Нет в мире христианина, который хоть раз в жизни не гневался, ибо это проявление чувств вполне нормально для каждого человека, но, при условии, если оно не переходит некоторые границы. Библия учит нас, что гневаясь, мы не должны впадать в грех. Грех гнева в православии относится к смертным грехам, о них говорится в Притчах, 6 главе. Бог ненавидит сердце, в котором живут злые замыслы, это мерзость для Творца.
Как различить праведную и грешную эмоцию
Гнев — ответная реакция человека на какое-то действие или ситуацию. Если в этот момент нас накрывает раздражительность, желание мстить, возникает новый конфликт, то следует задуматься, а не грешу ли я. В Евангелии и послании апостолов можно найти несколько мест, где Иисус гневался в моменты непослушания людей или нарушения ними заповедей Божьих. Праведный гнев Спасителя отличается от человеческого тем, что во время злости люди начинают ненавидеть обидчика, а Христос воевал с грехом, но по-прежнему любил грешника.
Выражая негативные чувства по отношению к тем или иным событиям, мы не имеем права дать дьяволу контролировать нас, предоставив ему угодную область действий. Свое возмущение можно выразить по-разному, даже криком, но при этом, не оскорбляя возмутителя спокойствия, отдавая суд в руки Всевышнего.
Полностью пребывая под покровом Духа Святого, имея веру в силу Божьего суда, можно научиться преодолевать злость, находясь в покое и мире. Только Бог дает силы смотреть на обидчика Его глазами и воздавать любовью к тем, кто несправедлив к нам, только с Господом можно избавиться от смертельного греха.
Очень сложно взять свой крест и идти за Христом. Без смирения, терпения и прощения невозможно обрести истинное покаяние, гневаясь даже справедливо, по человеческим понятиям, мы ничего не меняем. Видя сучок в глазу брата, не замечаем бревна в своем оке (Матф. 7:3).
Отличить праведный гнев от неправедного легко при помощи простого теста. Неправедные эмоции направлены против определенной личности, и при праведном отношении к человеку христиане проявляют эмоции по отношению к греху.
Виды проявления гнева
Любовь к самоправедности и самоправильности часто приводит к спорам, которые заканчиваются конфликтами и ссорами. При великом желании самоутверждения вместо конструктивного спора возникает поединок, тешащий самолюбие. При отсутствии доказательных аргументов в ход пускаются обиды, оскорбления, люди переходит на крик, теряя облик христиан.
По словам Ефрема Сирина, венцом победы покрывается первый, кто раскается в пылу ссоры, второй также будет под благословением, если сумеет принять раскаяние.
Обидчивость и злопамятство само по себе уже грех, ибо при этом отсутствует прощение и смирение. Неумение отпускать обиду и таить зло подобно кислоте, разъедающей душу изнутри. Обида, рождающая гневные эмоции, в первую очередь наносит вред нам самим. Порой обидчик, которого мы ненавидим, давно забыл о споре, проблемной ситуации, живет себе в радости, а мы носим этот мешок с обидами и злостью, надрывая сердце.
Злость является острым оружием, у которого оба конца острые, стрессом при поражении страдает в первую очередь обижающийся. Хотите быть здоровыми физически и психологически — прощайте.
Причины гнева
Несправедливое отношение в той или иной ситуации, как правило, вызывают ответную реакцию, которая меняет отношение к обидчику. Работодатель, супруг, дети, соседи могут нанести обиду, несправедливо отреагировав на любые действия или слова. Результат — гневные эмоции и желание доказать, наказать, судить, изменить, а это все функции Бога.
Сплетни, злословие, разного вида осуждения и слишком высокое мнение о себе часто приводят к раздорам, вызывая спор, ссору или ответные сплетни. Не обладая терпением и смирением, христиане часто впадают в гневное состояние, особенно если в какой-то ситуации кто-то стоит на пути к достижению желаемого. Не имея терпения дождаться изменений, люди теряют самообладание, проявляя злость и выражая гневные эмоции.
Последствия насилия часто оставляют в душе непрощение и желание отомстить, гневные эмоции выражаются в пожелании всего негативного обидчику. Желание удовлетворить свои желания и отсутствие возможностей осуществить задуманное часто приводить к негативизму, раздражению и злости, гнев находит выход в обвинении всех и каждого.
В списке семи смертных грехов зависть стоит перед грехом, часто являясь причиной возникновения раздражения. Рядышком притаилось и сребролюбие.
Гневная ответная реакция, рожденная завистью, часто приводит к негативным последствиям. Каин из зависти убил родного брата Авеля. Из-за желания занять тот или иной пост повыше люди способны на подлость, клевету, гневаясь из-за собственной несостоятельности. Господь видит все наши способности и таланты, и в Его воле даровать повышение по службе или выдвижение на более значимую роль в жизни.
Неумение сказать «Нет», рожденное неуверенностью в себе самом, рождает страх и давящее чувство проблем, приводит к внутреннему протесту, саморазрушению. Отсутствие самоконтроля и уважения к окружающему миру — постоянные спутники гневного человека, вечно всем недовольного.
Как справиться со смертельным грехом в православии
Проанализировав свои эмоции и поняв причину возникновения гневного поведения и раздражения, которое является корнями негативных поступков, можно переходить в наступление с грехом.
В своей нагорной проповеди Иисус четко определил направление к победе над страстями, пожелав, чтобы христиане молились за тех, кто ранит и гонит их.
В молитвенном прошении, наполняясь присутствием Духа Святого, обиженный человек начинает видеть во врагах детей Божьих, осознавать причины, побудившие поступать обидчиком таким или иным образом.
Согласитесь, молясь за врагов своих, люди поневоле оставляют гнев, отдавая весь суд в руки Творца.
Молитва от гнева аввы ДорофеяБоже милосердный и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей!
Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.
Находясь в плену гнева, мы сами закрываем Небеса для наших молитв.
Раздражительность и гневные эмоции победить помогает применение принципа взвешивания, который заключается в том, чтобы в момент огромного желания проявить гнев, вступить в ссору, сделать глубокий вдох и проанализировать все плюсы и минусы своего поступка, взвесив все на весах справедливости.
На одну чашу кладем то, что причинило боль, вывело из равновесия, на другую последствия проявления негативных эмоций:
- потеря душевного мира;
- разрыв дружеских отношений;
- опустошенность;
- чувство неловкости за ответные действия.
Избавиться от негативных эмоций, сделав паузу, можно просто уйти, оставив обидчика на суд Господа. Христианская зрелость позволяет относиться к различным ситуациям с чувством юмора. Умение радоваться в любой ситуации, видеть проблемные места обидчика, восприятие все содеянное против вас, как еще одну ступень в укреплении смирения и терпения, помогает «выпустить пар» до эмоционального взрыва.
В послании Павла (Тим. 6:6) говорится о том, что быть довольным и благочестивым следует приложить усилие, приобрести мир и умение радоваться. Умение выйти из гневного состояния дарует возможность в реальности и здравом сознании оценить сложившуюся ситуацию и принять верное решение. Воцерковленные христиане знают, что только Господь может исправить любую ситуацию по справедливости, но для этого надо уметь доверять во всем и всегда Создателю.
Изменить скандальный, вечно недовольный характер, в любую минуту готовый сорваться в гневном выражении эмоции человеку не под силу, это возможно только Всевышнему Создателю.
В послании Ефесянам Павел, дает и подсказку, что находиться в гневном состоянии можно только до захода солнца. Господь дарует свет праведным и недостойным, по Своему великому благословению Он прощает молящихся у престола Творца, но придет ночь и наполненная гневом душа может натворить много бед, разжигая в себе огонь злобы и мщения. Наступит новый день, разгоревшийся костер страстей зла погасить уже будет сложнее, дьявол займет свое место и доведет человека до еще большего греха. Вражда между людьми — цель и задача сатаны, мечтающего погубить Божий покой и мир в христианских душах.
Неумение управлять своими страстями приводит в смерти, если не физической, то душевной и духовной. Неумение налаживать отношения в мире и спокойствии часто становятся причинами разводов, о которых потом жалеют обе стороны, разрывов между родителями и детьми. Гордость и завышенная самооценка не позволяет отказаться от ответной реакции даже во имя сохранения хороших отношений в семье.
Человек, обладающий повышенным самомнением, самолюбием, комфортно себя чувствует в ситуациях особого внимания к его особе, хвалы, но как только появляется критика, вспыхивает огонь злости, раздражения. Христианин, знающий о личном горячем темпераменте, учится удерживать эмоции, жертвуя собственным самоотвержением во имя святости. Только сильным натурам, познавшим благодать Отца, под силу первому попросить прощение, и уладить конфликт.
Гордость никогда не уступит своего места, находясь в тесной дружбе с гневными переживаниями, победив раздражение можно остаться горделивым, пренебрегая мнением других.
Святые Отцы называли гневное проявление эмоций ложкой дегтя, которая может испортить весь мед. Они утверждали первой причиной, отгоняющей благодать Божию из сердец христиан, является гнев. В тупик заходят те православные верующие, которые самооправдываются тем, что гневаются не так сильно, как сосед или сотрудник по работе. Святые Отцы видят в этом замаскированных бесов. Они не проявляют себя полностью, обладая эмоциями христиан, отравляя их существование малой толикой яда.
По словам Иоанна Лествичника, грех гнева в православии приводит к помутнению разума, в своем послании апостол Иаков подчеркивает, что с помощью гнева правды не добьешься (Иак. 1:20).
Единственное сильное оружие против гнева
Мы часто говорим, что Бог есть любовь, именно любовью создан мир, на любви держится человечество.
Даже праведный гнев в православии строится на любви, которая способна исцелить любой недуг. Пример всепрощающей любви дал Христос, когда, проходя через Самарию, Он не получил достойного гостеприимства, то на предложение апостолов сжечь селение громами и молнией, Спаситель сказал, что Он исцеляет любовью. (Луки 9:56).
Тот, кого называли «сыном грома», Иоанн закончил жизнь, как апостол любви, побеждая любовью гнев гонителей и палачей. Только жесткая необходимость может толкнуть нас к радикальным мерам, когда использованы все методы исцеляющей любви.
«Избавиться от негативных эмоций, сделав паузу, можно просто уйти, оставив обидчика на суд Господа»… А как быть, если уйти невозможно? Если на негативные эмоции провоцируют самые близкие люди? Да, понятно, что зачастую нечистый искушает человека как раз через самых близких и дорогих людей. И ты стараешься понять это, простить. Но это ранит в полную силу.Это просто выбивает из колеи. Зачастую очень жестко! Возможно ли абстрагироваться от этой ситуации, не разрывая связи с близкими или обидевшим тебя человеком, с которым так или иначе ты связан по жизни? Как отделить обиду от любви к близкому человеку? Как сохранить внутреннюю гармонию в такой ситуации и не омрачить дух свой или не впасть в уныние и неуёмную печаль? По-моему, это высший пилотаж духовной практики.
Добрый день. Сложно ответить вообще, вне конкретной ситуации. Возможно, в каких-то обстоятельствах и необходимо разрывать отношения. К примеру, если отец семейства постоянно изменяет супруге, или неудержимо агрессивен, бьет детей и жену, а никакие увещевания не могут на него повлиять. В таком случае, особенно если есть угроза жизни и здоровью детей и других членов семьи, утеряна всякая надежда, что человек образумится — да, необходимо прерывать отношения. Иногда можно встретить мнение, что православный человек должен терпеть до конца, что святость брака нерушима и развод неприемлем ни в каких случаях. Тем не менее, и Социальная концепция Русской Православной Церкви, и Поместный Собор 1918 года называют целый перечень причин, по которым может быть расторгнут даже венчанный православный брак. Конечно, это всегда беда и боль для обоих супругов, но иногда другого выхода просто не существует. Это к слову о том, возможно ли абстрагироваться, не разорвав отношения. К сожалению, это возможно не всегда.
Если же по каким-то обстоятельствам нет возможности оградить себя от негативного влияния близкого человека — остается только нести это, как Крест, данный Господом для нашего научения и духовной пользы. Безусловно, это очень тяжелый путь, но он может принести большую пользу душе человека, если нести его со смирением и упованием на Божью Волю. Конечно, человек сам по себе не способен понести такую ношу, поэтому необходимо молиться, прибегать к помощи святых, воцерковляться и всячески выстраивать свою жизнь по христианским заповедям.
На практике, в обычной повседневной жизни, если мы не можем выносить ранящих и обижающих нас близких, мы можем и должны попытаться выстроить некие границы, чтобы защитить себя и свою семью. Но очень важно постараться не впадать в ненависть. Конечно, любить своих врагов той любовью, которой их любил Христос, мы не можем. Но каждый человек может усилием воли заставить себя не делать зла в ответ на зло. Не мстить. Не желать плохого. По мере сил и возможности сделать что-то хорошее для обижающего нас человека. Как минимум, нужно стараться прилюдно не рассказывать о той грязи, которую порой выливают люди друг на друга. Это уже будет первый шаг к принятию того испытания, которое для чего-то послал Господь. Такие действия нужны не для того, КТО обижает, а для того, КОГО обижают — заставляя себя усилием воли не мстить и по мере возможности делать добро, мы приучаем свое сердце и свою душу к милосердию, к христианской любви. В обратном случае мы только усилим то зло и ту ненависть, которой и без нас много в мире.
Спасибо, Екатерина! Есть еще вопрос: существует ли в действительности «праведный гнев»? Или этот термин — исключительно человеческое изобретение? Как церковь относится к этому понятию?
Да, праведный гнев существует. Об этом нам говорит само Священное Писание (Евангелие от Матфея 21:12), когда Христос силой и в гневе выгнал торгующих из Храма. Христос имел в себе полноту человеческой природы, Он не был лишен всех человеческих чувств. Но Он был лишен одного — греха. И даже изгоняя нечестивых торговцев из Дома Божия, Он мог не согрешать.
Еще один известный пример — поступок архиепископа Николая Мирликийского, впоследствии ставшего нашим излюбленным святым, Николаем Чудотворцем. «Образ кротости и правило веры» — так о нем принято говорить. Но это не помешало ему на Вселенском соборе дать пощечину еретику Арию, который своим лже-учением сбил с истинного пути множество новоявленных христиан.
Глядя на эти и многие другие примеры, можно говорить о том, что праведный гнев существует. Другой вопрос в том, доступен ли он нам, обычным людям? Чаще всего, к сожалению, не доступен. Для того, чтобы гневаться без греха, нужно достичь определенной духовной высоты и бесстрастия — т.е. по сути приблизиться к святости. Мы же, как правило, гневаемся страстно, озлобленно. Именно поэтому все святые отцы советовали упорно преодолевать в себе гневливость. Кроме того, праведный гнев не может проявляться часто, это реакция на какое-то особое, выдающееся событие. Но в повседневной жизни мы сердимся и гневаемся практически ежедневно, и такой гнев нельзя назвать праведным.
Гневливость — это значит означает что человек слаб головой, надо иметь железный характер не оскорбляя обидчика.
Добрый день. Конечно, состояние нервной системы и психики играют важную роль в обуздании страсти гнева. Поскольку человек содержит в себе предпосылки к каждой страсти, особенности характера или психические заболевания могут влиять на проявление тех или иных страстей. Искоренять гневливость нужно обязательно со всех сторон — молиться Господу об избавлении от страсти, совершать поступки, ей обратные. Для тех же, кто чувствует негативные изменения в своем психологическом состоянии — обязательно нужно с ним работать. Возможно, нужно посетить специалиста, принимать какие-либо лекарства для успокоения нервной системы, психического равновесия. Успокоившись таким образом, человеку будет проще преодолеть в себе духовный надлом.
К примеру, гневливость и раздражительность часто являются спутниками такого заболевания, как депрессия. Для больного человека будет очень важно как выполнение рекомендаций врача, прием антидепрессантов или других назначенных препаратов, так и посещение храма, молитва, усугубление духовного делания. Постепенно, приводя свою нервную систему и психику в порядок и возрастая при этом духовно, такому человеку будет проще победить в себе страсть гнева.