Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

Обитель, находящаяся в нескольких километрах от Сергиевой лавры, напоминает богомольцам о чудесном воскресении Лазаря после молитв Христа. Основан монастырский комплекс в конце XVIII столетия, изначально являлся небольшой пустынью преподобного отшельника Платона, носившего сан архиепископа. Святитель создал обитель в честь двух великих новозаветных сюжетов, а также ради своей спокойной старости и для того, чтобы тела усопших монахов находили здесь вечный покой у престола Господа.

История основания монастыря

В 1783 г. преподобный архиепископ Платон издал распоряжение о строительства церковного некрополя с небольшими кельями и деревянным ограждением. Вифанскую пустынь возводили на протяжении четырех лет, авторами проекта были зодчие В. Яковлев и Н. Одоевцев. Новоявленный скит находился на возвышении между речкой под названием Торгоша с востока и крупным лаврским прудом с запада.

Спасо-Вифанский монастырь, Сергиев Посад

Монастырский комплекс скрывался из вида проезжающих за счет густого березового леса. Троицкая обитель легко просматривалась со стороны Вифанского пруда.

  • Архиепископ Платон лично разработал план монастырского комплекса. По его задумке, на центральной оси прямоугольного пространства располагался главный собор, освященный во славу Преображения Господня. Церковь стояла между Святыми вратами и хозяйственными помещениями. К первым пристроили два двухъярусных братских корпуса, еще два находились по обеим сторонам от Преображенского храма. На юге прямоугольной монастырской территории были личные покои святителя Платона вместе с домовой церковью, на севере располагались кельи для гостей.
  • Главный собор и братские корпуса находились в западной части Вифанской пустыни, восточную отвели под конский двор и монашеское кладбище. Обитель окружала невысокая ограда из кирпича, её длина равнялась почти 300 м, по углам воздвигли небольшие четырехугольные башни. Строительство комплекса закончилось в 1787 г., в это же время святитель Платон, который лично корректировал чертежи монастыря и вникал в проблемы работ, получил сан митрополита Москвы. Воздвижение обошлось в почти 11 тысяч рублей, две трети от этих денег вложил сам преподобный основатель.
  • В 1797 г. обитель посетил Павел I, что стало знаменательным событием для начальной истории комплекса. Император, довольный приемом, издал высочайший указ о том, что Вифанская пустынь должна обрести статус штатной обители, а также об утверждении духовной семинарии. Церковно-учебное заведение воздвигли в 1800 г. рядом с монастырским комплексом. Согласно указу, новоучрежденная пустынь объединялась с Троицкой лаврой и переходила в подчинение Московскому митрополиту, как хозяину Вифании. Настоятелем комплекса официально утверждали наместника Сергиевой лавры.

На деятельность монастырского комплекса митрополит выделил 10 тысяч рублей. Павел I издал указ о передаче обители большого числа лесных угодий, пашни и сенокосов. Значительные пожертвования совершали почитатели святителя Платона.

На заметку! Вифанией называют город в Палестине, где, согласно Священному Писанию, Христос воскресил умершего праведника по имени Лазарь. Сын Божий совершил чудо ради того, чтобы все видевшие это уверовали в Единого Бога.

Главный храм

Центральный собор комплекса — небольшое строение из камня, верхний его престол освящен во славу Преображения Христа, а нижний — в честь Лазарева Воскресения. Преподобный Платон лично объяснял идею названия главной церкви. Он говорил, что оба события близки друг другу и составляют особый «таинственный союз».

Каждый из нас взойдет в храм божественной славы только после того, как выйдет из гроба через воскрешение. Тогда и произойдет преображение тленной материи в субстанцию вечную и совершенно чистую.

Церковь Преображения Господня Спасо-Вифанского монастыря
  • «Таинственный союз», объединивший названия престолов центрального собора комплекса, наглядно проявился в неординарном интерьерном устройстве самого здания. Небольшой Преображенский собор имеет овальную форму, что придавало сходства с церквями первых веков распространения христианской религии.
  • Алтарная стена нижнего Лазарева храма образует подобие пещеры, в которой было погребено тело праведника. Над этим сооружением поставлен алтарь верхней церкви, который напоминает собой библейскую гору Фавор, где Христос преобразил человеческую природу в божественную. Изначально искусственная священная возвышенность устилалась мхом, украшалась рукотворными цветами, а также фигурками различных зверей. Гора Фавор и Лазарева пещера позволяли паломниками составить ясное представление о двух чудесных событиях, описанных в Новом Завете.
  • В 1786 г. святитель Платон велел перенести в новоявленный собор из Троицкой лавры древнюю раку с останками отца Сергия Радонежского. Реликвию разместили на специальном месте перед входом в нижнюю церковь (Лазареву пещеру).

Деятельность Платона в пустыни

Митрополит, завершивший преобразование обители в штатный монастырь и построивший рядом с комплексом духовную семинарию, получил право встретить спокойную старость в таком прекрасном месте. Здесь преподобный любил заниматься делами епархии и следить за хозяйством, а также проповедовать христианское учение монахам и паломникам.

В Вифанской обители святитель Платон становился смиренным иноком, каким и был всю свою жизнь. О его милосердном и благородном нраве упоминал каждый, кто лично был знаком со святителем.

Митрополиту нравилось совершать прогулки по Вифании, любоваться живописным пейзажем округи. На юго-востоке комплекса располагался небольшой и изящный сад, с беседкой. По его песчаным дорожкам еще при жизни святителя гордо расхаживало семейство павлинов. Святитель, будучи главным наместником, руководил деятельностью братии как в дни торжеств, так и в будни. В обители с большей радостью отмечали не только Рождество Христово и Пасху, но и праздник Преображения. Простым мирянам, приходящим в монастырь на торжества, раздавали калачи и вино.

Скульптура митрополита Платона (Левшина) возле стен монастыря

В 1812 г. преподобному Платону исполнилось 75 лет, изнеможенный болезнью и старостью он принял факт о вторжении неприятель в русские земли с большой горечью. Из Вифанской обители он посылал защитникам отечества благословение и подарил войску икону Сергия Радонежского. Даже когда столица была объята огнем, святитель предрек, что Троицкая Лавра не достанется неприятелю. Его насильно отправили в Махрищскую обитель, но вернули через 12 дней. Душа Платона успокоилась, когда он узнал об освобождении Москвы. Он скончался 11 ноября, тело его отпели в Лавре, а вскоре перенесли в родную Вифанию.

На заметку! Обитель привлекала людей, питающих любовь к её основателю. Паломники посещают комплекс и молятся раке с останками благочестивого Платона. В дни его памяти братии Троицкой Лавры и Вифании объединяются, чтобы воспеть хвалу преподобному святителю и испросить Господа о вечном упокоении его души.

История обители с XIX столетия

Спустя три десятилетия после кончины Платона стало очевидно: Вифанский комплекс продолжает развиваться и действовать, расширяться и утверждаться. С каждым годом здесь становилось всё больше паломников, желающих участия в православных богослужениях. При жизни основателя верующие почитали здешние святыни и изумлялись великолепной архитектуре, отныне они стремились отстоять панихиду в память о любимом архипастыре и испросить помощи у его раки.

  • В духовной семинарии, находящейся рядом с Вифанским монастырем, также возросло число иноков, желающих осознать Божье слово. Это религиозное заведение отличалось дешевизной проживания, удаленностью от городской суеты и высоким качеством образования.
  • Так как число семинаристов и паломников возросло, митрополит Филарет благословил братию на расширение Преображенского собора. В 1831 г. основной объем храма опоясали одноэтажными пристройками, что и позволило увеличить площадь.
  • В 1841 г. появилась необходимость расширения монашеского кладбища, поэтому северную границу монастырской территории отнесли на 25 метров. Через 20 лет у восточной стены патриарших покоев воздвигли Духовскую церковь. Пятиглавое строение имело высоту 43 м. и пять престолов, проект разработал архитектор А. Малышев. В 1876 г. были отстроены Святые врата с надвратной колокольней, сооружение стилистически напоминало архитектуру Духовской церкви и имело трехъярусную конструкцию. Новые постройки значительно превышали по высоте главный собор, это определило иной облик Вифанского комплекса.
Историческое фото монастыря в начале ХХ века

В первые годы XX столетия обитель оставалась знаковым местом для отечественных паломников, не уступая в авторитете Троицкой лавре и пещерам в Чернигове. Большое число людей свято верили в могущество чудотворных останков святителя Платона, они шли сюда за исцелением от телесных и душевных недугов. Покои преподобного основателя со временем превратились в мемориальных музей, каждый прихожанин мог удостовериться в скромности Платона и его и его художественном вкусе, просто взглянув на устройство его кельи.

Закрытие и настоящее время

После 1917 г. спокойная и размеренная жизнь обители прервалась. В 1925 г. комплекс закрыли большевистские власти, он продолжал действовать в качестве сельскохозяйственного заведения. В монастырских постройках разместили детский дом.

В начале 1930-х. разоренная обитель перешла под управление птицефабрики. Многие постройки разбирали, чтобы получить крепкий кирпич: были уничтожены настоятельские покои, ограждение, надвратная колокольня и Святые врата. Преображенский собор был снесен, на его месте установили бюст вождя революции. Тогда же разорили братский некрополь, сняли главы с Духовского храма.

  • В 1998 г. состоялось возвращение некоторых зданий Вифанского комплекса Троицкой лавре. В 2002 г. преподобный Алексий II издал указ о том, чтобы обитель обрела статус Лаврового подворья. С этого времени началось полноправное восстановление монастыря из руин.
  • Наиболее активная реставрационная работа велась в 2006 г., значимую финансовую помощь оказывали праведные благотворители. Общими усилиями восстановили Духовской храм и части корпуса семинарии, где временно разместили братский корпус.
  • В период с 2008 по 2011 гг. отстроили ограждение, надвратную колокольню и центральные врата. Удалось также восстановить и Спасо-Преображенскую церковь, но в грубом и неотесанном виде, Фаворскую гору облицевали мрамором.

    Внутреннее убранство Преображенского собора
  • В 2011 начались работы по воссозданию покоев митрополита Платона.

Сегодня реставрация продолжается.

Информация для паломников

Вифанская обитель стоит на границе Московской и Владимирской областей, она окружена небольшими возвышенностями и густыми лесами. Великолепная обитель имела высочайший религиозный статус до момента закрытия и фактически полного уничтожения. Сегодня продолжаются работы по её восстановлению.

Сегодня монастырь считается действующим, с 2002 г. здесь открыто подворье Сергиевой лавры. На территории расположен уникальный храм Преображения Господня с искусственно созданной Фаворской горой, изящные Святые врата с колокольней и Духовской собор.

Чтобы добраться до Божьего дома из столицы на авто, нужно двигаться по Ярославскому шоссе. Перед поселком под названием Лоза нужно свернуть налево, главная дорога приведет к самому монастырю. Многие паломники добираются до обители от ж/д остановки «Сергиев Посад» на маршрутке № 74, выходить следует на «Птицеграде».

Монастырский комплекс работает ежедневно, входить на территорию разрешено с 7:00 до 20:00. Утрени здесь начинаются в 5:30, а вечерни — в 16:30.

Каждую неделю в обители проводятся занятия в воскресной школе.

Спасо-Вифанский мужской монастырь в Сергиевом Посаде
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: