Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь в Вологде

Сложно найти хоть один уголок России, где бы не было особенных духовных мест. Так, север России, несмотря на суровый климат, также постоянно принимает паломников и имеет места, где не смолкает молитва православных монахов. Сегодня познакомимся с целым монастырским комплексом в Вологодском крае, который известен своим величием на всю нашу огромную страну. Речь пойдет о Спасо-Прилуцком мужском монастыре в Вологде.

История возникновения

Датой основания обители считается далекий 1371 год. Неподалеку, в Переяславле-Залесском, был основан Никольский монастырь, игуменом которого был будущий святой Димитрий Прилуцкий. Будучи в близком знакомстве с почитаемым святым Сергия Радонежского, игумен Димитрий крайне избегал славы и почестей, поэтому со своим учеником покинул богатый и обустроенный Никольский монастырь в поисках более аскетического места для уединения в молитве.

Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь, Вологда

Скитаясь по Северу России, подвижники остановились недалеко от устья реки Вологды. Тамошнее местное население было богобоязненным и благочестивым, поэтому монахам была выделена необходимая земля для постройки обители.

Интересно! Постройка храма Божиего началась с установления большого креста, который сохранился до наших дней и хранится в монастыре, как святыня.

Другой русский святой, Дмитрий Донской, также откликнулся на богоугодное дело. Взяв будущего игумена в крестные отцы своим детям, Дмитрий Донской всячески помогал и жаловал значительные суммы на строительство.

Самая первая церковь была построена из дерева и ее престол был заложен в честь праздника Всемилостивого Спаса, который в православном мире отмечается 14 августа. Неподалеку от деревянной церкви расположились и небольшие монашеские кельи.

Духовное значение нового монастыря было таким, что он стал называться лаврой. К игумену Димитрию перешли некоторые монахи из Переславля, помня духовную силу своего наставника. В обители были строгие монашеские порядки и действовал общежительный устав. Игумен Димитрий отошел ко Господу в 1406 году и его тело было погребено в одном из приделов Спасской церкви.

Интересно! Даже после своей смерти игумен не переставал заботиться о своей обители. Сохранились свидетельства его чудесных явлений и сотворенных чудес.

Средние века и Смутное время

Удобное и стратегически важное расположение монастыря привело к тому, что Московские князья стали оказывать ему особое покровительство в виде специальных льгот и привилегий. Обитель использовалась как важный торговый пункт, поскольку в нем пересекались и водные, и сухопутные пути грузоперевозок по России. Кроме того, в политическом аспекте большой вес имели связи с княжеской Москвой, поскольку Москва и Новгород на протяжении нескольких веков вела политическое противостояние за Вологду.

Житийная икона преподобного Димитрия Прилуцкого

Во время правления царя Иоанна Грозного Спасский собор был выстроен в камне, взамен деревянной постройки. Царь лично посещал обитель несколько раз, а для участия в важном военном походе на Казань для защиты и поддержания духовных сил войска брал с собой Крест из обители.

До середины XVII века существовал обычай, согласно которому игумен монастыря в день празднования памяти святого Димитрия Прилуцкого ездил в Москву. Во время этого визита царскому дому преподносилась вода, освященная на праздничном молебне, а также просфора, которой поминалась вся царская семья. Кроме того, игумены Спасо-Прилуцкого монастыря принимали участие в соборах, на которых выбирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича. Все это свидетельствует о том, что монастырь имел значительный вес в царской России того времени.

Тем не менее даже на такой значимой обители отложило свой отпечаток Смутное время. В этот период монастырь пострадал от нападения поляков и казаков, в результате чего была похищена казна, сожжены ценные церковные документы. После этого обитель еще несколько раз подвергалась разграблениям, а в 1619 году случился крупный пожар в трапезной, унесший жизни около 200 человек.

Расцвет перед революцией

Оправившись от потерь, понесенный в Смуту, Спасо-Прилуцкий монастырь постепенно встал на ноги и к XVII–XVIII векам стал одним из самых богатых и процветающих мест на Севере России. Монастырь имел большое количество земель, вотчины в близлежащих городах, подворья в Москве и Вологде, являлся крупнейшим торговым пунктом оборота соли, имея собственные соляные варницы. Помимо солеварения, были развиты промыслы рыбной ловли и производства муки на водяных мельницах.

В 1811 году в соборе случился очень сильный пожар, который уничтожил почти полностью все внутреннее убранство, иконостас, даже высокие главы. Перед самым входом в Москву французской армии в Спасо-Прилуцкий монастырь были свезены на хранение ценности многих столичных храмов и церквей, которые хранились там вплоть до самого освобождения Москвы. Сам же собор был отреставрирован позже, к 1817 году. Появился новый иконостас, изменилась форма куполов глав.

Крепостная стена Спасо-Прилуцкого монастыря

Советское время

Революционные годы ознаменовались обысками и описью имущества обители. Большевики организовали в соборе большой склад боеприпасов, и только лишь своевременное обнаружение очага возгорания помогло предотвратить полное уничтожение памятника архитектуры.

Церковные ценности отлучались в пользу Поволжья, где наблюдался голод. Архиереи и монахи были насильно выселены, а прихожане и местное население, пытавшиеся воспрепятствовать этому, попали под репрессии. Позже, была попытка разобрать монастырские стены на кирпичи, однако, она была пресечена.

В 1924 году монастырь был полностью закрыт, а все ценности были переданы в музеи и другие государственные учреждения. После этого в обители была организована тюрьма для пересыльных, военные склады, кинотеатр, дом для инвалидов.

Интересно! В 50-е годы полуразрушенные постройки были восстановлены и реставрированы, а немногим позже монастырь был признан музеем-заповедником.

Восстановление и начало служения

Начиная с 1990 года начался процесс восстановления всего монастырского комплекса. Начали совершать крестные ходы, служить молебны, передавать назад храмы и церкви. В 1992 году, в день памяти святого Димитрия Прилуцкого, весь комплекс был официально передан назад в распоряжение Православной Церкви. Два раза в обитель приезжал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Богослужение в Спасо-Прилуцком мужском монастыре

С этих лет начинается возрождение монашеской жизни. Были отремонтированы все строения и помещения, купола, заново отреставрирован главный большой иконостас, служатся полноценные монашеские службы. Работает воскресная школа, подворье, духовное училище.

Интересно! Будучи значимым духовно-просветительским центром, Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде ежегодно проводит известные Дмитриевские образовательные чтения, которые собирают многих миссионеров и духовенство.

Архитектурные элементы

Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.

Спасский собор

Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.

Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.

Спасский собор имеет несколько престолов:

  • Всемилостивого Спаса;
  • святого Александра Невского;
  • в честь праздника Преображения Господня;
  • Сретения Господня;
  • Богоявления Господня.
Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря

Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.

Надвратная Вознесенская церковь

Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.

Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.

Соборная колокольня

Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.

В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.

Введенская церковь

Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Прилуцкого монастыря

Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.

Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.

Церковь в честь великомученицы Екатерины

Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.

Другие здания и постройки

Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.

Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.

Деревянная шатровая Успенская церковь

Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.

Иконы и святыни обители

Из особо почитаемых святынь можно выделить мощи очень чтимых в здешних краях Игнатия Прилуцкого и его брата Димитрия. Хранятся они в нижнем пределе, там же находится икона Димитрия, образ Пресвятой Богородицы «Страстная». Возле захоронения Игнатия Прилуцкого находятся его вериги, а также ковчег с мощами многих православных святых.

В монастыре особенно почитается Божья Матерь, и чтится образ «Скоропослушница»список иконы с горы Афон. Также особую любовь в обители проявляют к Казанской иконе, которая с закрытием обители была передана в музей Вологды.

Еще одной известной монастырской святыней является Киликийский крест, который согласно преданию, святой Дмитрий Прилуцкий принес с собой из Переславля, когда решил строить новый монастырь.

Что надо знать паломникам и гостям

Находится Спасо-Прилуцкий монастырь в Прилуках, г. Вологда. От центрального вокзала до монастыря ходит несколько автобусных маршрутов. Паломники и гости города могут принять участие в богослужениях, оставить записки с именами родных и близких для поминовения, заказать другие требы. Остановиться на ночлег можно в специальной гостинице, где также предоставляется питание. Кроме того, можно сходить на экскурсию по всему монастырскому корпусу и познакомиться с историей обители.

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: