При входе в любой православный храм можно увидеть несколько особых изображений Иисуса Христа, Богородицы и прочих святых — икон. Однако для многих людей наличие подобных изображений становится камнем преткновения и причиной никогда не посещать храмы. При этом Иконопочитание является догматом веры.
В сторону православных людей постоянно звучит обвинение в идолопоклонстве — якобы они поклоняются дереву или картинкам. Откуда пошла традиция почитания святых ликов и почему это не является грехом?
Иконы в текстах Ветхого Завета
Главным стихом, которым апеллируют люди, выступающие против святых ликов — это 4 и 5 стих книги Исход. В этой главе Господь дает Своему народу 10 Заповедей и одна из них говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения». Именно это место цитируют православным говоря, что они идолопоклонники. Однако это неправильно, вырывать место из контекста всей главы, ведь ранее, в 3 стихе Бог наказывает народу не иметь других богов, а поклоняться лишь Всевышнему Иегове. Поэтому создавать рисунки разрешено, но запрещено делать их посвященными другим богам, воплощая их на бумаге, дереве или в виде скульптур.
При чтении описания храма, который построил Соломон в Иерусалиме, можно найти описания херувимов и ангелов, который окружают Господа на небесах. Это описано в 6 главе третьей книги Царств. Также там присутствуют картины деревьев и мелких растений, поскольку евреи использовали их для украшения храма и изображения творений Отца Небесного. То есть в самом главном храме в Иерусалиме были различные картины на стенах, и Бог ничего не сказал Своим пророкам о неправильности этого.
В то же время, читая книгу Исход можно найти описания золотого тельца, которого вылили евреи из золота, полученного в Египте. Он был сделан с четкой целью — поклоняться ему. Господь, видя это, жестоко покарал всех, кто поклонялся созданному изваянию.
Важен не сам предмет, а отношение к нему человека. Можно иметь дома святой лик и поклоняться живому и всемогущему Богу, а можно не иметь Господа в сердце и поклоняться деньгам или нарисованному красивому актеру, делая из него идола. Важны лишь мотивы человеческого сердца.
Святые лики в первых веках
Икона — это образ, отображение кого-то или чего-то на материале, будь то бумага или дерево. Другими словами, это некий отпечаток реальности, например, воспоминание — это тоже отпечаток события в памяти. Святой лик в данном случае — это отпечаток или отображение человека на деревянном или бумажном холсте с помощью красок. Библия — это тоже своего рода икона, просто она показывает Творца и многих людей словами, а не красками.
По преданию, первым иконописцем был ученик Павла евангелист Лука. По свидетельствам своих современников он написал портрет Христа по описанию учеников, а также нарисовал Деву Марию. В исторических документах описывают момент встречи Луки и Богородицы, когда тот принес к ней нарисованные образа. Богородица, осмотрев доски, благословила их и самого иконописца, а также сказала: «Благодать Сына Моего и моя пребудет на этих образах». Иконы святого Луки дошли и до наших дней, самые известные из них — это лики Иверской Божьей Матери и Владимирской.
В римских катакомбах, где скрывались первые христиане и проводили собрания, найдено огромное количество изображений Христа и святых людей того времени. Много рисунков мучеников, погибших от рук римских гонителей. В первые века широко была распространена практика изображения тех мучеников, которые погибли за веру и распространение этих картин среди церквей. Это делалось для поднятия духа у гонимых христиан и для укрепления их твердости в выбранной вере.
Ересь иконоборчества
Начиная с первого века от Рождества Христова и до 8 века иконопись получила широкое распространение, особенно учитывая жестокие гонения первых веков и желание людей передать поколениям подвиг веры мучеников. Образа начинают появляться в храмах и монастырях, начинает расцветать это искусство среди монахов, которые посвящают свою жизнь для молитвы и проповеди Евангелия через рисунок.
Однако в теле Церкви постоянно происходили разногласия, и многие начали обвинять других в идолопоклонстве. Противники христианства также стали стремиться уничтожить все проявления этой религии, и предпринимали все возможное для убийства мастеров и уничтожения самих святых ликов. Это движение стремительно распространилось по территории Византии в 8-9 веках и стало называться иконоборчеством.
Причины возникновения
Многие богословы склонны считать одной из важнейших причин возникновения иконоборчества неправильное понимание создания святых образов. В первые века христианство серьезно боролось с язычеством, при этом многое перенимая от него, и люди перестали четко видеть и осознавать, что же такое истинное христианство, стремясь уничтожить все, по их мнению, «лишнее». Кроме того, распространение суеверий от язычников также сыграло свою роль в возникновении ереси иконоборчества.
Одними из главных противников панагий были императоры, поскольку именно в изображениях святых они видели угрозу своему величию. Люди передавали рисунки, с их помощью проповедовали Христа и все это, по мнению правителей, негативно отражалось на их могуществе и влиянии. Одним из примеров такого ложного мышления является император Лев Исавр, который под влиянием суеверий решил уничтожить все образа в храмах.
Главными причинами возникновения ереси стали:
- Недостаток образованности среди христиан.
- Неправильное понимание значения икон.
- Влияние суеверий язычников.
- Желание уничтожить христианскую веру и все ее проявления.
Ересь иконоборчества была сторонним проявлением гонений, а также недостатком у христиан понимания, какое важное значение в распространении веры в Спасителя Иисуса имеют святые изображения.
Сопротивление и гонения
Следствием распространения ереси, а также участия в ней правителей, стали гонения на тех, кто создавал изображения, и кто стремился их распространить в храмах. Стали безжалостно уничтожаться все изображения, которые так или иначе могли относиться к христианству: фрески, иконы, украшения храмов, скульптуры. Образа резали, сжигали, замазывали красками, топили в морях и болотах. Кроме этого, стали жестоко наказывать всех, кто имел дело с иконами — людей пытали, сажали в тюрьмы и казнили за поклонение образам.
Особенно пострадали при движении борцов монахи, ведь именно они создавали иконы, расписывали храмы и занимали важное положение в иконопочитании. Иноков публично избивали плетьми, побивали камнями, гнали из монастырей и убивали, попутно уничтожая их труды. Кроме монахов, пострадали и патриархи, среди которых был Никифор, Герман I, а также богослов Иоанн Дамаскин.
При занятии престола Византии регентши императрицы Ирины иконоборчество стало утихать, поскольку Ирина была сама противоположенного мнения. Она поспособствовала проведению Седьмого Вселенского Собора в 787 году, на котором были преданы анафеме иконоборцы и принят догмат об иконопочитании. Собор разрешил создавать и применять в богослужениях изображения Христа, Богородицы, святых мучеников и ангелов, поскольку это не является идолопоклонничеством.
Значение иконопочитания
Икона — это не просто картинка или рисунок. При ее создании художник долгое время проводит в молитвах и посте, стремясь передать истинный образ изображаемого. После создания доски ее освящают с помощью чтения особенных молитв и окропления святой водой. В этот момент на доску сходит благодать Святого Духа, и только она делает икону святой. Это не просто рукотворное изображение, но сосуд для Божьей благодати.
Именно освящение отличает доску от простых художественных картин и пейзажей. Благодатное присутствие того, кто изображен, посредством Святого Духа пребывает на простом холсте.
Для чего необходимы иконы? Во-первых, для того, чтобы люди постоянно имели перед собой напоминание в виде изображения Господа. Это не только придает сил в тяжелые моменты, но и постоянно побуждает человека провести какое-то время в молитвах, заставляя отвлечься от суетливых будничных дел. Во-вторых, образ помогает сконцентрироваться в ходе богослужения, облегчая человеку представление Христа.
Намного легче молиться, видя перед собой пусть примерный, но портрет Спасителя. Последняя, но одна из важнейших целей иконописи — это передача молодым поколениям изображений тех людей, которые пострадали за веру, будучи стойкими и храбрыми. Речь идет про многочисленных мучеников и святых людей, которые посвятили жизнь Господу.
Икона — это не идол, это всего лишь картина, пусть и благодатная. Истинные христиане могут справиться и без них, молясь и поклоняясь Господу в квартире или в пустом поле одинаково страстно. Это всего лишь символ, однако, прежде чем обвинять православных в идолопоклонстве, стоит подумать, нет ли в вашей жизни созданного кумира, которому вы поклоняетесь?