Большинство людей испытывают страх перед часом смерти. Неверующие люди считают, что после кончины ничего не существует, и всячески оберегает и насыщают свою телесную оболочку. Но и христиане, зная о необходимости смертной памяти, страшатся вникнуть в суть одного из основополагающих христианских понятий. Для них непознанная жизнь в вечности кажется чем-то далёким и абстрактным понятием.
Что такое смертная память
Каждый активный христианин знает, что в конце жизни телесной продолжится духовное существование. Этот момент перехода души в бессмертное состояние, её мытарства перед приговором Господа и последующим Страшным Судом наталкивает верующих людей на размышления о смертном часе.
Смертная память — это не страх перед смертью, а осознание земного пути, как начала стяжания Божией Благодати, которую дарует Господь по милости своей. Она является условием активной духовной жизни, способствующим следующим духовным деяниям:
- очищению от греховных помыслов и деяний;
- адекватно оценивать дела, совершаемые в настоящем;
- осознавать безусловную важность духовной жизни в Небесном Царстве.
Память о смерти приводит к мыслям о Боге и укреплению Веры в Его Промысел. Православные люди под страхом смерти понимают не само воспоминание о кончине, а осознание того, что после начнётся иная жизнь. Осознание бесконечности бытия порождается укреплением веры, которая побуждает думать не о самом факте смерти, а о предстоящем ответе за свои прижизненные деяния перед Создателем.
Укреплять веру можно следующими путями:
- Пост и молитва — уникальные методы не только очищения от греховной скверны, но и способ укрепить свою веру, так как искренние молитвенные слова, обращенные к Господу, приближают человека к небесной благодати и создают смертную память.
- Чтение библейских текстов и богословских трудов пробуждает в сердце и душе людей веру в Замысел Божий, усиливая воздействие благодати на человека.
Виды страха смерти
Страх перед смертью — естественного состояние, ставшее последствием первородного грехопадения, которое изменило человеческую природу. Смертный страх имеет несколько видов, связанных с восприятием действительности конкретным человеком.
- Страх физической смерти испытывают скептически настроенные в вопросах веры люди. Они не верят в загробную жизнь, считая смерть абсолютным концом. При этом священнослужители отмечают, что появление чувства смертного страха у атеистов говорит о том, что их убеждения крайне неустойчивы.
Если смерть — окончательная черта, за которой ничего нет, то и бояться её незачем. Появление мыслей о возможности существования загробного мира говорит о возрождении в человеке духовной жизни.
- Боязнь справедливого наказания за земные прегрешения, испытывают люди, верующие в существование души и её перехода в другой мир. Они осознают греховность своей жизни, но ещё не постигли радость покаяния и слёзной молитвы. Осознание возможности кары небесной приводит к добродетельному смертному страху.
- Смертный страх, который отцы Церкви называют добродетелью, основан не на ожидании наказания за свои поступки, а на надежду обрести полное единение с Богом в благодатном небесном мире. Его испытывают верующие праведные люди, которые в процессе земной жизни готовятся к моменту перехода в совершенный мир.
Смерть в православии
Смерть в понимании многих людей является чем-то непонятным и потому страшным. Сегодня даже христиане предпочитают не говорить о ней. Но в православной традиции момент завершения земного пути имеет большое значение.
Смерть для православных людей является частью жизни, которая не прерывается, а возобновляется в другом мире. В свете этого окончание земного пути представляется воротами, за которыми находится вечное бессмертие. При этом телесная жизнь воспринимается как божественный дар, который позволяет душе усовершенствовать и выполнить своё основное предназначение — обрести единство с Господом.
Очищение ума и сердца
Для верующих людей смертная память — возможность пересмотреть своё отношение к телесной и духовной жизни. Понимая, что смерть может прийти неожиданно, истинные христиане не откладывают покаяние на неопределённое время. Они стремятся здесь и сейчас осознать свои грехи, отречься от них и не впускать их более в свою жизнь.
Смертная память, указывающая человеку на бесконечность бытия, возрождает человеческую душу от духовной смерти. За суетой современного мира люди забывают, что истинная жизнь наступает после физической смерти. В момент перехода перестают иметь значение материальные ценности и мнимые идеалы. Важной становится духовная подготовленность, достигающаяся путём благочестивой жизни, бескорыстного свершения благих дел, стяжании смирения и покорности Воле Господа.
Готовность к смерти
Смертная память помогает человеку подготовиться к переходу в вечную жизнь. Каждый человек приходит в земной мир, чтобы выполнить своё главное высшее предназначение — воссоединиться с Господом в вечной благодатной жизни. Путь к этой цели человек должен пройти во время земной жизни. Смертная память помогает людям адекватно оценивать реальность и ценить каждый день своей жизни.
Для верующих людей размышление о смертном часе неразрывно связано с верой в божественный промысел. Верующий человек ежедневно подготавливает свою душу к переходу в вечность, предаваясь молитве и посту, а также совершая богоугодные дела. Он понимает, что в будущем его ждёт новый совершенный мир.
Поэтому истинные христиане, живущие по Воле Господа, двояко воспринимают смерть. С одной стороны, они страшатся предстоящего Божьего Суда, а с другой — с радостью и покоем готовятся к переходу в мир вечный, надеясь милость Создателя и встречу в горнем мире с родными людьми.
Иногда Господь по милости своей даёт своим детям шанс на вразумление и исправление свое жизненного пути. Подводя человека к последней черте, Небесный Отец даёт ему шанс осмыслить свою жизнь и совершить дела, необходимые для духовного возвышение.
Многие люди считают такие случаи доказательством существования загробного существования. Но священнослужители отмечают, что духовное бессмертие, как и вера в Замысел Божий, не требуют вещественных и визуальных доказательств.
Святые предстоятели, по благодати Господней узревшие Царство Небесное, не находили человеческих слов чтобы описать увиденное место, так как небесная жизнь значительно отличается от земного существования.
Память о смерти в Священном Писании
Первые упоминания о необходимости страха смерти появляются в Ветхом Завете. В «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова» говорится, что человек должен помнить о смерти перед началом любого дела. Это позволит ему избежать греховных искушений и недостойных поступков.
Необходимость помнить о смерти основывается на вере в загробную жизнь. Её существование утверждается словами Спасителя: «Побеждающий облечется в белые одежды и не изглажу имени его из Книги Жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3:5).
О связи смертного страха с благочестивой жизнью на земле говорил апостол Павел. «Жало же смерти — грех, а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом». (1 Кор.15:54-58)
Богословы о смертной памяти
Святые Отцы Церкви и современные священники считают смертную память основой всех человеческих добродетелей. Эта мысль наиболее чётко выражена в словах преподобного Исаака Сирина: «Первая мысль, которая по Божьему человеколюбию западает в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая в сердце мысль об исходе сего естества».
Силуан Афонский считал, что без памяти о конце земного пути и переходе в иной мир даже самые добродетельные люди могут впасть в грех гордыни. Память смертная стяжает смирение и покорность Божией Воле, по которой совершаются все благие поступки. Эту тема развивается в труде «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова. Он, размышляя о духовном подвиге святых отцов, говорил следующее: «Без постоянного памятования о смерти и суде Божием они признавали опасным самый возвышенный подвиг, как могущий дать повод к самомнению».
Архимандрит Ефрем Святогорец призывал каждый час жизни необходимо помнить, что, переступив последнюю черту, человек уже не сможет изменить свою жизнь. Поэтому стяжать спасение необходимо каждую минуту земного пути.
Современный священник игумен Нектарий Морозов говорит, что «смерть ставит человека перед необходимостью осознанного проживания всей жизни».
Смертная память — основа добродетельной жизни, которая должна закладываться в сознание человека в раннем детстве. Она является главной христианской добродетелью, которая в сочетании с ежедневной покаянной молитвой, ведёт христиан по пути обожения.