Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.
Что такое икона
Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:
- живописные картины на религиозную тему;
- народные иконы;
- церковные иконы.
Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.
История
Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:
- Византийская империя;
- Киевская Русь и Московское государство;
- Болгарское царство.
В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.
Кто может писать святые образы
В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.
- Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
- Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
- Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
- Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
- Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.
Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.
В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.
Как пишут икону
Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.
Деревянная заготовка
Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:
- липа;
- лиственница;
- ель;
- сосна;
- кипарис.
Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:
- Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
- Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
- Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.
Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.
Подготовка основы
Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.
Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.
Создание образа
В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:
- Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
- После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.
- Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
- Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
- Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.
Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.
Чем пишут иконы
Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.
Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.
Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:
- придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
- возможное появление темных пятен при нанесении;
- наличие свойства со временем темнеть.
Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.