В Священном Писании довольно часто упоминаются географические места, многие из которых до сих пор неизвестны истории и человеку. Однако гора Синай, на которой Господь дал Моисею скрижали с десятью заповедями существует, более того, сегодня она представляет собой не только место паломничества верующих, но и одной из достопримечательностей Синайского полуострова, а значит целью многих туристов.
Действительно ли эта вершина та самая, где человек разговаривал с Творцом или лишь миф для привлечения денег?
История
Гора Синай, чья высота почти 2250 метров, расположена на одноименном полуострове, сегодня это территория Египта. Также имеет название Хар-Синай на иврите и Джебель-эль-Тур на арабском языке.
Вопреки распространенному мнению это ряд вершин, а точнее 3 параллельных гребня: западный Джебель-эль-Хамр, средний Синай (который и считается горой Моисея) и восточный гребень.
При этом еврейские документы древности не указывают точного местонахождения горы, а археолог Анати даже указывал совершенно иной пик в качестве библейского — гору Хар-Карком в пустыне Негев. Именно там археолог обнаружил многочисленные святилища и считает, что древние евреи почитали то место, в то время как мусульмане и христиане ошибочно отождествляют святое место с Синаем.
Похожие статьи:
Почитание данной местности считается древнехристианской традицией, начало которой было положено в 6 веке, согласно свидетельству Евсевий Кесарийский. Уже со II века на Хориве селились христианские монахи и отшельники, которые желали найти и обозначить упоминаемые места в Писании.
В 249 году в Египте правительство стало гнать христиан, и они стали убегать в горы, положив начало нескольким церквям и монастырю на вершине. В 330 году н.э. с разрешения и поощрения императрицы Елены монахи воздвигли часовню и башню.
Позже сюда были перенесены останки великомученицы Екатерины и в 527 году уже другой правитель, император Юстиниан основал тут монастырь, который сегодня известен как обитель святой Екатерины, где и хранятся ее мощи.
Во времена крестовых походов и войн Синай особо не пострадал, его даже обходили стороной воинственные арабы и турки, но когда в 639 году мусульмане захватили Александрию они прервали связь Византии и местных христианских обителей.
Так, куст растущий тут считается Неопалимой купиной, той самой, из которой Бог заговорил с Моисеем при первой встрече.
С тех пор монастырь стал независим и в IX веке избрал своего епископа, а позже и архиепископа. Несмотря на самоуправление постепенно монахи попали под влияние католической церкви и смог вернуть независимость лишь в 1439 году.
Упоминания в Священных книгах
Пик упоминается в двух священных религиозных книгах — в Библии и Коране. При этом в первой имя Синай часто заменяется другими названиями: гора Божия (Исх. 18:5), гора Хорив (Исх. 33:6) или просто место Хорив, также наименование Фаран употребляется для этой вершины.
Читайте также:
Разные названия возникли из-за трудностей перевода, поскольку в древнееврейском языке авторы Библии использовали разные слова для обозначения этой местности, например, Хорив означает пустынность, а Фаран — пещеры, которые образуются в скалах в этих горах.
Помимо конкретных упоминай местности, пик употребляется в Библии и в переносном значении, например «завет от горы Синайской» упоминается в послании Галатам апостолом Павлом как метафора плененного человечества. Очень часто это место упоминается как подножие или престол Бога, поэтому и считается у евреев священным местом.
В Коране же встречается только два упоминания о Хориве как о святом месте:
- В 95 главе суре «Ат-Тин»: Аллах там клянется святой вершиной «Клянусь горой Синаем!» (Ат-Тин: 2);
- В суре «Аль-Муминун» как место произрастания дерева, чьи плоды употребляются в пищу человеком: «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай…» (Аль-Муминун: 20).
Помимо этих упоминаний, вершина часто встречается в исторических древнееврейских документах, что подтверждает особое значение ее в иудаизме. Христиане же считают это место священным опираясь только на Библию и тексты святых отцов церкви.
Достопримечательности
На вершине горы Моисея расположено несколько религиозных строений, среди них храм Святой Троицы, Моисеева пещера, храм пророка Илии и его колодец, часовня Богородицы, монастырь святой Елены и небольшая мечеть. Сюда стекаются христиане и мусульмане для почитания святых мест и поклонения Богу.
Монастырь святой Екатерины
Мужская обитель св. Екатерины управляется архиепископом, который возглавляет Синайскую автономную церковь. Монастырь расположился на высоте 1500 метров над морем между двумя горами: Моисея и св. Епистимии, в ущелье Вади Шуед.
Монашеская жизнь здесь зародилась во II веке несмотря на то, что здание было построено только в VI веке. Иноки пережили турецкие войны, набеги арабов и крестовые походы, они непрестанно на этом месте поклоняются Богу.
На территории монастыря расположено несколько строений, которые заслуживают отдельного внимания. Среди них:
- Часовня Неопалимой Купины — изначально маленькая часовня была поставлена на месте тернового куста, из которого к Моисею обратился Господь в пламени. Эта часть здания самая старая во всей обители, поскольку упоминания о ней относят к IV веку.
- Базилика Преображения — главный храм обители, построенный в 542-552 гг. Стены храма сделаны из гранита, который настолько крепок, что уже 14 столетий здание не перестраивалось и не переделывалось. Для кровли использовали кипарис, а высокие внутренние двери из ливанского кедра. Внутри храма можно увидеть мозаику Преображения (VI век) и позолоченный иконостас с распятием. В храме хранятся мощи святых.
- Колодец Моисея — на севере от центральной церкви обители выкопан колодец, у которого по преданию Моисей встретился с Сепфорой, своей будущей женой. Колодец до сих пор работает и снабжает водой монахов.
На территории монастыря расположена большая библиотека, в которой хранится обширная коллекция древних манускриптов — их более 3000, и почти 2000 свитков. Тут же можно увидеть обширную коллекцию икон, среди них 12 самых редких и старинных (до X века).
Православный храм Святой Троицы
Он расположен на самой вершине горы Хорив — 2285 метров над уровнем моря. Первая церковь была воздвигнута преподобным Юлианом в IV веке, но позже в 532 году старое здание было перестроено, но простояло только до 1782 года. После разорения арабами храм восстанавливали заново в 1930-х годах.
Внутри здания сохранились древние фрески с ветхозаветными сюжетами. Хотя тут не проводится в данное время регулярных богослужений, но священники, совершающие восхождения, могут отслужить паломникам.
Другие православные святыни
По дороге от монастыря к вершине расположилась на утесе небольшая каменная часовня Богородицы. Ее построили в VI веке в честь Богородицы Экономиссы, которая по преданию явилась настоятелю обители на этом месте. По одной легенде Богородица спасла иноков от голодной смерти, по другой — от нашествия насекомых. На скале над зданием начертан белый крест.
К северу от церкви Троицы находится пещера Моисея, в которой по преданию вождь евреев провел 40 суток постясь и молясь, прежде чем Бог обратился к нему с заповедями. Спуститься в расщелину можно по короткой лестнице, вход не выше 50 см, а внутри пещера не более 2 метров.
Есть на вершине и пещерный храм — он был возведен в начале XII века Давидом Строителем, царем Абхазии и Иверии. По преданию на этом месте пророк Илия прятался от царя Ахава и именно сюда вороны приносили ему пищу.
Недалеко от стен храма расположился и колодец Илии, который по утверждению иноков обладает чудодейственными свойствами.
Мечеть пророка Мухаммеда
В VII веке на Синае хозяйничали арабы, которые пощадили все христианские постройки на вершине. Главный пророк ислама Мухаммед посетил Синай и за гостеприимство пожаловал монахам обители охранную грамоту, благодаря которой их не тронули иноверцы. Этот документ до сих пор находится в местной библиотеке. Именно после посещения Мухаммеда в стенах обители построили мечеть в его честь, которую можно найти в восточной части подворья.
Ученые датируют постройку началом XII века. Как и для базилики Преображения для стен мечети использовались гранитные блоки, внутри которые были расписаны арабскими священными текстами. В настоящее время там совершаются мусульманские намазы для паломников.
Паломничество
Синай является местом паломничества иудеев, мусульман и христиан, при этом все религии прекрасно уживаются на горе. Паломники приезжают в основном с курортного египетского города Шарм-эль-Шейха, хотя туристические автобусы сюда приходят и из Израиля и Каира.
За последние 10 лет на пик ежедневно поднимаются от нескольких десятков до сотен человек. Паломники могут выбрать один из двух путей на вершину:
- первый — более короткий и трудный (подниматься по нему можно только днем) символизирует монашеский путь в 3100 ступеней;
- второй — длинный и пологий позволяет подняться на пик даже на верблюде в ночное время.
Вдоль длинного пути установлены палатки с едой и сувенирами. Посетить все здания на горе можно только получив в монастыре сопровождающего, мусульманская же мечеть открыта всегда для туристов.