19 августа православные христиане отмечают великий праздник — Преображение Господне. В русской православной традиции этот день также называют Яблочным Спасом. Согласно евангельским рассказам, во время молитвы на горе Фавор Иисус Христос предстал перед тремя своими лучшими учениками во всем Божественном величии, при этом лицо Сына Божьего просияло таинственным светом. Это Божественное сияние евангельские авторы называли Фаворским.
Что такое Фаворский свет
Термин «Свет Фавора» в Православии употребляют не только тогда, когда говорят о событиях, произошедших во время земного пути Иисуса Христа. Действительно, чаще всего это понятие употребляется в описании света Божественной славы, которым просияло лицо Сына Божьего.
Но также Фаворским светом называют и то сияние, которое исходит от христианских праведников, прославившихся особыми молитвенными подвигами и истинным христианским благочестием.
С термином «Свет Фавора» неразрывно связано понятие «Нетварный свет».
Нетварный свет
О себе Сын Божий говорил, что Он «есть Свет миру». В этих словах заключена особая мудрость, ведь в этом случае имеется в виду неземной свет, а сияние Истины. Той самой Истины, которая является высшей Правдой и рассеивает мрак лжи и неверия.
В этих образах люди должны уяснить, что физический, плотский мир, который мы видим своими глазами — не есть истинная жизнь, реальное положение вещей. Все, что мы не видим своими глазами, мы можем увидеть душой, сердцем. В сердце же мы стяжаем и Вечность, ибо «Царствие небесное внутри нас есть».
Понятие «Нетварного света» означает, что это сияние несотворенное. Это возможность своими глазами увидеть ореол Божественной сущности. Иногда людям дано увидеть этот свет, чтобы они имели возможность воочию убедиться, что с ними говорит Бог, а не простой человек. Именно такое событие и произошло на горе Фавор.
Учение о Нетварном свете
Учение о подобном Божественном сиянии уходит к истокам христианской культуры. Сам Сын Божий сказал, что человек, следующий за Ним, никогда не заблудится во тьме, так как будет видеть Свет Жизни. Во время молитвы на Фаворе Он предоставил возможность своим ученикам увидеть сияние Его грядущей славы.
Согласно учению Церкви, это сияние не есть производной разума или чувственной сферы. Фаворский свет описывают как нечто «сверхразумное и неприступное», то, что неподвластно времени и не поддается простому человеческому объяснению.
Нетварный свет вызывает ассоциации с Вечностью и нетленностью, но его нельзя представить себе, рассмотреть и описать. Это сияние считается сверхсущественным, так как стоит выше той реальности, которую может воспринять человек. В контексте этого понятия богословы различают термины «Божественной сущности» и «Божественной энергии».
Под понятием Божественной сущности подразумевают природу Бога, онтологическое содержание Божественной Ипостаси. Под Божественной энергией подразумевают движение природы, проявления Божественной сущности, ее действия, но не ее саму.
Богословы утверждают, что это сияние является Божественной энергией и благодатью, вечно исходящей от самой Божественной сущности. Посвятившие годы исследованиям и размышлениям о Божественной энергии, они выделяют следующие свойства Нетварного Фаворского света:
- Эта Божественная энергия нераздельна с сущностью, но в то же время — неслиянна с нею.
- Происхождение этого света нетварно.
- Энергия не разделяет саму сущность.
- Термин «Бог» относится не только к Его природе, но и к Его энергии.
Святые, воссиявшие светом Фавора
История христианства знает случаи, когда подвижники, отличавшиеся особым благочестием, так же могли воссиять Божественным Светом.
В первую очередь следует вспомнить житие русского подвижника Иова Почаевского. Святой Иов вел отшельнический образ жизни и жил в пещере, вдали от людей. И все же, история сохранила множественные свидетельства очевидцев, которые утверждали, что в пещере Святого Иова происходили настоящие чудодействия.
В то время, когда Иов Почаевский приступал к молитве, из его пещеры вырывались языки пламени. Что это, если не проявление Божественной энергии?
Все люди, видевшие богослужения, проводимые Сергием Радонежским, утверждали, что во время службы от преподобного отца Сергия исходил особый свет. Потом эта энергия сходила в чашу, из которой преподобный Сергий причащался.
Один из самых почитаемых Святых Русской Православной Церкви, Серафим Саровский, также имел отношение к проявлениям Божественной энергии. По рассказам свидетелей, во время молитвы лицо праведника освещалось особым невещественным сиянием.
Альтернативная трактовка в западной культуре
Учение о Нетварном свете считается каноническим лишь в Восточной Церкви. В западной христианской культуре считается, что свет, исходящий от Христа во время Его Преображения, был таким же вещественным, как и все, что было создано Им ранее.
По мнению западных богословов, свет не был внешним проявлением Божественной энергии, не был частью самого Бога. Он являлся лишь искусственно созданным творением, необходимым для того, чтобы произвести впечатление на апостолов и укрепить их в вере.
Дискуссии и богословская полемика
Споры о событиях, произошедших на горе Фавор, начались в Средневековье и не утихают до сих пор. Авторитетнейшие философы древних времен и богословы современности так и не смогли прийти к единому мнению по поводу нетварности Божественного Фаворского света, понятий энергии и сущности.
Православное вероучение опирается на мнение архиепископа Григория Паламы.
Его мнение о Нетварном свете стало решающим в затянувшемся богословском споре. Его учение о Фаворском свете было утверждено на Константинопольском Соборе в 1351 году. Смысл праздника Преображения Господнего выходит за пределы одного из дней, одного из чудес, одного из праздников: он раскрывает человеку конечную цель его существования.
Понятие Преображения неразрывно связано с еще одним православным и философским понятием — обожением. Именно в единении с Богом, в приобщении к вечному свету и нетварным энергиям, и заключается смысл человеческой жизни.