Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Грех злословия в православии

Злословием называют неоправданное и грубое осуждение другой души, а также пристрастную и богохульную оценку Господа, небесных посланников и человечества. Грех этот ранит тяжелее деяний, отнимает утешение. Злословящий должен страшиться и трепетать, так как своими порицаниями приносит вред себе, позволяет скопиться в собственном сердце дурным энергиям. Умышляющий неприятности другому сам постепенно погибает, сгорая в огне справедливого Божьего гнева. Противоположность злословия — это молитва, которая желает добра и «своим» и «чужим», не делая различий в Единстве.

Опасность злословия

Нет ничего хуже подобного косноязычия, уничижения ближнего, ведь этим поведением возвышаем себя и берем в свое распоряжение верховный суд, которым единственно имеет право руководить только Господь. Напрасно клеветники и злословцы поносят других людей, большая жизнь которых им неизвестна. Для них (и не только) лучше порицать собственную личность, так как каждый знает себя, свою греховность достовернее и должным образом.

Злословие — это неоправданная, чрезмерно грубая форма осуждения
  • Человек не способен обозреть судьбы сыновей и дочерей Господа, поэтому не имеет права косноязычный судить о нравственности друзей или же врагов. Иногда может случится, что брат наш согрешил по незнанию, но в его сердце заложена одна добродетельная черта, угодная Всевышнему. Именно она когда-нибудь, по воле Творца, разрастется в прекрасный богоугодный мотив, который принесет колоссальную пользу миру.
  • Здесь и кроется ошибка тех, кто злословит, ибо отягчает собственную душу гнетом несправедливого осуждения. Всевышний Творец знает о всех поступках, ошибках и милует, когда приходит раскаяние. Клеветники видят только малейшую часть судьбы осужденного ими брата, но не ведают, каких трудов тому пришлось приложить и какое покаяние понести.

Грех злословия влечет за собой множество других страстей, к которым относят ложь, уныние, дерзость, непокорство и т.п. Эти слабости характера отлучают от Единого Бога, соблазняют на свершение неправедных поступков, приводят к обидам, ссорам, гневу, а также лишают любви к Творцу, внимания к собственной деятельность и способности произносить искреннюю молитву.

Мнение святых отцов

Святые отцы учили: злословие есть клевета, ложь и несправедливое суждение о другом человеке.

По словам аввы Дорофея, ничто иное так не оскорбляет Господа, не разрушает защиту человека от мирских страстей и не ведет к полному атеизму, как осуждение. Однако человек невежественен, его язык в спешке уничижает ближнего, если появляется подозрение. Клеветники не могут остановиться в своем горестном начинании, стремясь разнести весть о грехопадении другой личности. Так они вредят окружению и собственной душе. Подобные дела в сладость дьяволу, который рад уничтожить человека, так как всегда завидовал ему.

Интересно! Апостол Павел советовал всем держать язык за зубами, а говорить только к месту, культурно и по-доброму. Он сравнивает злословящих с тягчайшими грешниками, которые не смогут наследовать Небесного Царства.

Апостол Иаков подтверждает, что злой язык отравляет тело, становится врагом душе. Святитель горюет, так как дурное слово, несущее за собой большие неприятности, тяжело укротить или уничтожить заранее. Некоторые люди же испытывают большое удовольствие, поливая грязью других. Этому способствует их фарисейская философия, которая гласит: «Слава Богу, что я отличаюсь и не такой, как все остальные».

Иоанн Златоуст считал злословие опасным пороком, приводящем к скорби

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «если жизнь наша добродетельна, смиренна и милостива, а мы не отвечаем на оскорбления, но принимаем их с радушием, то сама природа встанет на нашу сторону и отстранит все самое дурное». Не следует беспокоиться о молве вокруг имени, ибо при внимательном анализе злословящих станет ясно: они удивляются добродетели, рукоплещут и восторгаются светом праведной души. Враг человеческий вскоре отступает, так как боится одарить великой славой добродетельных людей, относящихся даже к врагам с высшей любовью.

Пророк Иоанн советует не расслабляться пустыми беседами, ибо подобные разговоры являются причиной проявления клеветы.

Важно! Истинный христианин отстраняется от пустословия, которое рождает непокорство, дерзость и нерадение. Разглагольствование разносит с быстротой ветра ложь, несправедливость и раздор, оно подавляет любовь к умственным трудам самопознания.

Причины и последствия

Корнями греха злословия называют ненависть, зависть, многословие и отсутствие милосердия. Клевета — невидимый носителю недуг, болезнь, укрывшаяся глубоко в сердце, она истребляет любовь, чистоту и порождает скверну. Скорые судьи ошибок других переполнены злословием оттого, что в их памяти не существует попечения о собственных поступках. Бесы побуждают людей грешить, а если у демонов этого не получается, то они нашептывают малодушным осудить своего ближнего.

  • Помнящий дурное и завистливый, одержимый ненавистью и несогласием с легкостью порицает всяческое учение, деяния и добродетели. Есть и такие, кто тайно совершает тяжкие преступления, но открыто считает себя лучше всего остального мира и нещадно критикуют ближних за легкие проступки.
  • Осуждение и клевета являются плодом немилостивого ума, который наслаждается унижением, попранием чести и очернением имени других людей. Такая сущность утверждается в тех, чей дух преисполнен жаждой ментального убийства. Из немилосердного и злорадного разума также появляется дьявольская клевета.

    Библия советует воздерживаться от злословия
  • И. Лествичник поведал в своих писаниях о разоблачении злословящих. Он отметил, что последние, оправдываясь перед святителем, упоминали о том, что они делают это из любви и попечения. Однако истинная любовь никогда не высмеивает ошибки и грехи, она приводит доброго человека к тайной молитве.
  • Грех выходит наружу, показывает свое отвратительное естество, если ему потакать и давать набирать силу. Осуждающий поддается этой болезни, он выносит в свет личный суд. Постепенно эти слова распространяются в обществе, так как существует непреодолимое желание поделится об ошибках других людей. Злословие переходит границы допустимого, родившись в сердце неумного, оно наносит огромный вред, подобно отвратительной болезни. Клеветники получают большое удовольствие в своем грязном деле, они даже иногда осознают, что поступают неверно, но остановится тяжело. Это говорит о сильном укоренении греха осуждения в душе несчастного злословца.
На заметку! Языком называют знаковую систему, цель которой соотнести понятийное содержание с написанием или звучанием. Основными её назначениями является обмен, накопление и сохранение информации. Общество не должно забывать, что основными характеристиками справедливого мира является совесть, распознавание добра и зла, сочувствие, самопожертвование, дружба и милосердие. Если происходит отклонение от лучших качеств, окружение начинает страдать.

В предании о Вавилонской башне видим, как человечество, погрязшее в словесных нечистотах, зависти и гордыни, понесло справедливое наказание от рук Господа, — оно распространилось по всему свету, не понимая язык друг друга.

Ответ на клевету и избавление от греха

Говорить о греховности ближнего разрешено только в случае желания исправить его или же наставить на путь истинный. Если же человек не придерживается подобной правильной цели, это считается поношением, оскорбление, клеветой. Подобные недостатки вскоре спровоцируют рождение в глубинах сердца губительной скверны. Авва Мегефий говорит: добрые беседы о духовной пользе укрепляют ум, рождают братскую любовь и способствуют восхождению на Небеса, а злословия и осуждение низводят в адские глубины, где людей поджидают великие страдания и боли.

  • Когда человек, которого злословят, смущается и начинает воспринимать эти слова близко к сердцу, значит, что он во власти гордости. Её необходимо победить и изгнать из сердца. Иоанн Кронштадтский советует: не нужно раздражаться насмешками и осуждениями, не следует питать к ним ненависти, самое правильное — полюбить злословцев, ведь они являются врачевателями души, посланными Господом для удаления гордыни и научения смирению.
  • Если глубже рассмотреть этот вопрос получается, что злословцы наговаривают не на бессмертную душу, но на страсть, гнездящуюся глубоко в сердце. Грех гордыни выбивается колкостью других, если сам человек не в состоянии справиться со своей страстью. Когда мы перестанем реагировать на дурные слова в свой адрес, тогда и поймем, что исцелились от тяжкого душевного недуга.

    Православные отцы рекомендуют молиться за людей, которые осуждают нас
  • И. Лествичник дает совет по искоренению страсти осуждения: вину следует приписать незлословящему человеку, но принуждающему к этому действу бесу. Не нужно пристыжать ближнего, клевещущего в нашу сторону, лучше напомнить ему, что каждый ежедневно впадает в лютейшие страсти и не имеет права судить о других. Чтобы избавиться от злословия, необходимо рассмотреть собственные недостатки, тогда деяния других покажутся совершенными.
  • Если человек заметил, как начал клеветать на другого, он должен сменить тему и немедленно переменить мысль на полезную. Страсть злословия непременно будет побеждена при помощи братской любви и благоговения перед могуществом Бога. Всем людям, так легко впадающим в греховность, полезно бояться справедливого гнева Господа.
  • За языком своим следует следить внимательно, чтобы и по незнанию не породить дурное, обидное слово. Не нужно и возмущаться гневом, если придется услышать недоброе в свой адрес; нет необходимости в ответном оскорблении и дерзости, потому что неприлично и бесчеловечно подобное поведение перед очами справедливого Небесного Отца. Обретшие благоговение перед всемогуществом Творца люди начнут встречать друг друга с братской любовью.

Преподобный авва Дорофей отмечает, что грех злословия возникает в человеке от недостатка или полного отсутствия любви. Именно бессердечный и не умеющий любить человек игнорирует лучшие качества другого и пристально разглядывает даже малейшие недостатки.

Советы мудрых

Чтобы избавиться от страсти злословия, нужно сделать свое сердце и ум милостивыми к окружению. Когда приходит позыв к клевете, следует вспомнить о милосердии и тайной молитве перед Господом.

Необходимо принимать людей с одинаковой приветливостью, демонстрировать, что ты не выше и не ниже в духовном отношении. Благоразумно остерегаться долгих бесед о материальном, лучше концентрировать сознание на Священных Писаниях.

Важно! Церковь советует христианам не отвечать на злоречие обидой или гневом, лучше — совершать тайную молитву за злословящего брата и внушать ему доброе поучение о несправедливости дурных слов, ибо каждый грешит перед Господом.

Однако молчание называют самым удивительным повествованием, прославляемым великими христианскими подвижниками. Зная же о том, что в прошлом наговорили много плохого, впредь нужно стараться удержать порывы языка. Со временем человек научится не говорить лишнего и дурного.

Святые отцы назидают не начинать беседу прежде, чем будет задан конкретный вопрос. А когда пришло время отвечать, нужно помнить о благоговении и смирение, это не позволит родиться в разуме злословному началу. А чтобы не показаться нерадивым и замкнутым, следует дать ответ, но в короткой форме, которая не позволит разрастись пустословию. Если же вокруг нас постоянно слышны разговоры о плотском, нужно научится вспоминать о молитве в этот момент, при этом не прерывая речи своего брата.

Как реагировать на клевету? Протоиерей Владимир Головин
Обсудить статью и задать вопросы о православной вере можно в комментариях: