Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде

Обитель находится на берегу Волги и считается древнейшей пустынью Нижегородской земли. Вознесенский монастырь основал в XIV столетия преподобный Дионисий, который вскоре приобрел великую духовную славу. Обитель стала свидетелем кровавых междоусобиц, агрессивных набегов татаро-монгольских войск и Смутного времени, благополучно пережив все напасти.

История обители

Название пустыни произошло от первого храма (Вознесенского), построенного на здешней земле. Печерской же она стала благодаря иноческим пещерам, вырытым на берегу Волги и послужившим началом всей обители.

Вознесенский Печерский мужской монастырь — одна из древнейших обителей Нижегородской земли

В первые года XIV в. на берега широкой Волги из знаменитой Киево-Печерской лавры прибыл игумен по имени Дионисий. Святитель намеревался основать в здешних землях монашескую обитель, где будет рождаться подвижничество, духовное становление отечества и праведные деяния. О начальном периоде в истории Печерской пустыни практически ничего не известно.

  • Дионисий получил благословение от своего наставника на уход из Киево-Печерской пустыни, испытывавшей духовный упадок, с целью основания нового монашеского обиталища. Святитель отправился в путь и взял икону Богоматери «Печерская», обретенную в Успенском собора в 1085 г. В дальнейшем этот чудотворный образ явился главной реликвией Вознесенской пустыни, а также самого Нижнего Новгорода.
  • Игумен Дионисий, преданный традициям старины, ископал на берегу реки пещеру, где долгое время молился и соблюдал пост. Слава о великом аскете в скором времени распространилась по всей округе, пришли и другие монахи, желавшие просветления. Так как количество братии возросло, появилась необходимость в расширении помещений для молитв и отдыха. На уступе горы, находящейся неподалеку, монахи начали возводить деревянную церковь, освященную в честь праздника Вознесения Христа.
  • Рядом с первым собором родились братские кельи, небольшая звонница и хозяйственные помещения. Число насельников возрастало, первым настоятелем обители справедливо назначили преподобного Дионисия. Святитель обучал монахов смирению, основам иноческой жизни и подвижничеству, он сам являлся живым и строгим примером аскетизма. Спустя время его ученики Макарий и Евфимий основали пустыни в Суздале и Макарьеве, а после были причислены к лику святых.
Важно! В стенах Вознесенского монастыря проповедовали принцип общежития (киновии). Все имущество разделялось между насельниками, никто не имел права присвоить себе какую-либо вещь. Каждый, не исключая игумена, ежедневно трудился, за стены монастыря не разрешалось удаляться без благословения настоятеля.

При ведении хозяйства использовались особые вкладные книги, куда вписывались пожертвования от разных прихожан. Духовная жизнь Вознесенской пустыни не отклонялась от заветов Киево-Печерской лавры. Обитель чрезвычайно почиталась помещиками, боярами и великими князьями, которые искали здесь благословения и мудрого совета, неся с собой щедрые дары.

Становление монастырского комплекса

В конце XIV столетия Русь стояла на пороге решающих битв с монгольской Ордой, поэтому духовные авторитеты, среди которых был Дионисий, освящали отечество и придавали сил для победы. Преподобный архимандрит упорно трудился во благо монастырского комплекса и русского христианства.

Икона святителя Дионисия Суздальского, основателя монастыря
  • Печерская обитель продолжала развиваться и после смерти своего настоятеля, почившего в 1385 г. Она укреплялась, несмотря на разграбления и другие бедствия. Князья и богатые помещики продолжали вносить необходимые вклады, дарили земли, села и рыболовные угодья, все это помещалось в монастырскую казну. Не оставались в стороне от благодеяний и простые прихожане. Подобное финансирование позволило братии приобретать новые территории недалеко от пустыни. В начале XVI столетия царь Василий III закрепил за Вознесенским монастырем статус неприкосновенного комплекса с особыми привилегиями.
  • Однако процветающая пустынь много раз подвергалась разорению и сожжению. В середине XVI века началось активное возведение каменных построек, среди нескольких соборов на территории выделялся монументальный Вознесенский храм. В конце столетия на территории красовалась высокая колокольня, а также стояли кельи, больница и хозяйственные постройки. Вокруг обители воздвигли деревянный забор со святыми вратами.
  • К сожалению, весь комплекс был уничтожен горным оползнем в 1597 г. За неделю до катастрофы братия рассмотрела признаки скорого обрушения горных пород и смогла спасти церковную утварь и святыни. Монахи видели суровую гибель родной обители, но им оставалось только молиться о божественной милости.

Вскоре после сошествия оползня иноки обнаружили нетленные останки преподобного Иоасафа, почившего в пустыни за 30 лет до происшествия. На месте обретения воздвигли святую гробницу, а через год рядом построили деревянный храм, освященный во славу торжества Преображения Христа. Новую Вознесенскую обитель решили восстанавливать ближе к городской черте, опасаясь повторного схода горных пород. В конце XVIII столетия центральный деревянный храм заменили каменным.

Восстановление пустыни

На старом месте обитель простояла 270 лет, для нового монастыря выбрали холмистую местность, которую пришлось выравнивать. Настоятель Трифон вел переговоры с царем Феодором и просил помощи в восстановлении. Деревянные постройки создавались на государственные средства, запросы о возведении каменных зданий долгое время отклонялись московской комиссией.

Роспись храма Вознесенского Печерского монастыря

Только в 1631 г. будущий Вознесенский храм получил белокаменный подклет, в 1645 г. появилась надвратная церковь Евфимия Суздальского, а в 1648 г. — Успенский собор. Печерский монастырь, укрепленный камнем, предстал живописным и одухотворенным комплексом.

  • Одновременно с Вознесенским храмом строилась колокольня. Её нижняя часть создавалась по старым методикам и напоминала первый ярус строения, уничтоженного оползнем. Сдвоенные арочные окна придавали колокольне сходство с итальянскими башнями. В XVIII деревянный шатер заменили каменным, строение отличалось наличием часов и колокола, созданного немецкими мастерами.
  • Храм Евфимия Суздальского — единственный представитель российских шатровых церквей, которую поставили над Святыми вратами. Собор по своей форме предстал восьмиугольным строением, завершенным пирамидальной кровлей. Церковь, при строительстве которой вдохновлялись образом Архангельского собора, отличалась гармоничной пропорциональностью.
  • В этот же период в стенах монастыря появилась трапезная с отапливаемым Успенским собором. Внутреннее пространство здания перекрывалось сводом, шатер нетривиально выступал только в роли декоративного элемента. Эта особенность выделяла постройку из числа подобных. Четырехугольная форма изящно обрамлялась закомарами на каждой стороне. Фасады декорировались крупными кирпичными наличниками. В трапезной располагалось два алтаря, что позволяло проводить здесь богослужения. Крытая галерея практично соединяла главные соборы.
  • Одновременно с церквями в монастырском комплексе появлялись архиерейские палаты и братские кельи. Настоятельский корпус неоднократно перестраивался, так как росло значение Нижегородской епархии и её настоятелей. На северной стороне архитектурного комплекса находилась Петропавловская церковь, которая ранее называлась Макарьевской. Переосвящение в честь великих апостолов произошло в 1858 г.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печерском Нижегородском монастыре
  • В 1765 г. над восточным входом в Вознесенскую обитель воздвигли Покровский храм. Здание восстановили в 1848 г. после пожара 1800 г. Так как восточные врата имели второстепенное значение, храм создавался в простых традициях. Сегодня здание сохранилось только частично. Западный вход, как самый важный, увенчали в 1895 г. пятью главами.
Интересно! Вновь оживший Вознесенский монастырь приобрел небывалую славу. Настоятели обители оказывали большое влияние на государственные дела. Монастырская братия выражала посильную материальную помощь российскому воинству, мужественно сражавшемуся за независимость отчизны.

Иногда обитель служила местом, где содержались церковные и государственные преступники. Вознесенский монастырь проявлял милосердие к беднякам и сиротам, располагал собственными больничными палатами и богадельнями, содержал увечных и обездоленных.

Советский период и наши дни

После революции 1917 г. обитель разделила горькую участь разорения и запустения вместе с другими монастырями. В 1925 г. Печерская пустынь перешла во владение музейных органов, которые приняли на себя обязанности охраны старинного архитектурного комплекса. Однако большевики разграбили ризницу и сделали из церковных строений складские помещения и обычные квартиры.

  • В 1931 г. на переплавку пошли десять колоколов, ограды и православные кресты. В центральном (Вознесенском) храме организовали столярный завод, а в подвалах обустроили овощехранилище. Успенская церковь переквалифицировалась под архив, а настоятельские покои стали кинотеатром.
  • Лишь в 1960 г. Вознесенской обители присвоили звание памятника архитектуры. Реставрация началась в 1971 г., мастерам частично удалось восстановить старинный образ комплекса.
  • В 1994 г. пустынь официально перешла под управление РПЦ, настоятелем выбрали иеромонаха Александра. Освящение Вознесенской церкви состоялось в 2000 г., а через некоторое время на колокольню подняли колокол, в точности повторявший экземпляр XVI столетия.
  • В 2001 г. прихожанам посчастливилось прикоснуться к чудотворным останкам, привезенным из знаменитой Киево-Печерской обители.
Богослужение в храме Вознесенского Печерского монастыря

Сегодня на территории обители полным ходом продолжаются восстановительные работы. Благодаря трудам братии и милосердным пожертвованиям благочестивых граждан в короткий срок были полностью отремонтированы братские корпуса и настоятельные покои, открылась церковная лавка. Осуществляется роспись стен Вознесенского храма и трапезной, появляются новые колокола. Возрождающийся монастырь приобретает значение духовного центра Нижегородской области.

Информация для паломников

Действующий Вознесенский монастырь принимает паломников и проводит богослужение, врата открыты с 7:30 до 18:00.

В соборах пустыни православные верующие имеют возможность воздать молитву перед иконами Пречистой Богородицы «Оранской», «Федоровской» и «Печерской». Здесь также хранятся образы святого великомученика Пантелеймона и преподобного Дионисия Суздальского. Большое значение имеют находящиеся в стенах монастыря останки Матроны Московской и Симеона Вертохурского.

Обитель располагается в Нижнем Новгороде на ул. «Приволжская слобода», строение № 108. Ближайшая остановка транспорта — «Донецкая улица».

Вознесенский собор, прославившийся своей историей, богатствами и авторитетом, сегодня широко раскрывает врата для православных верующих. Обитель, видевшая многие ужасы бытия, помогает прихожанам обрести умиротворение, возникающее здесь естественным путем.

Вознесенский собор Печерского монастыря