианскую школу, выходцы из которой стали вскоре основателями новых обителей на берегах озера. В монастыре служили многие прославленные иноки: Д. Глушицкий, А. Куштский, братья Каменские, Е. Сянжемский.
  • В 1447 г. московский князь В. Темный навещал монастырский комплекс и присутствовал на богослужениях уже после того, как потерял престол и был ослеплен своим противником. Его благословил преподобный отец Евфимий и посоветовал вернуться в борьбу за престол. В. Темный сделал богатые пожертвования, подарил земельные угодья и приход Николая Угодника.
Интересно! Каменный остров настолько мал, что мог бы уместиться на стандартном футбольном поле. Свое название он получил из-за жесткой почвы и разбросанных по всей территории валунов, которые образовались после соприкосновения с ледником. Под водным покровом острова находятся каменистые гряды. Во время летнего спада уровня воды можно видеть рукотворную насыпь, соединяющую этот остров с соседним.

Упадок и возрождение

Во второй половине XV столетия на обитель обрушился шторм, а также пожар, уничтоживший все деревянные постройки на территории. Многие иноки погибли в волнующихся водах озерах, спасаясь от грандиозного пламени. Восстановление началось через несколько лет после катастрофы.

Богослужение в Спасо-Каменном храме
  • Первый каменный собор воздвигли в 1481 г., его освятили в честь праздника Преображения Господня. Строение украсили белым камнем, привезенным из карьеров Тверской губернии. Кирпичи для храма изготавливали вручную, работами занимались зодчие из Ростова.
  • В 1528 г. Спасскую обитель навестил князь Василий III и его супругой. Здесь супружеская чета молилась о рождении здорового отпрыска. Правитель выделил инокам финансовое пожертвование на сооружение теплой церкви. Храм построили уже после кончины князя, освятили Божий дом в честь Успения Богородицы. Помимо церквей на территории монастырского комплекса находилось шесть небольших зданий из камня. Вдоль островного берега было сооружено деревянное укрепление с кельями над ним. Это предохраняло от разрушения льдинами и половодьями.
  • Василий III отправлял в Спасскую обитель людей, ведших опальную деятельность против духовной жизни в Отечестве. В XVI столетии здесь отбывали заключение епископ Варсонофий и митрополит Варлаам.
  • Крайняя точка расцвета монастыря пришлась на период с 1650 по 1700 год. В обители жило 94 человека, меньше трети из них — иноки, остальные — рабочие. Община владела десятью селами и почти сотней деревень, двумя подворьями и двумя соляными варницами. Проживающий в обители люд имел особые торговые льготы.
  • На острове находилось три каменных церкви. Интерьер главного (Преображенского) собора отличался пышностью и множественностью чудотворных образов, украшенных золотом и драгоценностями. Колокольня славилась десятью колоколами, в церковной ризнице хранились декорированные бархатом и серебром древние Евангелия, богатые облачения, библиотечных архив насчитывал более 350 древних экземпляров.

Значительную роль в становлении монастыря сыграл преподобный Дионисий Грек. В летописи о первых годах обители сказано, что святитель принял постриг на Афоне. Его назначили настоятелем комплекса в середине весны 1389 г., по просьбе самих монахов и согласия князя Д. Донского. Дионисий распорядился установить среди братии общежительный устав, бравший пример с традиций Святого Афона. Он снабдил иноков книгами и иконами, часть которых привезли из Константинополя. В 1418 г. преподобный получил сан епископа, от которого он изначально отказывался.

Спустя девять лет Дионисий принял смерть, его тело погребли в Успенском храме Ростова.

Закрытие комплекса

Летом 1870 г. обитель князь Алексей, когда совершал путешествие из Северной столицы в Архангельск. Пробыв здесь недолго, он сделал щедрое пожертвование на благоустройство. Через 15 лет на Каменном острове с позволения епархии разрешили учредить спасательную станцию. Здесь установили маяк, отличавшийся большой мощностью. Его свет замечали за 20 верст, а в плохую погоду ориентиром для моряков и путешественников служил звон особого колокола. Команда спасателей вместе с несколькими монахами рисковала своими жизнями, когда люди попадали в опасное положение на воде. Руководство в этом деле взял на себя архимандрит Павел.

  • В 1892 г. жители близлежащих поселков и настоятель обители ходатайствовали перед Синодом о перенесении чудотворных мощей святителя Иоасафа на территорию комплекса.

    Историческое фото Спасо-Каменного монастыря начале ХХ века
  • Летом 1925 г. на Каменный остров прибыла комиссия, рассмотревшая вопрос о закрытии. Она определила ценность всей церковной утвари, которая переходила во владение городского музея. В этот период здесь уже не было древней литературы, старинных и дорогих предметов богослужений.
  • В комплексе все еще оставалось девять иноков, троих из них признали избегающими военной службы. Вскоре появился указ, где было объявлено об официальном закрытии комплекса. Братские кельи и настоятельские покои передали в управление отделу, занимающемуся изоляцией беспризорных детей. Через некоторое время после создания колонии на острове произошел пожар. Пламя уничтожило жилые помещения. Древние здания превратились в руины, никто не занимался реставрацией. Каменный остров сделался пристанищем для охотников и рыболовов.
  • В 30-х гг. власти взорвали Преображенский храм, колокольню оставили в качестве маяка. В послевоенный период до 1960 г. уцелевшие строения использовались рыболовным заводом. В 1970 г. сгорела монастырская гостиница, являвшаяся единственным зданием, пригодным для жилья. В итоге, Каменный остров перестали охранять, здесь нередко находили спасение моряки, попавшие в шторм. Центральный собор монастыря и трапезная совсем обветшали и стали руинами, сквозь которые пробивалась трава, на пороге обрушения находилась и колокольня.
Интересно! Отец Дионисий, единственный насельник монастыря на сегодняшний день, отметил, что главная трудность жития в подобных условиях — внешнее служение. Он вспоминает: благочестивые предки создали великолепные монастырские комплексы, которые превосходят наши мирские потребности. Для их восстановления необходимо затрачивать колоссальные усилия и средства, поэтому служителям церкви так важна финансовая и трудовая помощь со стороны мирян. Отец Дионисий заключил, что для духовного прогресса и преуспеяния в изучении Божественного Слова нужно пребывать в нищете.

Возрождение в настоящем

С 1983 г. под руководством зодчего А. Асафова началась деятельность по реконструкции монастырского комплекса. Благодаря усилиям заинтересованных лиц, этот памятник отечественной истории и культуры включили в специальную программу под названием «Наследие». Только в 1991 г. план восстановления нашел финансовую поддержку, но уже через три года она прекратилась. Мастера успели частично отремонтировать монастырскую гостиницу. В 1995 г. перед алтарной частью центрального собора установили обетный крест.

Внутри разрушенной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Спасо-Каменном монастыре
  • В 1998 г. на территории воздвигли небольшую часовню, освященную во славу вологодских святителей. В работах приняли участие паломники с разных уголков Отечества, а также местные реставраторы. Здание воздвигли за один день: сделали сруб, а после кровлю, на которую поставили православный крест. Таинство крещения совершил вологодский протоиерей Василий.
  • В 2002 г. организация по охране древних памятников архитектуры передала Успенский храм некоммерческому партнерству, которое взяло на себя обязанности по реконструкции строения. В 2006 г. Спасская обитель перешла во владение Вологодской епархии, вскоре здесь организовали архиерейское подворье. В период с 2007 по 2008 гг. на территории велась ремонтно-восстановительная деятельность, работы финансировались организацией, занимающейся реконструкцией древних памятников зодчества и истории.
  • В 2010 г. рабочие начали реконструкцию трапезного помещения, пристроенного к колокольне. В конце лета преподобный архиепископ Максимилиан провел ритуал освящения реконструированной церкви Успения Богородицы. Отныне здесь регулярно совершаются божественные службы. Работы по облагораживанию территории и сохранению уникальной экосистемы не останавливались.

В середине осени 2017 г. Синод постановил вновь открыть для паломников Спасо-Каменную обитель.

Информация для паломников

Обитель практически безлюдна, так как братский корпус стоит разрушенный, постоянный насельник только один.

Паломники чаще приезжают в летний период, на остров добираются по отмели или на лодке, зимой — по ледяному покрову озера. Поселок Устье, рядом с которым находится комплекс, располагается в 80 км от Вологды. Отсюда люди и переправляются на Каменный остров.

Верующие посещают Спасский монастырь, предварительно объединившись в небольшие группы, ориентируясь на вместимость судна. Время нахождения паломников ограничено несколькими часами, потому что территория кардинально мала.

Туристы и паломники имеют возможность посетить строения комплекса, совершить прогулку на катере вокруг острова, а также приобрести различные книги и сувениры, заказать требы.

Спасо-Каменный монастырь в Вологодской области
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: