Православный информационный портал
Православный
информационный
портал

Крестные страдания Иисуса Христа

В период, который дается всем православным христианам для подготовки к главному торжеству — Светлому Христову Воскресению — целая неделя отводится на воспоминания страданий Господа нашего Иисуса Христа на Кресте. Эти дни Страстной седмицы, следуемые сразу после святой Четыредесятницы, являются самыми скорбными и самыми страшными во всем богослужебном году.

Мы не способны вместить всю глубинную суть происходящего в эти дни, но даже те небольшие отголоски, которые касаются нашего сердца, наполняют его трепетом перед свершившимся. В то же время мы имеем великое утешение — знание, что уже через несколько дней нас ждет великое торжество Воскресения. Ученики Христа, которые проводили вместе с Ним Его последние дни на земле, были лишены такого дара — они опытно еще не знали, что Христос воскреснет. В чем же суть страданий Христа и что они дают человечеству?

Начало Крестного пути

Внимательно читая Евангелие, можно сказать, что страдания Господа берут свое начало задолго до распятия. В христианской традиции есть праздник под названием Вход Господен в Иерусалим. Можно сказать, что именно в этот день начался обратный отсчет к тем мучениям, которые Господу пришлось претерпеть на Кресте. Чем же отличился этот день?

Вход Господень в Иерусалим

В этот день Господь вместе со своими учениками торжественно въехал в приделы Иерусалима, где Его радостно встречал народ. Под ноги процессии стелились пальмовые ветви, люди кричали «Осанна в вышних», приветствовали грядущего, как нового Царя Израилева — радостно, торжественно, с ликованием. Складывалось впечатление, что, наконец, все труды, исцеления и чудотворения Христа были замечены народом и оценены по достоинству, и вот Ему отдается заслуженная честь.

Тем не менее Вход Господен в Иерусалим знаменует собой начало пути Христа к своей смерти. Почему так? Дело в том, что происходящее очень по-разному оценивалось самим Христом и встречавшим Его народом. Люди ждали и видели в нем нового Царя, как политического лидера. Они ожидали, что с Его приходом израильский народ, наконец, поднимется с колен, обретет политическую и экономическую независимость, а все враги будут отомщены. Люди ожидали торжества мести, ликования, богатства, они хотели воздаяния за многие годы унижения.

Христос же нес к ним совершенно другое Царство. Оно было не от мира сего, и сулило неземные блага, богатства и радости, а духовные дары и жизнь вечную. Царство Христа должно было открыться не в повседневной жизни, но в душах и сердцах человеческих. И зачастую для понимания этого нужно было как раз от земных благ отказаться. И израильский народ оказался не готов воспринимать такие духовные высоты. Обманутые в своих ожиданиях, эти люди совсем скоро вместо «Осанна» будут яростно требовать у Понтия Пилата, чтобы Тот, Кто пришел как Царь, был распят, как последний разбойник.

Испытание одиночеством

Следующая евангельская веха в Христовых страданиях — ночное моление в Гефсиманском саду. Из повествования евангелистов нам известно, что после Тайной Вечери Иисус с учениками выходит в ночь, уходя за Кедрон. С Ним идет много учеников, но в сам сад Он берет не всех, а только лишь Иоанна, Петра и Иакова, как свидетелей Своего преображения. Он их просит не предаваться сну, а Сам начинает молитву.

Икона Спасителя «Моление о чаше»

Молитва Гефсиманской ночи переломна, поскольку именно в этот момент Христос остался один на один со своей человеческой природой. Будучи Богом, Он знал, что Его ждет впереди. Но, будучи в той же мере и человеком, Он боялся предстоящих мучений и смерти. Поэтому просил в Своей молитве, что, если это возможно, пусть Его минует сия чаша. Но смиренно добавлял, что пусть будет по воле Отца, пославшего Его.

Человеческая натура Христа смертельно страждет и томится в ожидании грядущих испытаний. Однако Небеса не отвечают на Его мольбу. Евангелист Лука свидетельствует, что Христос настолько сосредоточенно молился, что Его чело покрывалось кровавым потом. Это не образное выражение для внешнего эффекта — действительно, в моменты сверхнапряжения, когда человек настолько сосредоточена на важном, что испытывает сильнейшие перегрузки, у него могут лопаться мелкие кровеносные сосуды и вместе с потом проступает кровь.

Это важное свидетельство того, насколько глубоко Иисус был погружен в молитву и каких усилий она Ему стоила. Ученики же Его, несмотря на важность происходящих событий, засыпают от усталости прошедшего дня.

Важно! Христос остается совершенно один, он очень скорбит — спящие ученики, кромешная ночная тьма и молчащие Небеса. Кажется, что все Его покинули, и даже Отец Небесный не слышит Его взываний. И земля, и Небеса застыли в безмолвии перед грядущим страшным искуплением.

Неправедный суд

После предательства Иуды, Иисус оказывается в руках у солдат, которые ведут Его на суд к Понтию Пилату. Пилат видел в Нем невиновного и мог бы Его оправдать, но это бы означало, что ему пришлось бы идти против народа и против действующей власти. И он побоялся это сделать. Тем не менее,он предпринял попытку спасти Христа, отдав Его не сразу на казнь, а приговорив к бичеванию. По законам того времени, преступник не мог быть осужден на два наказания за одну и ту же вину, и Пилат надеялся, что если Христос сможет пережить бичевание, народ удовлетворится только этим наказанием.

Понтий Пилат осудил Христа на бичевание и распятие

Бичевание представляло собой до 40 ударов кожаной плетью из пяти хвостов. На концах каждого хвоста находилось по два свинцовых шарика. Первые удары наносили небольшие рассечения и кровоподтеки, но каждый последующий удар ранил тело все сильнее и сильнее. К концу экзекуции тело осужденного представляло собой окровавленное месиво с глубокими ранами до самых костей. Не каждый пленник был способен перенести такое, поэтому часто бичевание оказывалось смертной казнью.

Однако врагам Христовым оказалось недостаточно таких пыток. Они стали требовать у Пилата, чтобы Иисус был распят. Пилат предпринимает еще одну попытку спасти невиновного — он предлагает Его отпустить, как принято было делать по обычаю тех времен перед праздником. Но толпа требует отпустить вместо Него разбойника Варраву, а Христа предать на смерть. Пилат сдается под требованиями и не смеет идти против воли народа.

Окровавленного и измученного Христа и тут не оставляют в покое. Солдаты начинают глумиться над Ним, надевают на Него подобие тоги, дают в руки палку, символизирующую жезл. На голову надевают колючий терновый венец, который означает корону. Весь Его облик должен обозначать униженного царя. Солдаты бьют Иисуса, плюют Ему в лицо. В таком виде, уже практически обессиленного, униженного и измученного, Его и поведут на Голгофу.

Страдания на Кресте

Позорная казнь через распятие предполагала, что осужденный на смерть самолично несет крест к месту распятия. Та же участь ожидала и Иисуса, но к этому моменту Он уже настолько ослаб от предыдущих избиений и издевательств, что практически не мог идти.

Интересно! Поскольку следом за Христом на Голгофу поднималось много народа, солдаты переложили обязанность нести крест на некого Симона Киринеянина.

Вместе с Господом на Голгофу восходили два разбойника, которые были распяты по обе стороны от Него. Впоследствии один из них станет первым человеком, попавшим в рай. А другой так и останется осужденным на вечную смерть. Разница между ними двумя лишь в том, что благоразумный разбойник в последние минуты своей жизни разглядел в Христе что-то, что перевернуло его душу. Он покаялся, и в тот же момент получил обетование от Господа в тот же день попасть в рай.

В последние часы своей земной жизни Христос прощает раскаявшегося разбойника

Само распятие можно с уверенностью назвать одним из самых страшных и изощренных способов смертной казни, придуманных человечеством. Когда Христа положили на крест, солдаты пригвоздили Его ладони. При этом гвоздь пробивает нерв, что вызывает нестерпимую боль.

Ноги Господа были также прибиты к кресту, после чего его поставили вертикально. При этом вес всего тела приходился на пробитые ладони. Натяжение рук приводило к тому, что грудная клетка сдавливалась, и вздохнуть было невозможно. Чтобы дышать, необходимо было опереться на ноги и приподнять туловище. Человек, висящий на кресте, был вынужден постоянно двигаться вверх и вниз, чтобы дышать. При этом болевые ощущения были на грани шока.

Такие мучения продолжались несколько часов, и в это время случилось внезапное затемнение. Солнце померкло, и наступила тьма. Даже сама природа отказывалась принимать происходящее.

Помимо физических страшных мук, не оставляли Христа и издевательства. Солдаты и зеваки кричали Ему, что если Он действительно Сын Божиий, то пусть покажет силу, спасет Сам Себя, а заодно и двух других разбойников. Солдаты в это время делили снятую с Него одежду, о чем еще в Ветхом Завете мы видели пророчество у царя Давида.

Наконец, физические силы стали окончательно покидать Спасителя. Он возгласил громким голосом «Свершилось!», и что Дух Его готов отойти к Отцу Небесному. По традиции, солдаты часто приходили, чтобы перебить голени распятым, дабы те быстрее умерли. Поскольку Христа распяли прямо перед празднованием еврейской Пасхи, солдаты не могли допустить, чтобы распятые оставались висеть на всеобщем обозрении. Поэтому они пришли и перебили голени у двух разбойников. Подойдя же ко Христу, они увидели, что Он уже умер, чему немало удивились. Для верности один из стражников пронзил бок Спасителя копьем, и из раны истекла кровь и вода.

Зачем были нужны страдания Христа

Одним из краеугольных вопросов христианства является вопрос о том, зачем нужно было Христу переживать все то, что произошло. Почему для спасения человечества было недостаточно просто простить грехи, зачем их нужно было омывать кровью Богочеловека? Это непростой богословский вопрос.

Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом

Смертность и страдания изначально отсутствовали в природе человека, созданного Богом. Они стали результатом познания греха. Грех — это то, что разобщает человека с Господом, разъединяет Творца и творимое. И Христос, пройдя свой Крестный путь, сумел соединить то, что было нарушено в результате греха. Теперь такая возможность есть у каждого, кто выбирает путь христианина.

В страданиях Христа мы видим невозможное: бессмертный по своей божественной природе, но смертный по человеческой, Спаситель добровольно идет на мучения, чтобы своим божеством победить смерть. Не пройдя подобных испытаний, не измерив до самого дна всю имеющуюся в Нем человечность, Христос бы не смог воссоединить разрушенную связь между Богом и человеком.

Кроме того, Христовы страдания — это пример огромного смирения. Он принял все то зло, которое ему приготовило и преподнесло человечество, принял безропотно и добровольно. Он вместил в себя все имеющееся зло, чтобы каждый христианин мог почувствовать себя свободным от него. От нас только необходимо желание и стремление идти путем Христа, и нести собственный Крест.

О страданиях Иисуса Христа. Протоиерей Владимир Головин