Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Поминовение усопших воинов — 9 мая 2020 года

Воины, усопшие во время войн, были людьми, которые отдали свою жизнь за близких, родных, свободу своей страны. В 15 главе евангелиста Иоанна написано, что тот, кто душу свою отдаст за близких людей, тот исполнит волю Божью, ибо Иисус пошел на жертву ради человечества. Поминовение усопших воинов — традиция православной церкви, чтущей с любовью воинов, которые исполнили свой сыновний долг перед Родиной-матерью.

Возникновение традиции

В День Победы во всех православных церквях проводятся поминовения усопших воинов и мучеников, которые не вернулись с полей битв во второй Отечественной войне. Русское воинство постоянно получало укрепление духа через молитвы и иконы святых, которые оберегали их в тяжелое время лишений и боевых действий.

9 Мая Русская Православная Церковь поминает усопших воинов

Вера, Отечество и народ были и есть святыми ценностями для русского воина, и, несмотря на гонения церкви, в годы войны русский патриархат во главе с митрополитом Сергием разделял все тяготы военных лет.

В церквях не только проводились богослужения, но и собирались средства и вещи в помощь воинам, сражавшимся на поле битвы. Танковая колонна имени Дмитрия Донского была сформирована на пожертвования, сделанные христианами в православных храмах.

Поминовение усопших в 2020 году будет проходить так же, как проходило в 2019 году, и будет проходить в 2021.

Установление традиции поминовения усопших 9 мая

В 1994 году, 4 декабря, Архиерейским собором Русской Православной Церкви была установлена традиция служить 9 мая поминовение всех павших в боях за Родину, народ и веру, а также всех замученных в концлагерях, умерших в плену.

Во время панихиды в храмах читается молитва.

Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылавши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овому же на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.

Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое.

Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч.

Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением.

Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачеством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их.

Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братии и сестер, плачущих о своих присных, — и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи!

Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена) воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.

Православная церковь во время войн никогда не оставляла свой народ, помогая ему утешением, молитвами и материальной помощью.

В День Победы во всех православных храмах производится поминовение погибших в годы войны

При раскопках могил воинов археологи не раз находили крестики и написанный от руки 90 Псалом, вложенный в комсомольский или партийный билет. Безусловно, в то время никто не афишировал помощи Бога. Однако, между воющими ходили легенды о том, как Библия спасла от пули, а те, кто уходил со словами «Боже, сохрани», всегда возвращались.

Случайные совпадения или Божьи проведения

  • 22 июня 1941 года в первый день начала Второй Отечественной войны, когда гитлеровские войска напали на Советский Союз, в православных храмах звучали богослужения в честь всех святых, почивающих в земле Руси.
  • Контрнаступления советских войск под Москвой началось 6 декабря, когда церковь отмечает день памяти Александра Невского.
  • В день почитания апостолов Петра и Павла, 12 июля в 1943 году войска русской армии пошли в наступление под Курском. Была выиграна битва на Курской дуге.
  • 4 ноября весь православный мир почитает Казанскую икону Богородицы. Именно в этот день в 1943 году был освобожден Киев.
  • Воскресение Господне в 1945 году выпало на 6 мая, в этот же день русская православная церковь поминает Георгия Победоносца. В 1945 году в этот день практически закончилась война. 9 мая было официальное подписание договора о капитуляции немцев.
  • В День Святой Троицы 24 июня Москва принимала первый парад Победы.

Ныне, когда прошло более 70 лет, как и раньше, благодарные потомки в молитвах поминают усопших во время войн и молятся за упокой их душ.

Роль Русской Церкви в Отечественной войне

Православная церковь во время войны принимала самое активной участие моральной, физической и духовной поддержке воинов и граждан, которые остались как в оккупации, так и в тылу.

Несмотря на то что в 40-е годы коммунисты запретили богослужения, многие священники были расстреляны или сосланы в Сибирь, в военное время Люди потянулись к Богу за помощью и правящая верхушка промолчала.

Воинов, погибших за родную землю, Церковь чтит с особой любовью

Митрополит Сергий собственноручно на машинке напечатал воззвание к священникам и пастве и распространил между людьми, передав пророческое послание о том, что победа будет за русскими. С этого времени уничтожение православия было приостановлено, священники возвращались из ссылок, прихожане потянулись в храмы. По разрешению Сталина был проведен Собор, на котором был избран Патриарх, им стал митрополит Сергий.

Батюшки служили не только в храмах, но и на передовой, с оружием и крестом в руках. Старшина Советской армии Лобачев, награжденный множеством орденов и медалей, окончивший войну в Праге, на самом деле был священником, будущим архимандритом Леонидом.

В звании майор закончил войну Извеков, который в будущем будет выбран Патриархом Московским и всея Руси. Православные знают его, как преподобный Пимен.

Многие воины, пережив ужасы войны, давали обет Богу и впоследствии становились священниками, посвящая жизнь Творцу.

Митрополит Калининский и Кашинский Алексий в войну был пулеметчиком. Диаконом в Киевском храме всю жизнь прослужил Крамаренко, кавалер орденов Славы трех ступеней. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Важно! При поминовении воинов священнослужители с особым почитают о святом Луке, который в войну был священником и хирургом.

Помощь православных верующих

Православные христиане:

  • служили в госпиталях;
  • помогали ухаживать за ранеными;
  • утешали тех молитвой и теплотой души;
  • ободряли инвалидов.

Семьи воинов, воюющих на фронте, были под особой опекой православной церкви. В храмах постоянно собирались посылки для детей-сирот.

Во время великой беды народ и церковь были едины. В дни празднования дня Победы нельзя не помянуть тихого молитвенника иеросхимонаха Серафима Вырицкого, который много часов проводил в молитвах за русский народ. Прося у Бога победу.

Важно! Людская память не забывает об усопших военных, которые пали в борьбе за свободу России. В этом сила Святой Руси и ее непобедимость.
Проповедь в День поминовения усопших воинов 9 мая
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: