Рождественское богослужение православной церкви является продолжительным и чрезвычайно важным мероприятием, цель которого почтить память Сына Божьего и помочь людям приобщится к добродетелям.
Попразднество — шестидневный цикл повторяющихся гимнов и песнопений в честь Помазанника Иисуса.
Приготовление к празднеству. Воздержание
Церковное празднование начинается с религиозных приготовлений. За 40 дней до 7 января верующие начинают Рождественский пост, очищающий душу от греховных помыслов и тело от вредного влияния «тяжелой» пищи. Воздержание, представляющей собой аскетическую природу, позволяет подойти к священному дню должным образом.
Во время поста нельзя употреблять пищу животного происхождения и заниматься небогоугодными делами, порочащими вечную душу.
- Рекомендованный рацион в этот период довольно строг. Необходимо исключить не только мясо, но и молочные продукты.
- В первый день поста христианские верующие накрывают стол и произносят соответствующие молитвы, хваля Всевышнего за щедрость и милосердие.
- Рождественское богослужение не проходит без приготовления кутьи — традиционного праздничного блюда.
- Еще одним украшением стола являются компот и блины на воде. Ими угощали колядующих, чтобы привлечь в дом счастье и достаток.
- В выходные разрешается готовить пищу с растительным маслом.
- В период поста рекомендовано чаще, чем обычно, посещать церкви. Это позволяет духовно очищаться.
- В начале поста рекомендуется помогать нуждающимся едой или деньгами.
- В канун Рождества не следует вкушать праздничную пищу до появления первой звезды. Здесь прослеживается аналогия с появлением небесного светила в момент рождения Иисуса Христа.
Традиции для кануна Рождества
Пост заканчивается с появлением первой звезды на ночном небосклоне, и жизнь разворачивается в новый виток. Предки имели веру, что временной отрезок прошел положенный путь и возобновляет отчет с самого нуля. В прошлом они оставляли все тяжелое и ненужное, поэтому рождественские традиции являются символом рождения и обновления.
- В современной культуре празднование воспринимается как дополнительный отдых, оно входит в группу новогодних каникул. У людей появляется хороший повод порадовать членов семьи и приятно отдохнуть.
- В это время две силы борются в человека. Добро устремляет людей к колядам и песнопениям, а темная сторона влечет к гаданиям и колдовству.
- Перед празднованием принято тщательно убирать жилье и начищать посуду. В храмах и домах устанавливали елку, символизирующую вечное существование. Для Рождества характерно сочетание красного и зеленого оттенка, а в качестве символики используются фигурки ангелов, осликов, младенцев в яслях и свечи.
- Раздача подарков — любимая детьми и самая веселая часть праздника. Переодевшись в Деда Мороза, один из членов семьи приносит сласти и игрушки в мешке. Дети получают подарки с условием, что будут себя вести хорошо и слушаться взрослых.
- Во время пиршества ведутся беседы о добродетелях и правильных поступках. Раньше за стол приглашались соседи и нищие, в образе которых мог явиться Господь. Каждый человек пробовал все блюда и благодарил за угощения. Сначала подавали закуски, потом супы с лепешками, а десерты — в конце.
- В церковных условиях на канун праздника идет Рождественская литургия. Она начинается утром 6 января и заканчивается утром следующего дня. Пришедшие верующие присутствуют на службе, исповедуются и причащаются. От количества людей зависит продолжительность церемонии.
Сочельник
В канун Рождества (Сочельник), 6 января, проходит Вечерня, представляющая собственно начало празднования.
Сочельник представляет собой завершение Рождественского поста, который длился 40 дней. В этот день верующие соблюдают самый строгий пост. Принимать пищу не разрешено до появления первой звезды, которая символизирует пришествие в мир Спасителя.
Во время вечерни служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. По окончании службы в храм вносят изображение звезды Вифлиема, появившейся на небе во время рождения Иисуса.
Всенощное бдение
Всенощное бдение — последующая часть церковного служения с пениями красивейших канонов и прикладываниями к святому лику Спасителя. Это богослужение продолжается от заката до рассвета (с 18 до 6 часов утра) и символизирует аскетическое отречение от сна в пользу молитв и песнопений в честь Господа.
- Практика известна со времен Ветхого Завета: апостолы рекомендовали круглосуточно бодрствовать и памятовать о пришествии Мессии.
- В период гонений христиане устраивали собрания именно в ночное время, в тайных местах (кладбищах или катакомбах).
- С II по IV века монахи не спали, читая молитвы Иисусу и воспевая Псалтири. Так как они прятались в горных пещерах, было опасно покидать эти места в ночью, так как возникала вероятность сорваться в пропасть. Поэтому они не смыкали глаз, восхваляли Господа, а отдыхать шли только на утро.
Василий Великий в своих сочинениях использовал термин «агрипния», что означает «отсутствие сна». Он утверждает: такая практика была широко распространена на Востоке и проходила в канун каждого воскресения, в святую ночь Пасхи и в праздник Богоявления.
Порядок всенощного бдения
Существует особая церковная структура всенощного бдения:
- Начинается оно с малого колокольного звона и девятого Часа, где произносятся псалмы и молитвы.
- Далее идет малая вечерня, великий колокольный звон и зажжение лампад.
- Горящие свечи устанавливаются в специальное место перед главными вратами иконостаса.
- Иерей глубоко кланяется настоятелям церкви, святым изображениям, хорам певчих, братьям. Он входит в алтарную и надевает епитрахиль, совершает молитву, окуривает кадилом алтарь, отворяет Святые врата и отходит.
- Пономарь и священник громко произносят: «Восстаните!», а иерей продолжает окуривать иконы и собравшихся.
- Помощник настоятеля читает священное послание к Всевышнему, а после — Псалом 103, который многократно повторяется. В конце ритуала иерей встает перед Святыми вратами и читает светильничные молитвы.
- Далее все служители заняты великой ектенией (прошением). После молитв и стихиров в храме появляется духовенство, совместно с которым поется «Богородице Дево» и произносится благословение пшенице, вину и елею.
- После чтения апостольских посланий идет полиелейная утреня — самая торжественная часть Всенощного бдения.
- Завершается все Часами (первым, третьим, шестым) и Литургией.
Попразднество
На следующий день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.
Попразднество — богослужебный период, который характеризуется воспоминаниями о великом происшествии в христианском мире. Священнослужители прославляют само событие и всех участников. Чаще этот период продолжается шесть-семь дней до утренней праздничной службы 7 января.
Попразднество завершается отданием праздника, где происходят самые торжественные богослужения с молитвами и песнопениями.
Попразднество длится шесть дней до 13 января и является завершением рождественского периода.